Тайна чёрных холстов
Среда, 20 Июля 2011 12:56 | Просмотров: 5691
http://chernigov24.com.ua/
Александр Онищенко
До сих пор ни одному черниговскому изданию не удавалось взять интервью у этого необычного человека. Он вообще практически не общается с журналистами. Мы первые, для кого он сделал исключение. Олегу Синельнику удалось побеседовать с ним он-лайн и получить на свои вопросы неожиданно откровенные, а порой и неоднозначные, ответы.
Можно смело утверждать, что
среди художников, рождённых в Чернигове, Александр Онищенко является самым именитым. При этом – парадокс! – большинству жителей нашего города его имя до сих пор неизвестно. А между тем, уже пару десятков лет выставки мастера с неизменным успехом проходят в разных частях мира. Его оригинальный способ живописи на чёрном холсте арт-критика окрестила «Новым импрессионизмом», а самого Александра объявила преемником и продолжателем традиций классиков мировой живописи – Моне, Ван Гога, Сезанна.
Едва ли наш герой, в 1991г. проездом оказавшийся в Праге, мог себе представить, что судьбой ему предназначено задержаться в этом древнем городе на долгие годы и прославить его в своих картинах. Вряд ли он предполагал, что попадёт в число избранных, чьи картины подделывают при жизни, а их оригиналы будут приобретать для своих коллекций всемирно известные знаменитости. Что его наградят медалью Франца Кафки и премией имени Масарика за вклад в развитие чешской культуры. Впрочем, сам Александр, как человек скромный и умудрённый опытом, далёк от хвастовства и предпочитает избегать разговоров на эти темы. Он не стремится к светской публичности и старается ограждать членов своей семьи от назойливых журналистов. Мастеру комфортно жить и работать в пригороде Праги, в старинном храме, ставшем для Александра храмом искусства.
С чего начинался твой путь к творчеству? Кто и как повлиял на становление таланта юного Саши Онищенко?
Начало, скорей всего, банальное, как и у многих моих черниговских сверстников в то время. Повезло с первым учителем Константином Федоровичем Горбачем, который во мне заметил, по его мнению, неординарность и интерес к рисованию, а затем и к фотографии. Он организовал в школе фотокружок, который я посещал.
Также сказалось влияние моего отца, который всю жизнь мечтал быть художником, но война, как и многим людям его поколения, поломала жизнь, но не убила желание. Помню как я в свои 10 лет, часто с замиранием сердца и восхищением, наблюдал, как он рисует масляными красками. Наверное, все-таки эти первые попытки рисовать, как отец, и решили мое предназначение. Кто знает…
Затем появилась прекрасная возможность пропускать уроки, исполняя поручения учителей нарисовать что-нибудь для кабинета или выпустить школьную стенгазету. Одним словом, постепенно за мной укреплялось прозвище «художник», хотя и с долей иронии.
Потом была изостудия в черниговском Дворце пионеров, в которой я, можно сказать, получил основы профессионального образования. Там я впервые имел возможность по-настоящему ощутить, что такое атмосфера художественной мастерской. До самого окончания школы я с удовольствием посещал занятия в этой студии, из стен которой, кстати, вышли многие успешные художники. Например, мой друг Василий Юдин, чудесный график, который сегодня сам успешно преподает.
В изостудии нас обучал художник Сергей Малышев, который не только открывал нам, детям, основы изобразительного искусства. Всем своим видом и поведением он воплощал понятие «свободный художник». Однажды он доверил нам, еще совсем юным, расписывать театральные кулисы. В другой раз совершил более отважный поступок, который для него закончился увольнением: в кинозале Дворца он показал нам, уже почти взрослым, запрещенный фильм о ночном Париже. За всё, что он сделал, за то, что научил самому главному, я безмерно ему благодарен.
Одно время ты жил и работал в сообществе, которое искусствоведы называют «Сибирская коммуна». Расскажи, пожалуйста, подробнее, что за коммуна и почему Сибирь?
Это отдельная история, которая заслуживает особого внимания. Трудно коротко описать те события. Самое главное, что мое вечное стремление познавать что-то новое и неизвестное решило всё, когда в 1981г. я и мои друзья-художники получили заказ на создание исторического музея в Сибири, в рабочем поселке Тевриз.
