GOROD.cn.ua

До работы напрямик - 16 тысяч километров

Практически во всём мире — дефицит питьевой воды. Украине, согласно прогнозам, уже в 2050 году придётся её импортировать. Нет такой проблемы разве что в Антарктиде, во льдах которой содерхсится около 80 процентов всей пресной воды планеты. Метеоролог Александр Надточий из Покошичей (Коропщина) видел их собственными глазами. Он побывал на Южном полюсе дважды — в 2013-14 и 2017-18 годах — в составе экспедиций, каждая из которых проводила исследования в течение 13 месяцев. В период между экспедициями работал дома — на Придес-нянской водно-балансовой станции (последние 2 года — начальником). Общаемся перед третьим его отъездом в царство льдов и метелей.



— Как считаете: когда исчерпаются ресурсы на обжитых континентах, не бросятся ли люди осваивать и заселять Антарктиду? — спрашиваю Александра. Ведь разговоры об этом идут уже не один год, поскольку там, кроме запасов воды, есть полезные ископаемые (в частности, железная руда, каменный уголь), а не так давно открыли несколько новых видов животного мира и даже растений.

— Возможно, когда-нибудь в будущем. А пока Антарктида не принадлежит ни одному государству. Здесь мест тлько для научных работников и — в какой-то степени — для туристов, — отвечает.

Место его работы — украинская научно-исследовательская станция «Академик Вернадский», расположенная на крошечном острове Галиндез (его площадь — 1 км2). От Киева это почти 16 тысяч километров. Если напрямик.

Ежедневные неизменные обязанности Александра, по его словам, — сообщение метеоданных Национальному антарктическому научному центру и Всемирной метеорологической организации, ведь Антарктида читается климато-обоазуюшим фактором для всей Земли. Информацию — о температуре и относительной влажности воздуха, скорости ветра, облачности, толщине снежного покрова, содержании озона в атмосфере и т. п. — он передаёт по Интернету каждые три часа.

Спрашиваю о самой высокой и самой низкой температурах, которые были зафиксированы во время его работы на станции.

— Максимальная — плюс 10, минимальная — минус 31. Отмечается тенденция среднегодового повышения температуры.

Однако выводов о неминуемом глобальном потеплении не делает (дескать, это дело учёных).

— Некоторые из них предполагают, что одной из причин дальнейшего потепления могут стать водоросли, окрашивающие снег в розовый цвет. Ведь такой снег отражает меньше солнечного света и быстрее тает. Приходилось ли наблюдать подобное?

— Да, приходилось. Эти водоросли живут в замёрзшей воде. Период морозов они проводят в покое, а когдд становится теплее, начинают цвести. В результате появляется малиновый снег.

— Сегодня (разговариваем 19 марта. — Авт.) на Галиндезе минус 9, относительная влажность 88 процентов, безоблачно, высота снежного покрова 37 см, содержание озона в атмосфере 285 единиц Добсона (данные с сайта антарктического центра. — Авт.). Нет никаких отклонений?


— Сейчас там первый месяц осени. Показатели характерны для этого времени года. Содержание озона в норме: явление озоновой дыры наблюдается, как правило, в августе-октябре. Тогда — из-за сильного ультрафиолетового излучения — нужно надевать специальные очки и использовать защитный крем.

Украина — одно из 30 государств, имеющих в Антарктиде постоянную станцию, которая функционирует круглый год. Имени академика Вернадского она стала в 1996 году, после того как её нам передала Великая Британия. У англичан станция называлась «Фарадей». Это название сейчас осталось только у бара.

В нём мой собеседник в третий раз будет отмечать день рождения — 29 января. Этой зимой Александру исполнилось 43. А 44-летие он будет праздновать среди лета: на Южном полюсе декабрь, январь и февраль — самые тёплые месяцы.

Будут приглашены все 13 членов экспедиции. Среди них — 7 научных сотрудников (в частности, геолог, океанолог, биолог), врач, повар, дизелист-электрик, системный механик, системный администратор связи. С одними Александр уже работал, остальные в Антарктиде впервые. Все прошли не только конкурсный отбор в Национальном антарктическом центре — именно туда следовало подавать заявку, но и получили добро от психолога. Ведь у каждого — свой характер, все разного возраста, а жить 13 месяцев придётся бок о бок в ограниченном пространстве (за исключением разве что выходов за пределы станции): научные лаборатории, комнаты на четырёх, столовая, спортивный зал, баня...



— Недалеко есть небольшое озеро с пресной водой — очищаем его от сугробов и играем в футбол. В свободное время смотрим фильмы, слушаем музыку, играем в бильярд, настольные игры, рыбачим. Я увлёкся резьбой по дереву. В ход идёт любой подручный материал, — рассказывает, как разнообразят жизнь в экспедиции. По субботам у них — посиделки в баре.

— У нас рацион, как у подводников. На день каждому полагается по 50 г вина. За неделю собирается несколько бутылок — на всех. Одеваемся как на праздник — костюмы, галстуки... Третий тост — непременно за женщин. Его по традиции провозглашает врач.

Саша поднимает бокал за свою жену Валентину. Она тоже метеоролог. Работает на Придеснянской станции. Общаются в основном по Вайберу. Часто пользоваться спутниковой связью недёшево, да и не всегда удобно из-за 6-часовой разницы во времени. А бумажное письмо, отправленное из пункта почтовой связи (здесь действует специальный почтовый штемпель с переводной датой «Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский»), идет до села, как минимум, 45 дней.

Не скрывает: не хватает и жены, и сына (он уже взрослый, экономист по профессии), но и без Антарктиды тоже не может:

— Здесь снится зелень, сады в цвету, а дома — снега, льды да пингвины с тюленями.

Утверждает: едет не за деньгами (зарплата вместе с надбавками и антарктическим полевым обеспечением не впечатляющая: на заработках за границей имел бы намного больше), а потому, что туда тянет.

Подобное слышал не только от своих, но и от коллег с соседней (американской) станции «Палмер».

— Они наведывались к нам, потому что есть на чём. А у нас — только надувные лодки.

...Сейчас 26-я украинская экспедиция — на пути к Антарктиде. До своего острова Александр Надто-чий и его коллеги доберутся на судне специального ледового класса.

Мария Исаченко, «Гарт» № 15 (3027) от 8 апреля 2021

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Покошичи, Коропщина, метеоролог, Надточий, Исаченко, Гарт