GOROD.cn.ua

Максим Черненок: «Я отвечаю за всё»

— Можно сказать очень тихо — и при этом ты будешь понят и услышан
— Максим, какая из ваших «ипостасей» — финансист, юрист, строитель — если можно так сказать, основная? Вы — кто?
— Юрист, финансист, строитель. Я умею полностью переключаться на то, чем занимаюсь в конкретный момент времени.
Мы беседуем в офисе инвестиционной компании «Денар-Люкс» — предприятия, координирующего проект по возведению жилого комплекса «Стрелецкая набережная». Проект масштабный, и занято в нем не одно предприятие — проектировщики, подрядчики, поставщики строительных материалов, риелтеры... Максим Черненок, как руководитель проекта, координирует работу всех звеньев, ну, соответственно, за все и отвечает.


Основное рабочее место Максима, впрочем, в Харькове. Он доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого. Читает лекции, занимается научной работой (автор более 30 научных работ, в том числе двух учебников и двух монографий).

— Как получилось, что юрист занялся строительством?
— Я работал с 2001 по 2007 год в крупнейшей на то время юридической фирме Украины «Инюрполис». Учредителем ее был заместитель председателя Верховной Рады Украины Степан Гавриш (ранее профессор кафедры уголовного права нашей академии). В этой компании я руководил департаментом, который осуществлял юридическое сопровождение — в том числе крупнейших харьковских застройщиков. Поэтому в процессе работы я приобрел определенный опыт управления строительными проектами — а затем нашел в Чернигове партнеров и убедил их в том, что этот бизнес интересен и перспективен. Тем более, что шел 2007 год, который был в строительстве пиковым.
В Чернигове существует коммунальное предприятие «Черниговбудинвест», функцией которого является привлечение инвесторов в строительную отрасль города. Мы взялись финансировать застройку участка на улице Курсанта Еськова, возле бывшего летного училища.
Участок не маленький, около четырех гектаров. Одним из условий вхождения в проект была комплексность застройки (возведение не только жилья, но и объектов социальной инфраструктуры: оздоровительного комплекса, магазина самообслуживания, современного паркинга, кафе-ресторана для семейного отдыха, пешеходной набережной). Ведь район разрастается, его население приближается к четырем тысячам человек! В чем-то прообразом будущего района послужил киевский проект «Оболонские липки».

Детство возле лётки

— …Возле реки, у леса, рядом с летным училищем прошло все мое детство. Многие друзья тех лет — дети военных. Я помню, как нас кормили в солдатской столовой, как в клубе мы смотрели патриотические фильмы, катались на лошадях, возивших в столовую продукты… Ходил в 11-ю школу.
Я прикипел к этому району с детства, там и сейчас живут мои родители. И когда мы выбирали участок для застройки, я выбрал именно этот.
Многим кажется, что жить в центре города — престижно. Но ведь в Чернигове в любую точку города можно попасть за пятнадцать минут. А вот таких зеленых уголков не так уж много.

— А вы сами живете в центре или на окраине?
— Я живу в этом же районе, возле Стрижня, в частном доме, который еще мой прадед строил после войны. Для меня эти места очень много значат, это правда.

Таунхаус — хороший компромисс

— Что означает красивое слово таунхаус, которым называются трехэтажные домики на проекте?
— Это достаточно распространенный вид жилой застройки в Западной Европе, компромиссный вариант между городской квартирой и частным домом. Блоки из нескольких коттеджей, возле которых каждый собственник имеет небольшой участок земли, где можно разбить клумбу, поставить качели, мангал…

— Квартиры, выходит, многоэтажные. А большие?
— Площадь квартиры — 340 кв. м. Большой цокольный этаж, трехметровой высоты, в котором можно оборудовать, на свое усмотрение, хоть сауну, хоть биллиардную, хоть каминный зал. Гараж, эллинг для хранения плавсредств, терраса с видом на реку.

— Это крайне соблазнительно звучит, но вопрос еще, как эти 340 метров будут отапливаться…
— Коттеджи построены из керамического кирпича, это экологически чистый, энергосберегающий материал. Применяются внешние утеплители, декоративная штукатурка. И конечно, автономное отопление позволяет устанавливать комфортный температурный режим или даже отключить какое-то помещение на время. Котлы ставим от европейских производителей, и отопление таунхауса обойдется не дороже, чем отопление трехкомнатной панельной квартиры.