В то время за моими плечами уже был небольшой опыт. Пару верных друзей поддержали меня в этом, как казалось окружающим, безумии и решении отправится на целых 6 лет за 4000 километров, оставив семьи и прелести цивилизации. Наверное эта поездка и решила многое, что касается становления моих внутренних принципов и взглядов на жизнь.
Что подтолкнуло тебя к принятию решения об отъезде из СССР?
В то время, когда появилась возможность свободно ездить за границу, это не было особым героизмом. Сначала долго присматривался и наконец, поддавшись уговорам друзей, совершил пару поездок (тогда это называлось «коммерческим туризмом»), но без особого интереса.
В 1987г., пользуясь неразберихой в законах, мы с моим другом Михаилом Слуцкером и моей 10-летней дочерью Алёной, отправились в путешествие к морю. А именно в Болгарию, учтя близость языков. Там на побережье нашли посредника, который продавал наши работы, ну а мы наслаждались «западной жизнью», хотя и работать приходилось много. Но море давало, как говорится, море энергии. Там, кстати, и возникла моя техника импрессионизма на чёрном холсте.
Мы были молоды, все было впервые и интересно. Благодаря тому, что я был на своей машине и накопилось немного денег, решили отправиться попутешествовать. Так мы провели в Болгарии целый сезон. Я заработал первую в моей жизни валюту, за которую у нас в то время, между прочим, сажали в тюрьму. Но это было такое интересное время, что ни о чём плохом как-то не думалось.
По возвращении домой жизнь, конечно, уже не могла быть такой спокойной, как раньше. Повсюду слышались разговоры о перестройке и с ней люди связывали свои надежды на лучшее.
Будучи ещё на берегу Черного моря, в Варне, услышал от знакомых о волшебном озере Охрид в Югославии. Желание посетить это озеро стало моей мечтой. И первая же возможность поехать туда не заставила себя долго ждать. Были оформлены документы на выезд в Прагу, где мы с Михаилом Слуцкером должны были найти возможность попасть в Югославию. Но судьба распорядилась иначе. Оказавшись в Праге, которая, конечно же, покорила меня своей неповторимой атмосферой, мы узнали, что в Югославии началась война.
Как приходилось выживать в Праге на первых порах, без знания языка и законов, с минимумом денег? Были какие-то опасные или наоборот комичные ситуации?
Деньги на гостиницу закончились и мы попытались продать свои работы на знаменитом Карловом мосту. Там собирались художники, как мне казалось, со всего света, море зарубежных туристов, жаждущих посмотреть своими глазами на чешский вариант развитого социализма. Было там много и наших соотечественников, которые дали пару дельных советов, за что я им премного благодарен. И, как говорится, тут-то все и началось...
Были проблемы с полицией, с местными художниками, которые видели в нас конкурентов, с русской мафией, предлагавшей какую-то «крышу». Ну и, конечно, поначалу был языковый барьер. Но, как известно, жизнь заставит – заговоришь и на китайском. Мои первые попытки говорить по-чешски происходили примерно так. Стою в очереди в продовольственный магазин, передо мной кто-то что-то покупает, а я пытаюсь, как попугай, воспроизвести те же звуки, которые произнес стоявший впереди. За что получаю какую-то еду. Не всегда покупалось, что хотелось, однако, начало было положено.
Но следует сказать, что за все проблемы мы с лихвой были вознаграждены тем успехом, который не заставил себя ждать. Было найдено недорогое жилье и место под мастерскую, где можно было работать, если погода не позволяла писать картины на улице.
Работа на Карловом мосту подарила тебе не только богатую практику, как художнику, но и множество незабываемых встреч. Расскажи о них, пожалуйста
Что касается незабываемых встреч, то их там было много. Хотя бы потому, что Прага в то время была чрезвычайно популярна и туда стремились многие знаменитости, как наши так и зарубежные. Интерес к моим работам проявляли разные люди. Принц Чарльз, чешский президент Вацлав Гавел, который, между прочим, прогуливался по мосту в сопровождении одного единственного охранника, Пьер Ришар, Сталлоне, другие известные личности. Было много интересных встреч с людьми, которые посещали эту главную достопримечательность города – удивительный мост, заложенный в 1357 году по указу чешского короля Карла IV.
