Черниговский художник Евгений Шаповалов хочет стать известным на весь мир
Сегодня мы хотим представить нашим читателям молодого перспективного 31-летнего черниговского художника-графика Евгения Шаповалова. Совсем недавно Женя начал работать в одной из творческих мастерских художников, которые находятся на ул. Любечская, 24а.
До некоторых пор он творил в своей собственной квартире. И пока основная част работ хранится у него дома. Но в скором времени он планирует перевезти их в мастерскую.
Женя родился в Симферополе в семье художников, но, когда ему исполнилось 2 годика, родители переехали в Чернигов. С самого детства было понятно, что у мальчика есть склонности к рисованию. Учился средне, но много рисовал. Весь 3-й этаж, как рассказывает Женя, бы увешен его рисунками. Хотя во время учебы в школе, он активно занимался спортом, и не знал с чем именно свяжет свое будущее.
Сначала Жене очень нравилось рисовать комиксы, у него хорошо получалось. С 12 до 18 лет он был увлечен рисованием комиксов настолько, что начал подумывать о том, чтобы стать иллюстратором детских книг. До сих пор, иногда, с удовольствием может изобразить какого-нибудь выдуманного, пришедшего по наитию, персонажа. При этом, ему не нравится срисовывать. Он представляет себя создателем какого-нибудь мультфильма, и всех своих персонажей придумывает сам. Вот, например, «Байкер» и «Девушка в красном».
В 15 лет Женя пошел учиться на вечерние курсы художественной школы, которая находится по улице Горького (Гончая), 33. Проучился там 3 года, до 18-ти лет.
- Кто был вашим учителем?
- В этой школе тогда преподавал наш известный черниговский художник-монументалист Евгений Михайлович Крип. Я считаю, мне очень повезло, что судьба меня свела с таким художником. Он научил меня основам композиции, цвета, дал мне огромную качественную базу знаний. Был великолепным учителем и наставником. Именно, он раскрыл во мне потенциал, что послужило толчком для дальнейшего моего развития и творчества.
И в какой-то момент, наверное, после окончания художественной школы в моей жизни случился переломный момент, и я перестал рисовать комиксы. Иногда сам себе задаю вопрос: «В правильном ли направлении я иду?». Начал рисовать натюрморты, пейзажи, картины, одним словом.
Кстати, на днях, 5 мая в художественном выставочном зале пройдет выставка живописи и графики, на которой будет представлены работы Евгения Михайловича Крипа, Оксаны Корниенко и мои. Буду рад вас видеть!
- Благодарю. Расскажите, какие вы работы собираетесь представить?
- В этом году я нашел себя в живописи. У меня долгое время ничего не получалось в этом стиле. Я очень долго шел к этому, пробовал, останавливался, потом опять начинал все заново. Несколько раз говорил себе, что больше никогда не вернусь к этой технике, злился и т.п. А когда получилось, то это стало для меня настоящим достижением и открытием. Я был счастлив! На этой выставке будут представлены 4 моих работы, написанные маслом в 3-х жанрах: натюрморт, ню и абстракция. В скором будущем, планирую перейти на большие форматы картин, которые надо писать не пастелью, а маслом или акрилом. Хочу чего-то по-настоящему глобального!
- Как развивалось ваше творчество после окончания художественной школы?
- Начинал писать маслом, но у меня не всё получалось, как я хотел. Перепортил много холстов. А потом как-то взял в руку пастель, попробовал, и мне понравилось то, что получилось. Показал маме. Мама моя пишет в стиле реализм. Она одобрила, посоветовала отнести и показать на выставке. Я отнес свои работы в Выставком, и их утвердили.
От того, чем пишешь картину, зависит какой ты художник. Я, как художник-график, пишу акварелью, пастелью, карандашом, тушью.
- И какие первые работы вы представили на выставке? В каком году? Какие были отзывы?
- Это было в 2010-м году. Две работы. Первая - «Лодки», а вторая – в стиле «ню». Получил много положительных отзывов, помню, от наших мастеров Оксаны Корниенко, Елены Саченко и др. Было очень приятно.
После этого я продолжать писать пастелью, и начал раз в месяц подавать картины на выставку. Можно было подавать 3-4 картины, но отобрать могли, как одну или две, так и все четыре. Но, как правило, отбирали все мои работы, что меня очень радовало.
- Как происходит написание картины? Сначала возникает образ, и его хочется перенести на холст? Или берете холст, начинаете писать, и из-под кисти или пастели вырисовывается картина?
- Обычно, я представляю, что я хочу изобразить. Но как он будет выглядеть, я не знаю. Как мозаика, постепенно складывается, и вырисовывается образ.
- Вы пишите стоя перед мольбертом или сидя? А на полу неудобно?
