Беседа с Мастером

Сегодня, когда материальные блага для многих вышли на первый план, все еще можно встретить людей, поистине энтузиастов своего дела, несущих людям прекрасное, готовых передать свои умения и опыт другим, тем, кому он поможет в дальнейшей жизни. Человек начинает рисовать намного раньше, чем писать. Развить детские таланты, а может быть, и открыть новые имена в искусстве помогают такие люди, как Олег Евгеньевич Синельник, руководитель изостудии «Рисунок и живопись» при Черниговском областном Дворце детей и юношества. С ним наше интервью.


Олег Синельник

Олег, почему Вы начали заниматься обучением детей рисованию?
Видимо, это судьба. Я никогда этого не планировал, но так уж сложилось... Из всех мест, где мне хотелось бы обучаться рисованию, я выбрал наш педагогический университет. По окончании, отслужив в армии, пришел работать в эту студию, и вот уже 12 лет здесь. Видимо переплелись многие личностные устремления и тот путь, по которому меня ведет судьба.
Не могу сказать, что сразу почувствовал тягу к тому, чтобы учить детей рисовать. Но с годами открываю в себе такие возможности и способности, которых ранее не замечал и даже не подозревал о них.
В результате хочется достигать чего-то нового, идти на рекорды, ставить перед собой высокие цели и достигать их, постоянно двигаться дальше.

А рекорды действительно есть?

Конечно. Каждый год мы участвуем как минимум в двух городских и двух областных конкурсах. Мы стабильно занимаем в них призовые места. Как так получается - не знаю. Возможно, у меня, я считаю, получается настроить детей на победу, объяснить им, как рисовать, что рисовать, для того, чтобы их рисунки были признаны лучшими. Также меня радует тот факт, что уже много лет я и моя маленькая изостудия составляют достойную конкуренцию нашей художественной школе, школе искусств, школам города. Как правило, всегда бывает соотношение такое: участвуем в областном конкурсе - школа искусств дает десяток работ, художественная школа - 30 работ, школы города - 20 работ, а изостудия - 40. И из этих работ, как правило, в каждой возрастной группе - I, II или III место. Эго стабильно.
В вопросе подготовки к выставкам я стараюсь придерживаться правила американцев, которые в таком случае говорят: "Я давно уже в этом бизнесе, поэтому я знаю, как сделать, чтобы люди побеждали.
Тут не только важно умение рисовать, важна еще психологическая мотивация. У меня второе образование - психолог, и у меня как-то получается настроить ребят на достижение успеха.

Сколько времени необходимо заниматься, чтобы достигнуть какого-то значительного результата?
Для каждого - свой срок. Вот, например, Юлия Бондаренко. Два года она не показывала каких-либо особых результатов. В конкурсах не участвовала, рисовала "как все", и только к концу второго года я начал замечать у нее какой-то прогресс. А прогресс заключался в том, что она стала работать в манере старых мастеров.
Не каждый ребенок раскрывается сразу. Например, есть люди, ходившие ко мне на занятия и год, и два, а только на третьем году у человека происходит какой-то, можно сказать, прорыв.
Я обычно даю эту технику старшей группе, рассказываю, как работали мастера эпохи Возрождения, но ей просто были интересны картины ребят из старшей группы. Она стала спрашивать, а я ей стал объяснять. В результате, она стала ее осваивать. Поскольку Юле было 12 лет, она в процессе поиска, и свой стиль у нее еще не сложился окончательно. Юля как бы взяла часть из этой техники и органично вплавила в свой фирменный стиль, в котором теперь и работает. Результат - она победила в трех конкурсах, везде заняла первое место - в двух городских, и одном областном. Думаю, что победы еще будут. Да и работы говорят сами за себя. Действительно есть на что посмотреть.

С какого возраста занимаются в Вашей студии? Какой существует отбор при приеме в студию?
У меня занимаются дети, начиная с первого класса и до окончания института. Ко мне продолжают ходить ребята, которые с детского возраста занимались у меня. Сегодня, став студентами, они посещают занятия, совершенствуя свои навыки и мастерство. Какого-то специального отбора у меня нет. Главное - чтобы у ребенка было желание рисовать. Бывает даже так, что приходят ребята, напрочь не умеющие рисовать. Но, при наличии у них терпения, упорства, усердия и аккуратности из них, как правило, получаются хорошие художники. У меня был такой воспитанник, Юра Олейник. Я всем про него постоянно рассказываю. Когда он пришел - уровень у него был средненький. Но он трудяга был великий. Юра садился в начале занятий и вставал в конце. Во время занятия ни с кем не разговаривал, ни на какие посторонние юла не отвлекался.
«Многие из ребят приходят ко мне как в клуб. Они давно меня знают, знают друг друга, поэтому ходят "чайку полить", пообщаться, ну и порисовать между делом».
В общем, он отличался от остальных. Ко мне заниматься ходил три года, рисовал целенаправленно, упорно и достиг довольно высокого уровня выполнения работ.

