Прикосновение ангела
Вторник, 15 Февраля 2011 16:22 | Просмотров: 4605
Прикосновение ангела
Среди нас, по большей части озабоченных и привычно-будничных, к счастью, еще случаются люди, в присутствии которых все вокруг кажется более чистым. К таким светлым фигурам, которые невидимо влияют на качество наших душ, принадлежит и заслуженный художник Украины
Владимир Карась. Родившись на Новгород-Северщине (с.Фаевка), он на протяжении четырех десятилетий живет и плодотворно работаете Прилуках. По случаю
925-летнего юбилея города художник пригласил прилучан на новую персональную выставку своих картин.
Свет и тень
Человеческая душа для художника — как космос для астронома: такая же глубокая и безграничная, такая же открытая для творческих поисков. Каждая из работ — это исповедь перед родной землей и теми, кто ее оберегает и любит. Поэтому стоит ли удивляться, что для сотен и сотен посетителей праздничная встреча с изобразительным искусством Владимира Карася стала своеобразным моментом истины, откровением, когда говоришь с собой и слышишь себя.
— Владимиру Федоровичу присуще тонкое ощущение красоты природы, углубление в историю края и проникновение в душу человека, — делится
впечатлением заслуженный педагог Григорий Мысан. — По специальности я учитель информатики, но не могу не чувствовать изысканности линий и цветов. В который раз останавливаюсь перед панорамной картиной «Родной город мой». Здесь нет элементов парадности, лоска, однако сколько гордости и тайных надежд! А
«Девушка с берегов Десны»! На все полотно — синева реки и ее глаз!
Анна Кузьменко (недавний председатель Прилукского районного совета) долго разглядывает «Яблоню из родительского сада». Что-то словно узнает, оглядывается:
— А знаете, — не скрывает волнения, — я в натуре видела и эту тележку, и грабли, которые прислонились к стволу дерева. Когда-то, еще в молодости, учась в педучилище, проходила практику в Новгород-Северском районе. В Фаевке жила у Володиных родителей, спала на его печи. Мама Володи — Фекла Павловна — знала много старинных песен и на удивление красиво разрисовывала писанки, так что художнику было в кого удаться! А если к маминой мастеровитости добавить трудолюбие отца и настойчивость — то вот вам и талант!
Действительно, талант, данный человеку Богом, делает его великим тогда, когда он честно и неутомимо трудится, не лукавит, не хитрит. Вспомним библейское: что свяжете на земле, то будет связано и на небе. На мой взгляд, наивысшее призвание художника Владимира Карася — быть самим собой. Потому и не гоняется за модерностью, потому в его произведениях такое ощутимое силовое поле патриотизма и психологизма!
Скажите, а вы видели осень в Прилуках? Нет, не ту, что наступает каждый год после лета, а «Осень в Прилуках» Владимира Карася? Посмотрите: на фоне золотоверхого собора просто с неба спускается пышногривый конь. И он, и листья, которые летят вдогонку и заметают все вокруг, одного (оранжевого!) цвета. Окунаешься с головой в знакомо-вымышленное чудо и понимаешь, что осень — без границ. В нее не нужен пропуск, а только покой и мудрость, из которых рождается надежда.
У художника — особенная судьба и особенная миссия. Потому что должен не только воспроизводить мир в образах, но и строить его заново — без кирпича и цемента, без гвоздей и молотка.
Подлинность (как выстраданность) проступает в содержании и оригинальности формы. Изменчивость света и тени будоражит чувственные вспышки. И уже не важно, каких красок здесь больше — сине-голубых, красных, охристых, зеленых. Главное — сила чувств, от которых щемит сердце, хочется плакать, радоваться и... жить! В условиях кризиса, бедности, аморальности люди соскучились по себе, по атмосфере достоинства. Книга отзывов переполнена восклицательными знаками. «Все так естественно и просто! А вто же время очень поэтично, с глубокой философской сутью. Ваше творчество — захватывающее, жизнеутверждающее! Роман Михайлович, Ирина Лукашова, Людмила Самойленко». «В этом шумном мире больше всего хочется тишины. Но, когда попадаешь в ауру художника Карася, благоденствуешь от могучей силы тайны, чувствуешь себя приобщенной к вечности и познаешь безудержное желание к самоусовершенствованию! Любовь Черноморец, преподаватель школы искусств». «Мы разучились удивляться, и это — свидетельство нашей духовной изношенности. А Владимир Федорович своим творчеством открывает нам дорогу от сердца к сердцу! По наивысшему Гэсподне-му закону! Лариса Сакун, ветеран труда».
Вчера и завтра
Рисовать Володя начал еще в дошкольном возрасте. Уединялся во дворе под развесистым кустом и выводил огрызком карандаша чудаковатые тучи, птиц, цветы. Немного погодя эмоциональной его душе маловато стало картинок, и научился парнишка играть на гармошке и баяне, танцевать, пробовал писать стихи и рассказы. Стихийное разнообразие способностей роилось в подростке вплоть до окончания школы. После восьми классов
отец-фронтовик, Федор Иосифович, повез сына в столицу. Но вступительные экзамены в художественном училище уже прошли. Однако приемная комиссия, заметив способности у сельского выпускника и нескрываемую тягу к знаниям, позволила ему посещать занятия свободным слушателем — а вдруг кого-то отчислят? Володя целый месяц ходил в «запасных», старательно готовил уроки, а потом махнул рукой: не по нраву ему эта роль — ждать чью-то неудачу. И он отправился домой. Сразу и работа нашлась, и появился в селе юный почтальон. С какой утехой ждали его в каждом доме — внимательного, совестливого, ответственного! Год промелькнул быстро. Когда же Владимир опять собрался поступать в училище, отца как подменили. Мол, зачем тот стационар? Учиться можно и заочно. А тут — зарплата ежемесячно... И парень стал студентом Московского заочного народного университета, где среднее образование было не обязательно.