- Можно и на полу, как Джексон Поллок, американский художник. Но мне удобно писать стоя перед мольбертом. Сидя только, когда устаю.
Елена Саченко во время интервью для Gorod.cn.ua сетовала на то, что «проблема Черниговского Союза художников в том, что он постарел». При этом с радостью отметила, что в нашем городе есть молодые и талантливые художники, упомянув о Жене Шаповалове, который 2 года назад был принят в Союз художников.
- Известно, что вы являетесь членом Союза художников Украины. Что вам пришлось сделать, чтобы поступить в Союз?
- После того, как я стал принимать постоянное участие в выставках в Доме художников, я, как художник-график, начал участвовать во Всеукраинских выставках, которые проходят в основном, в Киеве. Чтобы поступить в Союз Художников, нужно собрать 7 таких выставок. На этих выставках, всегда отбирают только одну картину.
После участия в этих 7-ми выставках, нужно было еще продемонстрировать свои работы (их было 15) сначала нашим черниговским художникам-графикам, а потом еще всем художникам-корифеям нашего города. В итоге, черниговские художники большинством голосов одобрили мои картины, и в 2015-м году меня приняли в Союз Художников Украины.
Каскад эстетических форм
Лодки
- Какие преимущества есть у члена Союза Художников?
- Особых никаких. Единственное, я могу зайти бесплатно на любую выставку или в музей на территории Украины, предъявив билет члена Союза Художников Украины.
- Что вы можете сказать о своих работах? В каком стиле вы пишете? Сколько их на сегодня?
- Для меня всегда было очень важно найти свой собственный стиль. Я уже говорил, что не люблю срисовывать, мне нравится создавать свои неповторимые и непохожие на другие, образы. В какой-то момент, я попробовал и мне понравилось писать искаженные формы. Не могу объяснить почему, но мне нравится писать в стиле «ню», нравятся пышные женские формы. Не так давно я сделал несколько работ в стиле «ню» в виде коллажа или сюжетной композиции. В какой-то мере, они смешные. Я их пока еще нигде не выставлял. Но, думаю, они понравятся творческим людям. Также, пишу в стиле натюрморт, пейзаж, портрет, абстракция. На сегодня у меня 100 работ.
Лунный храм
- Есть какие-то самые любимые работы?
- Да, их несколько. Все работы выполнены пастелью. Это «Фламинго», «Рождение жизни и красоты», «Лунный храм», «Похищение Европы», «Молчание духов», «Обитель блаженной» и «Каскад эстетических форм».
Молчание духов
Обитель блаженной
Похищение Европы
Фламинго
- Для написания картин вы всегда используете реквизит? Женщин в стиле «ню» рисуете с натуры?
- Нет, не всегда. Многие работы выполняю по наитию, представляю в голове и пишу. А что касается женского тела, то здесь желательно писать с натуры. Так как, очень важно правильно положить тень. Если удается хорошо сочетать тень и свет, то получится очень красивое и гармоничное изображение.
- Кто вас впечатляет из известных мировых художников?
- Фрэнсис Бэкон, английский художник-экспрессионист начала 20-го века; Виллем де Кунинг – голландский художник и скульптор 2-й половины 20-го века; Эгон Шиле – австрийский живописец и график, у него есть ломаные, искаженные формы, которые меня впечатляют; из классических – Рембрант, Диего Веласкес.
- Если какую-то вашу работу купили, есть желание ее сотворить заново, то есть повторить?
- Нет, я не люблю и не хочу повторять. Написание картины – это порыв. Поэтому, лучше создавать что-то другое. Тем более, что с каждым разом, с каждой картиной, я развиваюсь, делаю в своем творчестве абсолютно новые шаги.
- Интересно, когда вы заходите на выставку, вы сразу видите хорошие качественные работы и бездарные?
- Да, конечно. Даже, если я не работаю в данном направлении, я все равно сразу вижу, хорошо ли сделана работа. Существуют определенные и очень важные каноны: гармония цвета, композиция; для графики – рисунок, построение; даже в искаженных формах должна быть своя гармония. Сразу заметно, работа сделана профессионалом или любителем. Поэтому, мне не нужно много времени, чтобы среди многих картин в галерее выбрать одну, самую впечатляющую.
- Часто на выставках бывают такие работы?
- К сожалению, нет. Но когда находишь такую картину, то возникает желание сделать еще лучше. Или всегда что-то можно почерпнуть для себя в профессиональном плане.
- Что нужно для написания и оформления картины? Сколько стоят необходимые материалы?
