Как миротворцы из Чернигова в Либерии побывали
Сергей Шаповалов с местными жителями
Либерия глазами миротворца
Перед началом встречи на телефон Сергея Шаповалова перезвонил его коллега из далекой африканской страны Либерия и рассказал о том, как обстоят у миротворцев дела сегодня. Можно констатировать, что либерийская погода в июле лучше, чем в Украине. В Африке всего +24 С и идут дожди, люди ощущают себя гораздо комфортнее, чем в 40-градусную жару в Чернигове. Вообще же, по словам Сергея Шаповалова, к африканскому климату привыкаешь быстро: день-два – и ты в норме.
- Там адаптация практически отсутствует, - рассказывает Сергей Шаповалов. - Дело в том, что там – все стабильно. Круглый год солнце встает в 7 и садится в 19 часов. Атмосферное давление – постоянное. Большая влажность ( 97%) и высокая температура (за 35 градусов в тени). Вся адаптация заключается в привыкании к отсутствию кислорода: нужно привыкнуть к тому, что для получения «кислородной нормы» нужно вдохнуть два раза, при том, что у нас это можно сделать за один.
В 2003 году либерийские повстанцы и правительственные войска подписали мирный договор, которым положили конец 17-летней войне, унесшей вместе с болезнями и эпидемиями тысячи жизней. В том же 2003-м г Верховная Рада Украины дала согласие на ввод в страну под эгидой ООН отдельного вертолетного отряда. На судне Sееvital и самолетах «Ан» украинский контингент был переброшен на западный берег африканского континента.
Сегодня в Либерии несет службу 56-й отдельный вертолетный отряд, в составе которого 275 военнослужащих ВС Украины. Они выполняют боевую задачу на восьми вертолетах «Ми-8» и трех вертолетах «Ми-24». Для обеспечения жизнедеятельности отряда используется еще 95 единиц различной техники. Дело в том, что украинский контингент стоит автономно на территории аэропорта, около столицы Либерии города Монровия. И всё – начиная от обеспечения питанием и водой до вопросов электрообеспечения – лежит на плечах украинского контингента.
Кроме авиационного контингента ООН, в составе 56-й отдельного вертолетного отряда в Либерии несут службу наземные войска из Бангладеш, Никарагуа, Ганы, Кении, Индии, Пакистана. Пакистанцы, как правило, выполняют инженерные задачи – ремонтируют дороги, мосты, переправы. Нигерийцы стоят на блок-постах («чекпойнтах»). Женский батальон из Индии осуществляет охрану посольства, президента и миссии ООН.
Остальные подразделения стоят «чекпойнтами» на случай какого-либо конфликта. А конфликты в стране – не редкость. Мало того, что через границу периодически пытаются пробраться в страну бандформирования из Сьерра-Леоне и Кот-д'Ивуара, с которыми Либерия граничит с севера и востока, так и внутри самой страны конфликты вспыхивают, как спички.
- Хотя у жителей страны нет огнестрельного оружия, во время конфликтов, которые могут разгореться по любому незначительному поводу, в ход идут мачете и биты, - рассказывает Сергей Шаповоалов. - И задача миссии ООН в таком случае – демонстрация силы.
Конфликты прекращаются, как только подойдут войска или даже вертолеты зайдут «на боевой курс». Что поделаешь: в стране выросло целое поколение, которое ничего не знает, кроме войны...
Экономика и инфраструктура Либерии сильно пострадали в результате гражданской войны. Сейчас страна является одним из самых бедных государств мира. ВВП на душу населения в 2008 году – 500 долларов (226-е место в мире, этот показатель ниже только в Бурунди, Демократической Республике Конго и Зимбабве). Около 80% населения живут ниже уровня бедности. Традиционно одной из крупнейших статей доходов являются пошлины за использование либерийского флага торговыми судами других государств.