Срочная армейская служба мобилизовала все таланты новобранца: Карась — активный участник художественной самодеятельности, печатается в военной прессе (даже «Красная звезда» поместила его стихотворения на своих страницах!) и рисует, рисует... Получает в творческой борьбе первое место за лучшую работу на армейской художественной выставке тогдашнего Союза ССР. Чтобы не тратить попусту время, там же, в армии, заканчивает последние курсы народного университета. Но не так-то просто среди нескольких увлечений выбрать одно! Окончательное решение принимает под воздействием книги народного художника СССР Конева, который также длительный период разрывался между литературой и живописью.
В Прилуках (отсюда родом жена Людмила)
Владимир Карась руководит изостудией при Доме культуры завода «Строймаш», преподает рисование в нескольких городских средних школах, пока его не приглашают в Прилукский цех Черниговского художественно-производственного комбината. Председатель правления, председатель художественного совета — обязанностей хоть отбавляй, но творчество не оставляет. Его картины — на региональных, республиканских, всесоюзных художественных выставках. И в тридцать два года Владимира Карася принимают в Союз художников СССР. Он посещает с творческими поездками Кавказ и Урал, Индию и Египет. А также Арктику (море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Медвежьи острова), завод «Атоммаш» в Волгодонске. После каждой такой командировки выполняет большие серии работ, работая в собственной мастерской и во всесоюзном Доме творчества на озере Сенеж в Солнечногорске. Наверное, Владимир Федорович уже потерял счет персональным выставкам, ведь в Прилуках их состоялось четыре, по три в Чернигове и Новгород-Северском, по две в Киеве и Нежине, а еще групповые: в Магнитогорске, Златоусте, Волгодонске, порте Тикси (Якутия).
Художник любит смешанную технику, гравюру, автолитографию, пастель, акварель, рисунок, тушь-перо. В присущей ему графической манере разработал иллюстрации к «Слову о полку И го реве», сюжеты Спасо-Преображенского монастыря XVII века (Новгород-Северский), обращается к фигурам Т.Шевченко, Л.Толстого, М.Гоголя, которые бывали на Черниговщине. История Полесского края для художника — это сугубо авторское видение и драмы, и счастья жизни. И это видение — многоцветное, искреннее и человечное. А в этой искренности угадываются не только приоритеты эпохи, но и личный моральный выбор. Образ времени у Владимира Карася всегда зримый. Его «Бег спутанных коней», например, не спутаешь ни с чем! Член Национального союза художников из соседнего Пирятина Полтавской области Алексей Иванюк, посетив выставку вместе с женой, дочкой и сыном, оставил такую запись: «Благодарен Тебе, коллега, за песню об Украине1. Потому что будут такие, как Ты, — будет УКРАИНА!»
Хлеб и цветы
У него большая семья — пятеро детей (кстати, все трое сыновей унаследовали художественные способности, а дочери только играли цветом). К тому же он уже успел трижды стать дедушкой. Самая старшая внучка Яна уже десятиклассница. Также, как и дедушка в ранней юности, всесторонне одарена и... растеряна перед выбором. Будущую артистку соблазняет рампами сцена! А над рисунками нужно думать, фантазировать, трудиться. Зато одиннадцатилетняя Полина подает незаурядные надежды! Добросовестно учась в школе искусств, из года в год совершенствует точность линий, разнообразит образы. Очень самостоятельная и независимая, хоть иногда все же прислушивается к дедушкиным подсказкам. Но в творческом плане легче всего, наверное, пятилетней Насте — никаких тебе ограничений или замечаний: хоть все краски вырисовывай за день! Владимир Федорович понимает, что из детского увлечения не всегда вырастает талант, однако убежден, что и самый маленький побег требует к себе внимания. Поэтому с родительским переживанием каждый раз рассматривает конкурсные работы юных художников, поданные на получение
литературно-художественной премии имени Любови Забашты, известной поэтессы и землячки. И сетует, что теперешнее школьное образование мало заботится о формировании эстетических вкусов учеников. Уже и забыл, когда и кто из педагогов приглашал его на воспитательное мероприятие для общения. Правда, десятиклассники ООШ № 10 и №12 организованно прибыли на выставку — расспрашивали, интересовались деталями. А на прощание написали: «Мы в восторге от Вашего творчества!» Может, позже, когда наберутся взрослых эмоций и опыта, эти мальчишки и девчонки сумеют выразить взбудораженные ощущения и чувства конкретнее, как прилучанка Надежда Еременко: «Вы открыли миру свою душу и показали нам, как нужно любить родной ' город и родительский дом».
Говорят, богат тот, кто никому ничего не должен. Но таким чувствовать себя не выходит. Потому что то, что делается в государстве, в большом или малом ее регионе, населенном пункте, делается с нашего согласия или несогласия. Каждый видит добро или зло — это уже у кого какие глаза. За два десятилетия созидания государства Украина пережила не одно землетрясение. Но и после последней смены власти период серого, незаметного существования продолжается. Так где ключ от успешного будущего? . Владимир Федорович Карась, ввиду творческой занятости, особенно дорожит временем — даже часами и минутами. Однако и ими пожертвовал, дав согласие баллотироваться в депутаты горсовета. И общество не могло его не избрать!
...Художники — не пророки, но часто они видят больше и дальше, чем другие.
Владимир Карась
Нина Ткаченко, еженедельник «ГАРТ» №6 (2499)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.