Государственная регистрация недвижимого имущества.Что может нотариус?
Кто-то жнет, а кто-то сеет Каждый делает свое,
Что ж нотариус умеет?
Ну а он умеет все!
Шутки шутками, но сегодня, по сравнению с недавним прошлым, нотариус выполняет намного больше функций. Нотариус — это не только специалист, который досконально владеет законодательной базой и всегда даст грамотный совет, какую сделку лучше заключить. Это еще и психолог — всегда внимательно и терпеливо выслушает, поможет разобраться с проблемами. Практика показывает, зачастую, не только с юридическими, а и с жизненными. Не зря в свое время великий Оноре де Бальзак писал:«есть в нем что-то и от священника, и от судьи, и от чиновника и адвоката...».
Сегодня среди всего спектра обязанностей нотариуса — также следить за тем, чтобы, в соответствии с действующим Налоговым Кодексом Украины, все необходимые налоги и сборы были своевременно уплачены в бюджет. То есть он выступает в качестве налогового агента.
Следующая задача — контролировать, чтобы сделки по купле-продаже недвижимости не совершались особами, которые состоят в международном списке террористов, и чтобы такие сделки не являлись скрытым отмыванием незаконных средств (согласно Закону Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, или финансированию терроризма» нотариус является специально определенным субъектом финансового мониторинга).
Учитывая то, что нотариусы всегда тщательно выполняли все возложенные на них обязанности, государство поручает им выполнять функции, улучшающие положение как страны в целом, так и благосостояние каждого.
С 1 января 2013 года на украинских нотариусов была возложена еще одна функция — осуществление Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений наравне с государственными регистраторами.
Согласно действующему законодательству Украины, Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их отягощений — официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, обременения таких прав путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.
Согласно Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и Гражданского Кодекса Украины, право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента введения такой регистрации. Следовательно, введение с 2013 года новой системы Государственной регистрации прав значительно упростило эту процедуру для населения. Теперь человеку, который приобрел недвижимость, не нужно больше обращаться в БТИ и ждать 45 дней. Сегодня всю процедуру регистрации осуществляет нотариус, удостоверивший договор, на основании которого состоялось обретение в собственность недвижимости.
Государственная регистрационная служба Украины в своей деятельности по регистрации прав практически ничем не отличается от нотариусов. Разница в том, что в Регистрационной службе ведутся дела по объектам недвижимого имущества, и то, что здесь можно получить Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество. Главное отличие заключается в том, что срок проведения государственной регистрации прав собственности в Регистрационной службе составляет 14 рабочих дней, нотариус осуществляет такую регистрацию в день удостоверения сделки. Как известно, время — это деньги.
Также есть перечень случаев, когда необходимо обращаться в Регистрационную службу и к нотариусу.
***
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПОДЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО:
— право собственности:
— право владения;
— право пользования (сервитут);
— право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис);
— право застройки земельного участка (суперфиций);
— право хозяйственного ведения;
— право оперативного управления и право аренды земельного участка;
— право пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями;
— ипотека;
— доверительное управление имуществом;
— другие вещные права в соответствии с законом.
***
ТАК В РЕГИСТРАЦИОННУЮ СЛУЖБУ НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ:
— нужно зарегистрировать построенный или реконструированный объект недвижимости, или сформированный земельный участок, в случае внесения недвижимого имущества в уставный фонд и т. д.;
— нужно зарегистрировать право на основании решения суда, органов местного самоуправления и пр.;
— право собственности возникло до 1 января и не было зарегистрировано в установленном законом, в то время, порядке.
Во всех остальных случаях, связанных с совершением нотариального действия относительно объекта недвижимого имущества, нотариус самостоятельно осуществляет регистрацию права собственности.
Начиная с текущего года, удостоверяя сделки по отчуждению или другие действия с недвижимостью, нотариус выполняет функции и нотариальные, и государственного регистратора.
Такое нововведение несколько увеличило количество действий, необходимых для проведения сделки. Следовательно, увеличилось (но ненамного) и количество необходимого для этого времени. Для гражданина, как уже было сказано выше, улучшилось, в основном, все. Практика показала, что вся процедура удостоверения сделки и регистрации права собственности занимает около двух часов (в некоторых случаях больше).
Возникает вопрос, насколько подорожали услуги нотариусов в связи с таким нововведением?
Процедура регистрации права собственности была платной и до этого. Разница заключается в том, что раньше оплата осуществлялась при регистрации права собственности в органах БТИ, сейчас — при удостоверении сделки. На первый взгляд, стоимость увеличилась, но если вычесть сумму за регистрацию права собственности, существенно ничего не изменилось. А оплата действий нотариуса (согласно ст.31 Закона Украины «О нотариате») устанавливается по договоренности между нотариусом и гражданином.
Согласно ст.23 Этического кодекса нотариусов Европы, «нотариус информирует клиентов об объеме оказанных услуг, а также о суммах сопутствующих расходов и величине гонорара. При этом они должны стремиться к тому, чтобы суммарные расходы их клиентов были наименьшими...».
Возложение на нотариуса обязанностей государственного регистратора прав ни-чоим образом не повлияло на нотариальную деятельность в целом. Нотариус — это уполномоченное государством физическое лицо, осуществляющее нотариальную деятельность в государственной нотариальной «нторе, государственном нотариальном архиве или ведущее независимую профессиональную нотариальную деятельность. В частности, нотариус удостоверяет права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершает иные нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью предоставления им юридической достоверности, а уже только потом выполняет функции регистратора прав на недвижимое имущество.
То есть его первоочередная задача — следить за законностью и правомерностью различного рода действий граждан. И в том числе действий по отчуждению недвижимого имущества, и это очень важно. После — получение всех необходимых документов, осуществление всех предусмотренных законодательством действий и проверок, удостоверяющих сделку. И только после этого, на основании такой сделки, осуществляет Регистрацию права собственности.
В отличие от регистрационной службы, куда для регистрации, гражданину необходимо подать нотариально заверенные копии всех необходимых документов, нотариусу достаточно оригиналов документов, с которых он делает копии и тут же заверяет их. И все это — в считанные минуты.
Перед введением новой процедуры регистрации прав собственности на протяжении 2012 года Всеукраинские объединения нотариусов: — «Украинская нотариальная палата», Государственное предприятие «Информационный центр» Министерства Юстиции Украины проводили научные семинары и осуществляли практическое обучение по вопросам работы с Государственным реестром вещных прав. Обучение основывалось на учебной регистрации прав собственности, решении задач и тестов, и непосредственно на работе с Реестром.
И, конечно же, мы не забываем о такой форме обучения как самообразование. Ведь от нас и от полученных нами знаний зависит уровень обслуживания граждан и их сознательный выбор, к кому обращаться.
Конечно, люди хотят видеть в нотариусе высококвалифицированного специалиста, который поможет решить все вопросы.
А нотариусы всегда старались быть современными и прогрессивными людьми, идти в ногу со временем. Считаю, что с этим заданием мы справимся!
Частный нотариус Черниговского Городского нотариального округа,Глава Черниговского областного отделения Украинской нотариальной палаты,Доктор философии в области права Александр Красногор, журнал "Мир недвижимости" №3 (4) апрель 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.