Рейтинг интерактивности предприятий сферы ЖКУ Чернигова
Об электронном управлении сегодня, наверное, слышали все. Но вопрос, насколько к нему готовы городские власти Чернигова, остается открытым. Поскольку тема предоставления коммунальных услуг охватывает практически все население Чернигова, мы решили оценить, насколько готовы предприятия Чернигова, предоставляющие эти услуги, к общению с абонентами и составили рейтинг интерактивности ключевых предприятий Чернигова, работающих в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Немного статистики
К концу этого года 3,2 млрд. людей будут иметь в том или ином виде возможность регулярно выходить в сеть Интернет. В 2014 году этот показатель был равен 2,9 млрд. Это 43,4% всего населения планеты. Цель – 60% до 2020 года все еще выглядит не очень достижимой.
Тем не менее, по имеющейся у нас информации, Чернигов по уровню доступа к сети Интернет находится выше среднемировых показателей. Из 95000 домохозяйств города 60% имеют доступ к проводной сети Интернет. То есть у порядка 60 тыс. домохозяйств Чернигова есть стабильный доступ к сети. Кроме того, в каждом мобильном телефоне сегодня есть опция доступа к Интернет, поэтому назвать точно количество жителей Чернигова, подключенных к «мировой паутине» – просто невозможно.
Наибольшим оператором Чернигова является ОсноваТМ, охватывающая доступом к сети 33000 абонентов. По неофициальной информации еще недавно на втором месте была компания «Укртелеком», у которой было более 12000 абонентов, но сегодня количество абонентов «Укртелекома» снизилось. Скажем так, его догоняет компания «Паутина», которая имеет порядка 7000 абонентов. Не отстает и мобильный оператор «Киевстар», который также предоставляет услуги проводного Интернет. В целом, сеть Интернет все более плотно охватывает наш город. Поэтому тема электронного управления актуальна, как никогда.
Насколько интерактивны предприятия сферу ЖКХ?
В составленный нами рейтинг электронных услуг среди предприятий сферы ЖКХ входили четыре пункта:
1. Наличие рабочего сайта компании
2. «Личный кабинет» абонента на сайте компании
3. Оплата услуг через сайт компании
4. Присутствие компании в социальных сетях (Фейсбук)
1 место – КП «Черниговводоканал»
Первое место по готовности к электронному управлению заняло КП «Черниговводоканал».
У коммунального предприятия работает сайт, информация на котором постоянно обновляется. Присутствует оперативная информация по отключениям, авариям и ремонтам.
На сайте КП «Черниговводоканал» есть возможность создать «Личный кабинет». Регистрация в кабинете – довольно проста. Через эту услугу абонент может не только передать показания приборов учета, но и оплатить счета за потребленную воду. Недостатком, на наш взгляд, является то, что при выписывании квитанции через «личный кабинет», абонент получает незаполненный бланк квитанции, т. е. фамилию, номер счета, показания приборов необходимо вписывать от руки. Сервис формирования счета по последним показаниям, переданным абонентом, не столь сложен. Но, компания не применяет такой опции.
КП «Черниговводоканал» также представлено и в социальной сети Фейсбук, но здесь информация о предприятии обновляется гораздо реже. Последняя новость датирована 23 октября 2015 года.
2 место – ПАТ «Черниговгаз»
Компания представлена на корпоративном сайте 104.ua, где есть раздел компании, работающей в Черниговской области. Информация на сайте «Черниговгаз» обновляется. Последний пресс-релиз компании датирован 10 ноября этого года.
По информации, полученной в ПАТ «Черниговгаз», с 17 ноября на сайте заработала услуга «личный кабинет». При регистрации в «личном кабинете» абонент выбирает поставщика услуги ООО «Черниговгаз Сбыт».
Но, к сожалению, мы не смогли проверить работу услуги, поскольку регистрация, как нам кажется, несколько усложнена. Одним из пунктов, которые требуется указать при регистрации в «личном кабинете», является сумма последнего оплаченного счета. Указанную нами сумму сайт не принял. Но, будем считать, что услуга работает.
Правда, к компании «Черниговгаз» у нас возникло ряд вопросов. Например, уже давно услуги по поставке природного газа населению осуществляет ООО «Чергиговгаз Сбыт» и на каком основании абонент должен заводить «личный кабинет» на сайте ПАО «Черниговгаз» – не совсем понятно. В «Черниговгазе» это объяснили тем, что «Черниговгаз Сбыт» «еще не заработал на собственный сайт».