В один прекрасный день ты понял, что карьера уличного художника тебя больше не прельщает и ушёл с улицы. Тяжело было пробиваться самому? Кто-то помогал тебе – морально или материально – ассимилироваться с пражской художественной средой?
Да, конечно. Наверное, самой главной и судьбоносной встречей для меня было знакомство с консулом греческого посольства, которому понравились мои работы. Он предложил в качестве оплаты за них поездку к нему домой в Афины на месяц. И, конечно, я согласился.
В той стране также было множество встреч, которые повлияли на мою творческую судьбу. Одна из них, на мой взгляд, определила всё моё будущее. В Афинах познакомился с известным художником, которому похвастал, что успешно продаю на пражской улице свои работы. На что он мне критически заметил, что если хочу в этой жизни что-то доказать как художник, надо уходить с улицы.
Вот так и случается: казалось бы, только нашел что-то своё, а тут опять надо все менять. Но это решение, как сейчас понимаю, было самым верным.
И были первые официальные выставки, организованные на собственные средства, заработанные на улице. И приходилось рисковать, ведь в случае неуспеха пришлось бы возвращаться на улицу. Или даже, побеждённым, домой. Потом, после нескольких удачных выставок, пришла идея открытия собственной галереи, продиктованная желанием получить полную независимость и творческую свободу. Затем открылась возможность выставляться по свету, включая Европу, которая стала, как никогда прежде, открыта для меня. И не нужно было заниматься унизительным выпрашиванием разрешения куда-либо выехать.
Как возникла идея «Нового импрессионизма» и живописи на чёрном холсте?
Меня часто называют основоположником техники работы на черном холсте. Хотя, мне кажется, все гораздо проще. Просто в чем-то ты первый. Вот, например, Малевич прославился своим знаменитым черным квадратом. Я этот квадрат просто растянул и зарисовал, вот и всё :). А что касается «Нового импрессионизма», то это, конечно, попытка привлечь внимание. Дальше уже вам решать, что новое, а что нет. Единственное, что могу с уверенностью утверждать, так это то, что самая лучшая моя картина ещё не написана, и есть всегда над чем работать.
Чешские коллеги сейчас относятся к тебе, как к равному, или воспринимают, как живого классика?
Самое главное, как ощущаю я сам себя. И не нужно стараться угодить кому-либо. Конечно, благодарен своей судьбе и людям, мне помогавшим хоть и не материально, а тем, что верили в меня. Это, поверьте, гораздо важнее, чем, как некоторые думают, деньги. И что касается чешских художников, то все неоднозначно, наверное, как и везде. Просто есть нормальные люди, которые вас понимают, и есть зависть, которая слепа и неперспективна.
По поводу живого классика… Да, пока живой, а насчёт второго поживём – увидим :).
Когда ты ощутил, что после долгих лет мытарств стал действительно успешен и знаменит?
Наверное, это звучит глупо, но, скорее всего, когда заходишь в магазин купить что-нибудь к обеду, а у тебя кто-то незнакомый просит автограф :). Просто многие нуждаются в кумирах. На самом деле я не более чем делаю то, что люблю и люблю то, что делаю. Но в моей ситуации есть, безусловно, и свои выгоды. Например, если мне что-то надо, то многое можно решить быстро и при этом вам ещё и улыбаются :).
Мне говорили, что у тебя раньше был весьма оригинальный метод работы: на неделю запирался в мастерской, из еды употреблял только чешское пиво, а к концу срока, измождённый, выходил из помещения, в котором изумлённые домочадцы обнаруживали несколько десятков замечательных крупноформатных пейзажей, которые хоть сейчас на выставку. Это правда?
Почти :). Что касается пива, то оно в Чехии очень вкусное и всегда свежее. Но, когда работаю, то алкоголь не употребляю и даже не тянет. Что для многих наших художников может показаться странным. Все остальное – правда.
Случается, меня отвлекают. Допустим, надо решить что-то срочное. Тогда весь процесс останавливается, бывает, на несколько дней и много драгоценного времени может пропасть впустую.
Правда ли, что знаменитую усадьбу на холме ты приобрёл потому, что окружающие её пейзажи напоминают тебе окрестности Десны?