В какой технике работают дети в Вашей студии? С чего начинают и как развиваются дальше?
Как правило, начинаем с гуаши. Это самая удобная техника, потому что потом можно все легко исправить. Акварель - более сложна. Я ее даю ребятам постарше.
Я стремлюсь к тому, чтобы тот освоили как можно больше разных техник и направлений. Потому что все это откладывается в копилку их опыта, а в результате кристаллизуется 6 тот фирменный стиль, по которому их работы можно отличать от остальных.
Даже абстракционизм изучаем, хотя на эту тему отводится мало времени, так как она не самая приоритетная в работе студии. Но люди должны знать и об этом.

Что, по Вашему мнению, дает детям изобразительное искусство?

Прежде всего, дает возможность развить свои способности. А поскольку в группе занимается не один человек, а несколько, то им приходится общаться между собой. Таким образом, совершенствуются и развиваются навыки общения. И большое счастье в том, что здесь они могут встретиться с такими же людьми, как они сами.
Ваша цель, ребята, научиться рисовать лучше меня. Как только вы будете это делать, а такие успехи у многих уже есть, - все, идите куда-то дальше, ищите нового учителя, новую школу и там занимайтесь дальше.



А каким был Ваш путь к искусству?

В основном, я - самоучка. Сколько я себя помню - столько я рисовал. Родители мне рассказывали, что в детстве, когда мне было года два, я заполз в шкаф с карандашом в руке и там все стенки изрисовал. Не знаю, о чем я думал тогда, но это были мои первые творческие начинания, самый первый опыт рисования. А еще в детстве я рано научился читать и прочел книгу "Приключения Незнайки". Поскольку книжка закончилась, я решил рисовать свои "приключения Незнайки". Этим я занимался до класса седьмого. Каждый блокнотик, в котором рисовал эти "приключения", я именовал солидно: "Том I", "Том II", "Том III-й" и так около 100 томов! Потом, видимо, перерос этот период. Раздарил картинки своим знакомым. Некоторые из них до сих пор хранят мои работы. Сегодня мне очень интересно на них посмотреть по прошествии стольких лет, вспомнить то, что было когда-то. В институт я пришел, практически зная по книжкам и другим источникам все, чему там учат, А вот кого я действительно считаю своим учителем, так это Николая Небылицу, которого, к сожалению, уже нет среди нас. Он работал художником в "Деснянской правде". Его я так и называю везде "Учитель". У нас было много общего. Даже стиль работы был похож. Я сегодня продолжаю традицию, которую он основал. Стиль этот называется "Гоп-арт". В этом стиле никто после него не работал, кроме меня. В июле я готовлю выставку своих работ в художественном музее. Приходите, посмотрите.
"Гоп-арт" - это такой стиль, в котором отражено вое, характерное каждому украинцу. Если смешать в душе такой коктейль из ироний, юмора, сарказма, добавить туда народные анекдоты, заполнить все это яркими красками, убрать все страхи и боязнь и выплеснуть на полотно, пожалуй, это и будет "Гоп-арт".
У Николая Небылицы было две выставки при жизни - одна в художественном музее, другая - в галерее "Пласт-арт" у Бориса Дедова. К сожалению, этих работ в городе у нас уже нет. После его смерти жена его уехала в Германию к дочери, и все картины увезла с собой.

После окончания учебы в изостудии сколько детей продолжает заниматься творчеством?

Практически занимаются все. Я не знаю никого, кто бы бросил это увлечение. Может быть, не все занимаются профессионально, но творить не прекращает никто.
Одна из моих хороших учениц, у которой были выдающиеся успехи, поступила, как не странно, на филологическое отделение Университета им. Пушкина в Москве. Кажется, что может быть здесь общего с рисованием. Однако рисование она не бросила, а подрабатывает оформлением книг, работает как книжный иллюстратор. Поскольку она студентка, такой «приработок» ее устраивает. Или тот же Юра Олейник, о котором я рассказывал, занимается тем, что на студии «Борисфен» в Киеве рисует мультфильмы для французов. Французы присылают сюда персонажи, наши анимируют и отправляют обратно во Францию уже с французскими титрами и т.д. Многие работают или подрабатывают дизайном. Делают логотипы, иллюстрации. Для кого-то рисование стало профессией, а для кого-то хобби. Есть и такие, которые просто рисуют для себя.
Художник всегда в выгодной ситуации. Ему никогда не надо покупать подарков. Нарисовал своими руками, в рамочку вставил – работа готова, ни у кого такого нет.
Я не знаю таких ребят, которые бы бросили творчество напрочь после окончания студии.

Григорий Ищенко, «Семейная газета» №11 (28) от 16.03.2006

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Олег Синельник, художник, изостудия «Рисунок и живопись», «Семейная газета», Григорий Ищенко

Добавить в: