Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Промышленные предприятия Чернигова. Живы ли они сегодня?

Промышленные предприятия Чернигова. Живы ли они сегодня?

В цехах "Чексила"
Еще не так давно, лет 20 назад, Чернигов считался крупным промышленным городом. У нас работало пять предприятий всесоюзного значения, на каждом из которых трудилось более десятка тысяч человек. Доходы от деятельности предприятий поступали в городской бюджет, и город планомерно и стабильно развивался. Были деньги и на новые жилые дома, и на культурно-массовые мероприятия…

Но, с развалом Союза черниговские промышленные титаны перешли в собственность: неважно, частную или коллективную. Важно то, что руководители предприятий захотели самостоятельности – свободы от указаний партийно-политической номенклатуры. Чиновники местного разлива фактически утратили рычаги воздействия на руководителей фабрик и заводов. Но из Центра все еще требовали планы и показатели. А предоставить-то было нечего…

Вот и нашли выход из ситуации, заявив, что промышленное производство – это не основное направление развития Чернигова. Основное у нас теперь будет: «туризм». Правда, за эти годы и туризм не развили, но и промышленность похоронили. Сегодня дошло до полного маразма: бюджет города наполняется за счет налогов с физических лиц. То есть фактически Чернигов живет за счет дотаций и субвенций. А это говорит о том, что никакого развития у города в принципе быть не может…

Правда, промышленные предприятия еще живут, а, вернее сказать, существуют. Хотя и не все. Вот недавно довели до банкротства «Химволокно». Кто на очереди следующий?.. 
Пока все «под чутким руководством» не развалилось окончательно, журналисты «Города» решили сделать серию материалов о крупных производственниках Чернигова и рассказать, как они выживают в современных условиях.

«Чексилу» – 49 лет!


Так получилось, что первым из предприятий, которое мы посетили, стал «Чексил». Выбор был сделан не случайно: 4 декабря нынешнего года – предприятию исполнилось 49 лет.
Связавшись с руководством (хорошо, что вице-президент «Чексила» Дмитрий Попов еще недавно был депутатом горсовета – связи, как говорится, остались) мы заявили о намерениях посетить предприятие…

Историческая справка
В 1954 году в городе Чернигове на севере Украины было начато строительство крупнейшего в мире предприятия по производству шерстяных тканей и пряжи - камвольно-суконного комбината. 4 декабря 1963 года заработали первые 12 тыс. веретен. В последующие годы на предприятии были установлены 70 тыс. веретен камвольного прядения, 13 тыс. веретен аппаратного прядения, 852 ткацких станка, 375 единиц отделочного оборудования. В одежды, изготовленные из черниговских тканей, можно было за год одеть 8 млн. человек. На предприятии трудилось 11 тыс. работников.
К 1989 году комбинат вышел на рекордные в бывшем СССР мощности для шерстяного текстиля – 24,5 млн. погонных метров тканей в год! В 1994 предприятие стало акционерным обществом. Начался период вхождения в рынок…
…Тенденция резкого снижения спроса на ткани на потребительском рынке Украины, заставила приступить к реорганизации маркетинговой деятельности и формированию новой маркетинговой политики. Компания начала продавать свою продукцию на экспорт. На сегодняшний день осуществляется экспорт в более чем 25 стран мира, среди которых США, Канада, Франция, Италия, Швеция, Германия, Голландия, Англия, Испания, Турция, Сирия, Россия, Эстония, страны СНГ, Мексика, Китай, Румыния и другие.
С целью повышения конкурентоспособности продукции руководством была разработана стратегия комплексного технического перевооружения и внедрения на этой основе новых технологий. За последние годы, начиная с 2006, парк оборудования обновлен на 70%. Введено в эксплуатацию более 200 единиц нового оборудования итальянского и немецкого производства. Реализована программа снижение энергопотребления и энергоемкости производства. Замена технологического оборудования позволила в 2-5 раз сократить энергозатраты на производство единицы продукции…



Евгений Супруненко

Конечно, в день рожденья предприятия без торжественно части – не обойтись. Собрание «Чексила» состоялось без какой-то помпезности. В 15 часов в одном из производственных помещений  перед трудовым коллективом  выступил президент ЧАО «Камвольно-суконная компания «Чексил» Виктор Попов. После рассказа о достижениях коллектива и планах на будущее, директор предприятия Евгений Супруненко зачитал праздничный приказ и передовикам производства вручили грамоты «подкрепленные» денежными премиями.  