Лучше станет всем

— До этой беседы мне казалось, что на Стрелецкой набережной возводится какой-то элитный закрытый комплекс. Вы сейчас говорите об оздоровительном комплексе, о семейном ресторанчике, о магазине самообслуживания… Для кого, все-таки, строите эти объекты: для всех жителей города или для жильцов комплекса?
— И для тех, и для других. Жилая зона будет на ночь закрываться, объекты социальной инфраструктуры будут расположены за ее пределами. Воспользоваться их услугами сможет любой житель района.

— А кто будет жить в таунхаусах? И кто — в пятиэтажках, которые тоже видны на проекте?
— Понятно, что учитывая большую площадь квартир в таунхаусе, приобрести их сможет не каждый. Но тут же, рядом, мы строим несколько современных, очень симпатичных пятиэтажных домов, рассчитанных на средний класс. В идеале мы видим район, в котором все будут знать друг друга в лицо. И в котором люди будут покупать квартиры не для перепродажи, а именно для себя.
Верхние этажи в этих домах являются видовыми, жителям приятно будет, подойдя к окну, взглянуть на лес, на озеро…

— Площади в пятиэтажках, наверное, поменьше?

— Однокомнатная — 46 кв. метров, двухкомнатная — 67 и 74, трехкомнатная — 95. Просторные кухни, автономное отопление, дополнительный плюс — лифты в подъездах. Это не излишество, как может показаться. Тот, кто жил в пятиэтажках, прекрасно понимает, как трудно подниматься по ступенькам пожилым людям, выходить на прогулку с коляской молодым мамам, заносить сумки с покупками…
Эти дома строятся тоже из керамического кирпича, под черепицей, оформлены они в едином стилевом решении с коттеджами — без особых излишеств, но и явно не как типовая застройка.
Я хотел бы сказать отдельно о коммуникациях. Застройка этого участка требовала прокладки новых коммуникаций, что и было сделано в первую очередь. Строится новая дорога с тротуарами из плитки, провели газопровод и построили газораспределительную станцию, линию электропередач. Будем строить пешеходную набережную вдоль Стрижня — с парковыми фонарями, скамейками — для всего района.

— Я так поняла, что у вас есть возможность продавать квартиры в рассрочку?
— Стоимость ипотеки на сегодняшний день (до 25% годовых) не дает возможности покупателям кредитоваться под покупку квартиры в банках. В этой ситуации выходом является система рассрочки платежа. Покупатель выплачивает стоимость квартиры постепенно на протяжении года.

— Кто выполняет основной объем работ?
— Наш ведущий подрядчик — УНР-209. Это государственное предприятие, которое специализировалось на строительстве объектов спецназначения для Минобороны и жилья для военнослужащих. Руководитель, Игорь Владимирович Синицын, смог сохранить коллектив, базу, и сегодня — благодаря его энтузиазму — это одно из немногих оставшихся в Украине «живых» военно-строительных предприятий. В Чернигове они построили много жилья (подробную информацию вы можете найти у нас на сайте) — их опыту можно доверять.

В Чернигове работать можно

— …Что мне нравится в Чернигове — здесь очень низкий уровень коррупции. Я работал во многих регионах — проекты были масштабные, мы обслуживали очень крупный бизнес, днепропетровские, донецкие, крымские, харьковские финансово-промышленные группы. Есть с чем сравнивать. Так вот, в Чернигове (или такой менталитет, или заслуги городских властей, не могу сказать) бизнес вести проще, чем в других городах. Да, здесь один из самых низких уровень зарплат, покупательская способность населения достаточно низка, приходится соотносить стоимость товаров и услуг с возможностями черниговцев. Но именно уровень коррупции не так высок.

— Вы сейчас удивили и меня и, наверное, читателей. Вообще-то все жалуются, что когда к нам приходят инвесторы, с них требуют такие откаты, что они ужасаются...

— Это говорят те, кто не работал в других городах. Там, значит, они в город вообще не зайдут — их в пригороде остановят и «объяснят».
Конечно, хотелось бы, чтобы городские власти как-то активнее привлекали инвесторов, потому что инвестиции — это налоги, рабочие места… Это может высокопарно как-то звучать, но — нас в финансовой компании всего пять человек, однако во многом благодаря нам работает строительное предприятие, в котором сто сотрудников. Это предприятие приобретает керамический кирпич — значит, работает черниговский кирпичный завод. Железобетон приобретается черниговский. Двери заказали на нашем заводе металлоконструкций, а не купили китайские. Оборудование детских площадок будет произведено также в Чернигове. Может, с точки зрения развития «глобальной» экономики и плох такой региональный протекционизм, но я думаю, если есть возможность, нужно приобретать товары местных производителей. Поддерживать друг друга. Как результат, где-то в городе лучше станет дорога или зажжется новый уличный фонарь…
Для сравнения есть более промышленно развитые города, где нет теплой воды, а холодная подается по графику. Где вообще не освещаются улицы. Где дороги еще в худшем состоянии, чем у нас. Причина — коррупция. Это самая большая проблема в Украине.