Страна обладает крупными минеральными (большие запасы железной руды, есть россыпи золота, алмазов, редкоземельных элементов), сельскохозяйственными, лесными, гидроэнергетическими ресурсами. Однако даже до гражданской войны основными экспортными товарами Либерии были сырая древесина и каучук, а также железная руда. На экспорт также производились кофе и какао. Эти товары экспортируются и сейчас (а также алмазы). За две ротации в Либерии подполковник Сергей Шаповалов убедился, что большинство населения живет за счет природных ресурсов страны – кормятся дарами океана, рек, джунглей. Хотя почва там – для земледелия благодатная.
- Кажется: воткни в землю черенок от лопаты – зацветет, - комментирует ситуацию подполковник Шаповалов. - Украинские миротворцы и сами в часы досуга занимаются «сельским хозяйством». Мы высаживали редиску, лук, петрушку, огурцы, помидоры – все растет великолепно! Правда, вот только картошка не прижилась – выгорает…
Сами же либерийцы к земледелию не приучены. Украинцы привезли им кукурузу, а китайцы научили выращивать рис – и теперь сельским хозяйством в стране начинают потихоньку заниматься.
Как правило, ротация украинского контингента проходит через 6-7 месяцев. Но были и форс-мажорные обстоятельства, когда контингент находился по 10 и 5 месяцев. По мнению Сергея Шаповалова, Либерия – отличная школа для украинских вертолетчиков. Только там они могут налетать необходимые часы и получить достойную практику.
- Мы брали с собой лейтенантов, выпускников прошлого года. В Либерию они приезжали как «нули», а возвращались уже специалистами третьего класса, - рассказывает подполковник Шаповалов. - В среднем, налет пилота за ротацию составлял от 100 до 300 часов. Чтобы было понятно: 300 часов – это общий налет всех ВС Украины.
Кроме налета часов, украинский контингент еще и зарабатывает для страны валюту. За час работы вертолета ООН платит Украине около 3 тыс. долларов. За ротацию 11 машин налетывают до 3000 часов. При этом нельзя сказать, что зарплата украинского миротворца сильно большая. Рядовой получает 840, офицер – около 1400 долларов в месяц. У контингентов других государств зарплаты отличаются от украинских, как в большую, так и в меньшую сторону. Все зависит от покупательной способности доллара в той стране, откуда прибыли миротворцы. И в среднем, исходя из покупательной способности доллара в стране миротворца, все военнослужащие миссии ООН получают одинаково.
Об истории страны
В 1816 группа белых американцев основала в США Американское колонизационное общество, поставившее перед собой цель решить «негритянскую проблему» путем расселения освобожденных черных рабов в Африке. В 1818 два представителя общества были направлены в Африку на поиск места для поселения, и в 1820 году 88 темнокожих колонистов во главе с тремя белыми американцами направились к берегам Сьерра-Леоне. В 1824 вся территория поселения была названа Либерией, а его столица – Монровией в честь президента США Джеймса Монро. Флаг Либерии – практически копия флага США, только с одной большой звездой.
О «параде медалей»
Есть в миссии ООН такая традиция под названием «парад медалей». Когда военнослужащий прослужил четыре месяца в миссии ООН, ему вручают медаль. А сама процедура и получила такое название. Когда «парад медалей» происходит у нас в контингенте, то приезжает руководство миссии ООН, руководство остальных контингентов – и нам вручают награды. Приезжают во все контингенты, но в украинский все стремятся особенно. Знают, что там накроют такую «поляну», что мама не горюй!
О сувенирах
Каждый из военнослужащих, побывавших в Либерии, привез что-либо себе на память.
- Маски не возят, - рассказывает Сергей Шаповалов. - Это не наше. Говорят, они добра не приносят…
Павел Кононенко, например, привез себе на память настоящее африканское мачете, а Сергей Шаповалов - шкуру питона.
- Шкура – шириной со стол и длиной в шесть с половиной метров! Когда в гости будут приходить друзья, буду расстилать вместо ковровой дорожки, - шутит подполковник.
Об опасностях
В Либерии и без бандитов опасностей предостаточно. Вся страна покрыта непроходимыми джунглями, а в период дождей все затапливают воды вышедших из берегов рек. Вертолетчикам не раз приходилось снимать с деревьев местных жителей, отрезанных от суши водой. Однажды Сергею Шаповалову довелось стать свидетелем поимки огромного питона, поглотившего 9-летнего ребенка. Хотя питона и разрезали, ребенка спасти не удалось…
На счету подполковника – три убитых черных мамбы, длиной 180 см каждая. Черная мамба – это ядовитая змея, одна из наиболее опасных и ядовитых в Африке. Был случай, когда эта змея даже заползла в вертолет. Вообще-то вместе с военнослужащими в лагере живут мангусты. Ловят они змей или нет, Сергей Шаповалов не видел, но вот то, что змей, благодаря этим маленьким животным, в лагере нет – это точно. Вообще-то подполковник уверен, что змея первой не нападет. Она предупреждает человека о том, что тот зашел на ее территорию. И если вовремя это заметил – обойди стороной. А вот скорпионов Сергей Шаповалов, наверное, не замечает. Не зря же за две ротации его кусали шесть раз! Медик сказал, что, наверное, у него уже иммунитет выработался...
О выпивке
В Либерии «сухого закона» нет, но водка там не продается. Местное население алкоголь не воспринимает. Как правило, делают и пьют напиток из кокосового молока, крепостью в 5-6 градусов. Поэтому «на праздники» украинские миротворцы берут с собой чисто символически 20 ящиков родной украинской…
О Новом годе
Контингенту пришлось встречать в Либерии Новый, 2010-й, год. В составе контингента – одни мужчины, так что Дед Мороз был свой, а вот Снегурочку пришлось приглашать. Рядом с лагерем стоит местная пожарная часть, охраняющая аэродром.
- Вот там чернявенькую и попросили, она и была Снегурочкой, - вспоминает Сергей Шаповалов.
О малярии
Малярия – это проблема для контингента в частности и для Либерии в целом. В каждой ротации кто-нибудь да заболеет этим тропическим заболеванием. Переносчиком инфекции являются обыкновенные комары. Причем они не такие активные, как у нас – летают тихо и не гудят. В контингенте обратили внимание на то, что комары погибают при температуре ниже +18 С. Поэтому, как правило, люди спят при включенных кондиционерах – хоть и холодно, зато безопасно. Лечение заболевания в Украине проходит более трех недель, а вот в Либерии недуг можно вылечить за неделю, благодаря лекарствам, которых по ряду причин у нас в стране нет.
О курьезах
В Либерии есть жуки размером с компьютерную мышь. Однажды в контингенте произошел курьезный случай, участником которого довелось стать подполковнику Шаповалову. Боец в полном снаряжении и в каске стоял на посту. Неожиданно ему в каску что-то ударило и свалило с ног. Ошалевший от неожиданности миротворец сообщил, что кто-то бросается камнями. Когда осмотрели местность и каску, то поняли, что летевший огромный жук «на полном ходу» просто попал в каску солдата.
О традициях
Традиционно в Либерии питаются тем, что дает природа. Не являются исключением и питоны – неядовитые змеи, распространенные в Африке. Своеобразным является сам отлов питона. Днем змея, как правило, скрывается в укромных местах, и вытащить ее из расщелин или из-под коряг просто так невозможно. Местное население придумало способ лова «на живца». Сначала выслеживают место лежки питона, а потом взрослый мужчина опускает к нему ногу, предварительно обмотав ее до паха тканью (иначе кислота, выделяемая питоном, обожжет кожу). Питон видит «наживку» и начинает ее заглатывать. Когда нога «живца» полностью оказывается внутри змеи, охотники поднимают мужчину, а на ноге у него плотно сидит «улов»…
Дары океана и джунглей кормят местных жителей
Качество дорог в джунглях Либерии не хуже, чем в Чернигове
9-сантиметровый летящий жук сбил с ног украинского миротворца
Такой скорпион кусал Сергея Шаповалова шесть раз!
Наши вертолеты всегда с нетерпением ждут на базе
Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней» №30 (455)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Игорь Грищенко, миротворцы, Либерия