- Холст, подрамник, паспарту, специальная пастельная бумага, краски, кисти, сухая пастель, мастихин, оргалит, стекло, рама. Если средств достаточно, то проще заказать уже готовый, грунтованный натянутый холст. На таком холсте можно сразу работать. В бюджетном варианте, можно купить негрунтованный холст в рулоне, отрезать необходимый формат полотна, прогрунтовать, купить подрамник и натянуть на него холст. Потом, есть холст из хлопка, есть из льна. Из льна –лучше и дороже. Что касается кисточек, то одна беличья кисть №9 стоит сейчас 650 гривен, а №12 - 800. Это проблема для акварелистов. Я пишу пастелью, мне легче. 1 цвет пастели стоит 15 гривен, и пастель можно долго использовать. Но начал использовать в работе масло, и купил синтетические кисти. Они дешевле, чем беличьи, от 40 до 200 гривен. Мастихин – специальная тонкая лопатка для нанесения мазков и удаления лишней краски, стоит 50-60 гривен.
После того, как написал картину пастелью, ее надо оформить. Для этого картину нужно приклеить скотчем на паспарту. Я использую паспарту хорошего качества (итальянского производства). Оно защищает ее от соприкосновения со стеклом, улучшает восприятие картины. Сзади на картину накладывается оргалит. В конечном счете, картину, написанные пастелью, нужно помещать в раму под стекло. Т.к. пастель не любит попадание прямого солнечного света.
- Вы занимаетесь еще чем-то, кроме написания картин?
- В качестве заработка, я занимаюсь копированием картин старых мастеров. Конечно, иногда мои картины покупают. Но уровень культуры населения нашего города не так уж высок. Выставки посещают только настоящие ценители искусства. Помощи со стороны Управления культуры для поддержания и развития творчества молодых художников нет. Материалы, инструменты сейчас, как я уже говорил, стоят недешево. И что делать художнику, если он ничего другого не умеет? Он просто не выживет. А чтобы выставить свои работы, например, в Киеве, нужно заплатить немалые деньги за участие в выставке. Так что, молодым художникам приходится не так легко сейчас.
- У творческого человека есть какой-то определенный режим дня?
- Как правило, пишу каждый день. Но сначала делаю основную работу, которая меня кормит. Заканчиваю в 17-18 вечера, немного отдыхаю, а после этого приступаю к творческой. Но, конечно, бывает, когда полностью день посвящаю творческой работе или наоборот, основной. Есть дни, когда я чувствую «не идет». Тогда я оставляю на другой день. А бывает, начинаешь через силу, а в процессе творчества приходит вдохновение.
- Сколько времени уходит на написание картины?
- По-разному. Можно написать за день, а можно за неделю.
- Есть места, где бы вам хотелось побывать в будущем?
В священных местах древней цивилизации. Например, на острове Пасхи. Мне интересно, как в те времена можно было построить эти 20-метровые каменные статуи. Для меня загадка, если их изготавливали в каменоломнях, как они оказались возле побережья океана? Есть даже легенда, что они дошли сами туда.
В Египте. Посмотреть на величайшие архитектурные творения древних людей. Как строились египетские пирамиды без техники? Почему они сохранились до наших времен? Вроде и есть объяснение, а все-таки загадка.
К тому же, мне, как художнику интересна скульптура. Надеюсь, еще попробую в будущем что-нибудь изваять из камня или из глины.
- Есть время на чтение книг, просмотр кинофильмов?
- Я это делаю во время написания картин. Слушаю аудиокниги, музыку. Недавно прослушал роман японского писателя Кобо Абэ в жанре абсурд «Женщина в песках». Мне нравится литература в этом жанре. Понравились "Осень патриарха" Гарсиа Маркес, философский роман Франца Кафки "Процесс". Конечно, есть любимые фильмы: «Обед нагишом» в стиле фэнтези, «Славные парни», «Казино» про ганстеров. Музыку слушаю разную: оперу, джаз, классическую, рок. Кстати, заметил, что основную работу я делаю под фильмы, а творческую – под музыку.
- Какие планы на будущее, мечты?
- Возможно, когда-нибудь, попробую обучать детей.
Планирую в этом году выставить свои 22 работы в одной из киевских галерей. А в скором будущем хочу организовать в Киеве свою персональную выставку. В глобальном смысле, конечно, хочу стать известным художником, выставлять свои картины не только на территории Украины, но и по всему миру.
В заключение нашей беседы, обращаясь к читателям Gorod.cn.ua, Евгений Шаповалов искренне поделился своими желаниями:
- Хочу, чтобы жители нашего города жили в добре и достатке, и могли позволить себе покупать картины. Чтобы город развивался в плане искусства и культуры, а местная власть способствовала развитию и поддержке творческих слоев населения, в частности, молодых художников. Чтобы родители приучали своих детей к красоте окружающего мира.
Наталия Мачюлис
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.