— Но у нас еще работать, вы считаете, можно.

— В Чернигове — да. Если б здесь нельзя было работать, меня бы здесь не было. Для меня принципиальный вопрос: «Почему чиновник — человек, которого я, выплачивая налоги, содержу и который ничего не производит, считает, что я ему еще чем-то обязан? Почему я должен к нему на поклон час стоять в приемной?». Меня это унижает, и в такой ситуации я могу и не промолчать.

— Вы такой горячий человек?
— Я себя всегда контролирую. Но то, что сочту нужным, я скажу. Сказывается адвокатский опыт, у меня были хорошие учителя. Все-таки Харьков — кузница юридических кадров Украины и меня учили старые опытные адвокаты. И я понял, что можно сказать очень тихо и при этом ты будешь понят и услышан.

— А расскажите о своей адвокатской практике.
— Я работал в крупной юридической компании и вел много резонансных процессов. Кроме того мы оказывали и бесплатную юридическую помощь социально незащищенным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам). Такая работа меня привлекала даже в большей степени. У меня очень обостренное чувство социальной справедливости. Возможно, потому, что я вырос в рабочей семье.

— А азарт?
— Конечно, он присутствует всегда. Тем более, что работа адвоката зачастую построена на том, что тебе просто нужно поломать позицию оппонента. Найти слабые места, разработать стратегию… Но это отдельная тема. Адвокатура есть адвокатура.

«В прокуратуру всегда успеешь»

— Максим, а вы с детства мечтали стать юристом?
— Вообще-то мне нравилась история. Но старшеклассником я трижды был призером республиканских олимпиад по правоведению, и именно это определило мой выбор профессии. Правда, с первой попытки в вуз поступить не удалось. Я пошел после школы работать — судебным исполнителем Новозаводского суда.
И поступил на следующий год, уже имея опыт практической работы.
Интересовала меня с первого курса криминология, наука о причинах и условиях преступности, личности преступника. Я занимался в специализированном кружке, на пятом курсе мне предложили поступить в аспирантуру — и я, немного посомневавшись, решил попробовать себя в науке (хотя и стажировался уже к тому времени в прокуратуре г. Чернигова). Убедил меня заведующий кафедрой, сказав: «В прокуратуру ты, если захочешь, еще устроишься. А такой шанс бывает не у каждого!»

Главное — ответственность

— …Работа в строительной индустрии — это большие обязательства. Перед своей командой, перед подрядчиками, перед покупателями, которые вложили свои средства. Поэтому когда я вижу недострои, мысленно обращаюсь к застройщику: как же ты можешь спокойно спать, если не выполнил обязательства перед людьми? Здесь вопрос не столько юридический даже, сколько морально-этический…
Вот вы спрашивали о специфике Чернигова. Специфика города еще в том, что если ты хоть раз кого-то обманул, завтра об этом будет знать весь город. И с тобой просто никто не будет работать. Репутация бизнесмена — это его основной капитал.

Делу — время

Максим Черненок твердо придерживается принципа: работать нужно в рабочее время. Вечера оставляет свободными — для семьи. Сыну Мирону полтора годика, и хочется больше быть с ним рядом. У Максима много друзей, общение с которыми также помогает ему расслабиться после рабочего дня.
— Было бы жизней несколько, можно было бы прожить и так, и эдак... Но жизнь одна, и нужно все успеть.

Досье

Черненок Максим Петрович.
Руководитель проектов финансовой компании «Денар-Люкс». Доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого
Родился 25 января 1977 года
Образование высшее. Окончил с отличием Национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого. Кандидат юридических наук, доцент.
Семья: жена Марина — кандидат медицинских наук, преподаватель Харьковского медуниверситета, сын Мирон.


Такой будет Стрелецкая набережная через три года. «Другого такого участка, где дома, построенные по современным технологиям, так вписывались бы в ландшафт, в городе просто нет!» — с гордостью говорит Максим Черненок.

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Стрелецкая, юрист, финансист, строитель, Максим Черненок, Вера Едемская