Не усадьбу, а старый 300-летний костёл, который своими силами отреставрировал и приспособил под свое жилье и мастерскую, в которой могу спокойно работать. И окрестности, скорее, напоминают Испанию или Францию по той причине, что вокруг меня холмы и сплошные виноградники. И даже река Влтава, которая видна из моих окон, не может мне заменить нашу Десну, которая для меня всегда будет самая любимая, самая красивая, одним словом – река моего детства. Этого впечатления мне ничто не заменит.
Требуется вдохновение, чтобы создавать произведения искусства или для тебя важнее соблюдать жёсткий каждодневный режим работы?
Наверное, понятие профессионализма и заключается в том, чтобы настроить себя на работу в любой момент, хотя это и не всегда просто. Кто-то из классиков сказал, что самое главное в творчестве – начать, а уж всё остальное само получится.
Твои картины часто подделывают?
Сначала меня это страшно расстраивало, но потом пришел к мысли, что, видимо, я делаю что-то такое, что стоит копировать. Одно дело, когда мои работы кого-то вдохновят и мне это радостно. Однако, часто мои идеи используют для простого зарабатывания денег, а это грустно. Но и не даёт уснуть на лаврах. И появляется уже спортивный интерес создавать холсты, которые трудно повторить, хотя бы по той причине, что можно скопировать картину, но невозможно повторить состояние души, которое художник в эту картину вложил.
Современный арт-рынок – это, в первую очередь, менеджмент и маркетинговые стратегии, а произведения художников уже не столько объекты искусства, сколько символы материального благополучия. Что ты думаешь по поводу такого положения дел?
И да и нет. Не думаю, что люди покупающие картины и вкладывающие в это свои средства так глупы, чтобы тратить большие деньги, потому что тот или иной художник в данный момент в моде. Обычно, такой эффект недолговечен. Все-таки верю, что за стратегиями находится что-то большее, что заставляет людей стоять, затаив дыхание, перед известными полотнами, например, Ван Гога. Хотя когда-то его работы спокойно могли подпирать стены в лавке папаши Танги. И, не будь человека заметившего его картины и купившего их, не известно как сложилась бы судьба этих работ.
Зрителя надо воспитывать, как это не банально звучит. И не «искусством» из подземного перехода у памятника Ленина (хотя, и там может появится что-то оригинальное), и не Карловым мостом, где всё уже заорганизовано до безобразия. А откровенным диалогом между художником и покупателем искусства через картины, за которыми стоит иногда непростая судьба творца.
Никогда не хотелось выйти за рамки «Нового импрессионизма», попробовать свои силы в иных стилях, жанрах?
Ну, прямо задел за живое. Конечно же хочу, хотя это и сложно. Хочу ту непосредственность, которая побеждала в юности, когда любили и творили, не задумываясь к какому числу надо заплатить налоги, чтобы и государству было хорошо от твоего успеха :). А если серьёзно, то меняться что-то должно, это закон жизни. Ведь меняется наше отношение к людям, ситуациям, к жизни, мы взрослеем и становимся мудрее. Самое главное, чтобы не терялся блеск в глазах и радость жизни.
Знаю, что известные люди с удовольствием приобретают твои картины для своих коллекций. Можешь назвать кого-то из них и рассказать о том, при каких обстоятельствах вы познакомились?
Если учесть, что мною написано уже довольно много работ, то одно ясно: какая-то моя частичка остаётся с этими людьми. Многих из них я знаю, со многими знаком лично. Самая последняя встреча кажется мне наиболее сказочной, такой, о которой мечтают многие художники. Год назад в галерею вошла пожилая красивая женщина, попросила немножко у нас отдохнуть, поинтересовалась, что за мелодия звучит, просмотрела работы, и спросила, не хотел бы автор выставится в Америке в Колорадо-Спрингс... Продолжение, наверное, угадывается :). После успешной выставки в январе прошлого года готовится выставка в конце августа в новой галерее в штате Аризона. Так что работы непочатый край.
Твои выставки активно проходят по всему миру. Есть желание организовать экспозицию в родном Чернигове?
Желание, конечно, есть, но пока не готов. Придет, надеюсь, время, когда смогу претворить эту свою мечту в жизнь. Пока же при любом удобном случае наслаждаюсь посещением родного города и любимой реки Десна. И ничего не может быть для меня лучше, чем встретить рассвет с удочкой в руках на волшебной речке моего детства. Ну, а если ещё и клюнет...
Олег Синельник, журнал «Чернигов24», май-июнь 2011
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.