По заявлению пресс-службы компании, через «личный кабинет» можно произвести оплату услуг. Но, повторяем, мы не смогли проверить работу из-за проблем с регистрацией. Но, будем считать, что услуга работает с 17 ноября этого года.
ПАО «Черниговгаз» представлено в сети Фейсбук. Последняя размещенная информация – от 9 ноября.
Также следует отметить, что мы не смогли дозвониться по номерам, указанным в квитанциях для оплаты, по которым население передает показания приборов учета. Если учесть сложности с регистрацией на сайте и проблемы с дозвонкой, то объяснение сокращения платежей абонентами «Черниговгаз Сбыт» находит свое объяснение.
3 место – ПАТ «Черниговоблэенрго»
У компании есть свой сайт, который регулярно обновляется. На сайте указан телефон call-цента, на который вполне реально дозвониться и уточнить необходимую информацию об авариях или отключениях, или передать показания приборов учета.
Хотя, с показаниями приборов учета «Облэнерго» решает вопрос старым дедовским способом: по квартирам ходят контролеры, которые собирают показания счетчиков. Услуга «личный кабинет» на сайте отсутствует. А оплатить можно только по ссылке Приватбанка. Своего сервиса оплаты услуги у «Облэнерго» нет.
В Фейсбук компания представлена, но последняя запись была сделана чуть менее года назад. И это притом, что у предприятия есть пресс-служба, которая, насколько мы понимаем, должна отслеживать эти вопросы.
4 место – КЭП "Черниговская ТЭЦ" ООО фирмы "ТехНова"
Ситуация с КЭП "Черниговская ТЭЦ" ООО фирмы "ТехНова" следующая: у компании есть сайт, который периодически обновляется, информация для абонентов публикуется. Ни «личного кабинета», ни возможности оплаты услуги через сайт у фирмы "ТехНова" нет. По номерам телефонов, указанных на сайте как для юридических, так и для физических лиц мы дозвониться не смогли. Скорее всего, передача показаний приборов учета тепла и горячей воды осуществляется контролерами предприятия.
Странички предприятия в социальной сети обнаружить не удалось.
5 место – ПАТ «Облтеплокоммунэнерго»
Ситуация с сайтом ПАТ «Облтеплокоммунэнерго» неоднозначная. Сайт как бы и есть. И последнее обновление информации было 6 ноября нынешнего года. Но эта информация вряд ли будет полезна абонентам предприятия. Ни «личного кабинета» для абонентов, ни возможности оплаты услуги через сайт.
Что же касается снятия показаний приборов учета, то для абонентов, у которых установлены счетчики тепла услугу ежемесячно оказывают контролеры. Остальные, как мы понимаем, пытаются дозвониться в абонентскую службу предприятия, что сделать с нескольких попыток у нас не получилось.
Странички предприятия в социальных сетях мы также не обнаружили. То есть интерактивной связи с абонентами у «Облтеплокоммунэнерго» практически нет! И это притом, что предприятие испытывает трудности с оплатой услуги и остро нуждается в деньгах!
Аутсайдеры
В Интернете мы не нашли сайтов КП «Деснянское», КП «Новозаводское», КП «ЖЭК-10», КП «ЖЭК-13», КП «АТП-2528». Этих предприятий нет и в социальных сетях. Как сказал один знакомый «айтишник»: «Если у предприятия нет своего сайта – предприятия не существует!». В целом, такое положение дел не удивляет. Ведь и управление ЖКХ Черниговского городского совета не слишком афиширует свою деятельность.
Все это говорит о том, что коммунальные предприятия Чернигова: КП «Деснянское», КП «Новозаводское», КП «ЖЭК-10», КП «ЖЭК-13», КП «АТП-2528», работающие в сфере ЖКУ, в своем развитии находятся еще где-то на уровне 90-х. Весь документооборот на предприятиях ведется в бумажном виде. Мы сами были свидетелями тому, как начальник управления ЖКХ «расписывал» корреспонденцию «к исполнению». И это была стопка документов, высотой с ладонь! Соответственно, такие же письма-отчеты возвращались и в управление. То есть об электронном документообороте в УЖКХ еще не слышали! Руководство предприятий не имеет интерактивной связи с населением, которому, как бы оказывают услуги и с которого регулярно получают деньги.
Изменится ли ситуация в коммунальном секторе Чернигова с приходом нового состава горсовета и сменой руководства города – пока судить рано. Но, как правило, коммуникации с народом чиновники считают делом второстепенным!
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.