Несмотря на экономические трудности «Чексил» наращивает обороты

Нашим гидом по производственным цехам «Чексила» стал вице-президент предприятия Дмитрий Попов. Вместе с ним мы два часа знакомились с производством, разговаривали с рабочими, мастерами. Это не была та показушная экскурсия, которую проводят для «высоких» гостей. Мы просто увидели жизнь «Чексила» изнутри.
Обходя цеха, мы обратили внимание на то, что производство ткани – довольно сложный и трудоемкий процесс. Причем в каждом цеху – обилие машин и механизмов, большинством из которых управляют женские руки. Всего на предприятии трудится около 1 000 человек. Это – на порядок меньше, чем в советское время. Естественно, и объёмы производства от этого не становятся больше. Тем не менее, комбинат работает, люди получают заработную плату (по черниговским меркам – вполне достойную), и, ко всему тому же у руководства предприятия – амбициозные планы по расширению производства. Имеется даже стремление создать конкуренцию китайскому текстилю, завалившему не только Украину, но и всю Европу.



 «Как сделать продукцию конкурентоспособной»


Нужно отметить, что в середине 2000-ых из-за кризисных процессов текстильная промышленность в Европе пришла в упадок. Мало того, даже у «законодателя текстильной моды» – итальянцев, начали массово закрываться производства. Возможно, только благодаря этим процессам у «Чексила» появилось  оборудование из Европы. На базе этого технологического потенциала, предприятие сегодня восстанавливает объемы производства, утраченные во время кризиса 2008 года.



Интересный факт. Как заявил Дмитрий Попов, сегодня на «Чексиле» работает два итальянских производства. Закупленное в Европе оборудование привлекло в Чернигов итальянские компании. Удивительно то, что на одном и том же оборудовании одни и те же рабочие показывают разные результаты: если процессом руководит наш украинский мастер – качество продукции и эффективность производства одна; под руководством итальянского мастера и качество продукции, и эффективность производства возрастают принципиально! Когда мы услышали об этом, невольно подумали о том, что, может быть, и страной нужно пригласить руководить «европейского мастера»?

О том, как делается сукно

Естественно, за два часа нашей экскурсии мы только поверхностно смогли ознакомиться с производством. Как нам объяснили, в основе производства тканей из шерсти лежит  естественная способность шерстяных волокон сцепливаться  между собой. Происходит это, благодаря наличию в их структуре  чешуйчатого слоя. Чтобы получить суконную (пальтовую) ткань, необходимо шерсть промыть – отделить  грязь и жиропот; удалить репейные и другие растительные примеси; трепать на трепальной машине; прочесать на аппаратах; затем переработать  на прядильных и мотальных  машинах. Полученную пряжу сновать на сновальной машине; ткать на ткацком станке. Затем полуфабрикат ткани (так называемая суровая ткань) необходимо обработать кислотой на карбонизационной линии;  валять в валяльной машине; промыть на промывной линии, красить в красильном аппарате и ворсовать на ворсовальной машине; сушить на сушильной машине; стричь на стригальной линии и упаковать в рулон.



С такой шерсти, собственно и начинается "Чексил"

Интересный факт. Побочным продуктом промывки  овечьей шерсти является  ланолин. Это вещество получается в процессе переработки жиропота овец. По своим свойствам ланолин близок к кожному салу человека. Обладает смягчающим действием. Широко применяется  в составе различных косметических и медицинских средств: кремов, мазей, кондиционеров для волос и т.п.

Сегодня «Чексил» выпускает ткани:

•    костюмные и брючные;
•    пиджачные;
•    полушерстяные для униформы;
•    пальтовые.

Нетканые материалы:

•    ватин;
•    термоватин
•    термовойлок
•    техсалфетка
Причем у каждого вида продукции – довольно широкий ассортимент.



Проблемы «Чексила»


Как говорится, сегодня  без проблем – никуда. Есть они и у «Чексила». Как нам показалось, главная проблема этого предприятия – безразличие государства к судьбе текстильщиков. Это парадоксально: весь мир защищает своего товаропроизводителя. У нас же – наоборот, правительство приветствует торговлю. Причем, импорт товаров в Украину. Текстильная продукция тому – яркий пример.
Ввоз тканей в страну осуществляется при нулевой ввозной пошлине – такие условия были поставлены при входе в ВТО. А вот за ввоз отдельных компонентов, необходимых для производства ткани берут пошлину, и довольно-таки не малую! Если к этому добавить уже набивший оскому «серый» импорт текстиля в Украину, то возникает  закономерный вопрос: как в таких условиях развивать производство и конкурировать с Китаем? Но таможенные сложности – далеко не единственная проблема…
Поскольку на «Чексиле» производство считается вредным, работники на пять лет раньше уходят на пенсию. Льготная  пенсия выплачивается за счет  предприятия. Хотя в других отраслях  Пенсионный фонд  берет на себя эти расходы либо полностью либо в размере 50%. Видимо Государство считает легкую промышленность самой богатой.
Учитывая огромные производственные площади предприятия, повышение стоимости аренды земли, серьезно сказывается на его экономике.
«Чексил» до сих пор обеспечивает водой микрорайон, который находится рядом с предприятием. Несвойственные для текстильного производства функции висят ярмом на шее у трудового коллектива…



Мнение коллектива

Нина Устименко, оператор аппретирования, работает на предприятии 12 лет:




– Я работаю на сушильном оборудовании. Мы пропитываем ткань, которая приходит к нам с мокрой отделки. Мы ее обрабатываем пропиткой, сушим, а потом ткань идет на стрижку и дальнейшую обработку по технологии. После всех процессов ткань поступает на контроль качества, где контролеры «выпускают» нашу продукцию. Если какой-то брак, то мы переделываем. Как правило, ставят 1-й или высший сорт качества. После этого ткань поступает на склад готовой продукции. Непосредственно эта ткань, которую я сейчас обрабатываю, идет на шинели и продукцию такого плана. Мы ее просушили, она «отворсуется», пострижется, и опять вернется к нам. Мы ее пропитаем водоотталкивающей пропиткой и после сушки она поступит на контроль.
За 12 лет на предприятии многое изменилось. Возросли объемы работы, намного увеличилась зарплата. Когда я пришла, у нас объем работы был значительно меньше. Зарплату выплачивают регулярно – ежемесячно. В последний месяц у нас было очень много товара. Поэтому я заработала хорошо. Если «чистыми» на руки, то – 3780 грн.

Игорь Бут, начальник участка крашения ткацкого отделочного производства:




– На моем участке мы красим ткань. Мы называем ее «суровьём», но это – практически готовая ткань. Основной наш ассортимент, это ткань состава: смесь шерсти с химволокнами. Под каждый состав ткани применяется свой режим крашения и свое оборудование. В основном это оборудование импортное: итальянское, швейцарское. В связи с тем, что полиэфир красится под давлением, у нас есть оборудование, в котором создаются герметичные условия с температурой до 130 градусов и давлением в 2 атмосферы. Набор цветов – самый разнообразный: от ярких чистых цветов до черного. Рынок сложился так, что большей популярностью пользуются темные цвета. Для европейского рынка мы готовим ткань коричневой гаммы. Их заказы в основном коричневых тонов.
На участке вместе с технологами работает 8 человек. Работаем в две смены. Вся работа построена от наличия заказов. Когда есть заказы – работаем круглосуточно. Потому что режимы длинные: один может длиться до 6 часов, в зависимости от вида ткани.
Все работают на сдельной оплате труда, и зарплата зависит от наличия заказов. Скажу так, за прошлый месяц мои работники получили более 3 000 грн. «грязными». Весь коллектив – «старый». Последний новичок пришел на участок три года назад. Остальные – работают по 10 лет и более. Я сам начинал работать на участке красильщиком, а теперь – начальник участка.

Людмила Александровна, кладовщик, ветеран производства:




– Работаю на складе кладовщиком. Вообще на комбинате – с 68 года. Уходила, конечно. Уезжала с мужем в Германию. Потом, опять вернулась. Комбинат – как дом родной! Сейчас работаю на складе кладовщиком. Уже на пенсии, но работаю. Зарплата «чистыми» – тысячи две. На работу хожу ежедневно. Пока работа есть – работаем. Суббота-воскресенье – выходной.

Лариса Скорая, реставратор готовой продукции:




– Наша работа заключается в исправлении аппаратного и ткацкого брака. На участке реставрации работает 38 человек реставраторов и два комплектовщика. После того, как к нам поступает ткань, мы убираем определенные пороки и по мере необходимости проводим реставрацию. При помощи иголки и нитки делаем ткань 1-го сорта. Работы довольно много. Оплата труда на участке – сдельная. Так что получаем, кто сколько заработал. Можно и две тысячи заработать, а можно и полторы. Кто как работает. Еще многое зависти от заказов. На предприятии работаю 36 лет. Всю свою сознательную жизнь. Уже другую работу выбирать не приходится. Все, что могу…

Надежда Голин и Ирина Силенок – *дессинаторы:



– На предприятии работаем  давно. Специальность означает: дизайнер ремизных тканей. Это те, что на ткацких станках производятся. Не жаккардовые, а ремизные. Ассортимент тканей в среднем обновляется ежегодно на 30%. Пальтовые ткани ежегодно обновляются на 60-70%. Если камвольный ассортимент – костюмные ткани, ткани для униформы –обновляется до 20%. Ткани для униформы более консервативные. А пальтовый ассортимент, он как fashion должен обновляться согласно модным тенденциям. Это и колористическая гамма, рисунки, дизайн. Это все должно обновляться постоянно, иначе не будет спроса. Так как пальтовые ткани – в основном женский ассортимент, то их развитие диктуется исключительно модой. Относительно уровня зарплаты говорить не будем. Скажем только, что наша работа на предприятии – востребована.

* Дессинатор – это текстильный дизайнер, человек, который сначала разрабатывает рисунок на ткани, а затем готовит соответствующую программу для ткацкого,  вышивального вязального оборудования. Иначе говоря, дессинатор – художник по тканям, плюс программист.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: "Чексил", Дмитрий Попов, Евгений Супруненко, Игорь Грищенко

Добавить в: