GOROD.cn.ua

Подарок к Новому году: оставили без куска хлеба! (обновлено)

Черниговская пенсионерка Антонина Бойко не смогла получить пенсию за декабрь месяц и фактически на сегодняшний день в ее кошельке осталось всего 3 грн! В том, что в канун Нового года женщина осталась без куска хлеба, она винит управление Пенсионного фонда Украины в Чернигове. Без согласия пенсионерки, проживающей в районе Вала на ул. Преображенской, ее пенсию отправили в 27-е почтовое отделение на Рокоссовского, куда пожилая женщина-инвалид физически не может приехать.

Пенсионерку оставили без денег
– До 2001 года я проживала на улице Рокоссовского, но вот уже 15-й год мы живем на улице Преображенской, в районе Вала. С 1996 года я получаю пенсию в «Ощадбанке». Никогда никаких проблем не было. И, вдруг, внучка пошла получать пенсию по доверенности в центральном офисе «Ощадбанка», рядом с моим домом, а ей говорят: «Вашей бабушки в списках нет!». Я давай звонить по всем инстанциям. Оказывается, мою пенсию перевели на 27-е отделение. Это или почтальон носит, или сам иди и забирай. Но, поскольку ул. Преображенская не в зоне ответственности 27-го отделения – мне нужно или оформлять доверенность на внучку (а я узнавала – вызвать нотариуса для составления доверенности – 400 грн.) или самой ехать на ул. Рокоссовского. Но я ведь и доехать не могу, потому что по квартире с «ходунком» передвигаюсь. Обзвонила по всем номерам Пенсионного фонда. Одна говорит: «Наймите такси и приезжайте в Пенсионный фонд переписать адрес». Другая утверждает: «Вы должны сообщать адрес». Дескать, вы, когда пенсию оформляли, подписали заявление о том, что будете нас информировать о смене места жительства. Я оформляла пенсию в 1987 году. Скажите, я могу помнить, что я там подписывала? Я спрашиваю: «А почему вы меня не проинформировали о том, что мою пенсию перевели»? Мне говорят: «Мы ходили на Рокоссовского, там никого дома не было».
А зачем ходить? Сейчас же компьютеры! Посмотрите, где такая баба прописана. А может ее вообще на свете нету! В ответ – тишина. Мне говорят: «Раз я не могу ходить, пусть внучка с доверенностью придет и переоформит пенсию». Я позвонила и узнала: 400 грн надо заплатить за то, что придет юрист и оформит доверенность. А откуда у меня такие деньги? – рассказывает Антонина Алексеевна.

В Пенсионном фонде – бесконечные очереди и хаос

Ни в одном законодательном акте мы не нашли информации о том, что пенсионер, меняющий место жительства в пределах одной административной территории обязан сообщать адрес проживания. А учитывая заявление министра юстиции, с октября нынешнего года чиновники вообще не имеют права требовать какие-либо справки от граждан, а обязаны получать информацию самостоятельно из соответствующих информационных баз.

Тем не менее, Пенсионный фонд Чернигова встретил нас переполненным просителями залом, который в этом фонде называют по-модному – «единым электронным окном». Десятки людей, шум и гам! Тут и здоровый человек не выдержит. А ведь это же пенсионный фонд, куда, как правило, приходят люди в возрасте и не совсем здоровые.

– Почему такие очереди и что хотят все эти люди?
– спросили мы у начальника управления Пенсионного фонда в Чернигове Николая Демченко.
– У нас в этом зале – 12 рабочих мест и там ведется прием согласно талончикам, которые выдаются. По каким конкретно вопросам стоят люди – сказать не могу. Кто-то переоформляет пенсию, кому-то нужны справки, кто-то оформляет субсидию, кто-то переезжает, – заявил Николай Демченко.

– Но, сейчас же 21 век. Мы говорим об «электронном правительстве», а у вас сотни человек в ожидании бумажек в очереди простаивают!
– Электронный-то, электронный, но бумаги никто не отменял, – говорит Николай Демченко, показывая на внушительную стопку бумаг и отчетов на столе сотрудника Пенсионного фонда.



Получается, в Пенсионном фонде Украины занимаются банальным очковтирательством? Ведь еще весной этого года на сайте ПФУ появилась информация о внедрении системы дистанционного обслуживания граждан. А на деле – очереди не только не исчезли, а все стало только хуже!

– Все это – только желаемое. Может когда-то электронное управление и будет. Это, как нам сказали: вы обязаны за 10 минут принять заявление, отсканировать его, записать обращение гражданина на видеокамеру, сформировать пакет документов, отослать. И пока пенсионер дойдет домой, то пенсия долетает за ним. Это мы хотим, чтобы так было, но на сегодняшний день – к сожалению (показывает на стол сотрудника, заваленный «макулатурой»)… Пока, смотрите сколько документов и номера какие на них – 26 тысяч! И это все нужно обработать. Только на бумагу для распечатки списков в месяц у нас идет 5 тыс грн! – заявил Николай Демченко.

Мы довольно детально описали ситуацию, которая на сегодня в управлении Пенсионного фонда Чернигова не случайно. Ни о каких изменениях в работе этой структуры речь сегодня не идет! Пожилому человеку, а тем более инвалиду идти в Пенсионный фонд – противопоказано! Тем более, что в день нашего посещения Фонда лифт в здании не работал и пенсионеры были вынуждены подниматься на ТРЕТИЙ этаж (а учитывая высоту потолков – это этаж 5-й жилого здания) по лестнице.

Кто виноват?
Вернемся к проблеме, которая возникла у Антонины Бойко. Разъясняя ситуацию с переводом пенсии на 27-е почтовое отделение, в Пенсионном фонде сослались на «ПОРЯДОК виплати пенсій та грошової допомоги за згодою пенсіонерів та одержувачів допомоги через їх поточні рахунки у банках», утвержденный еще в 1999 году.

В ст. 14 «Порядка…» говорится о том, что «если суммы пенсий и денежной помощи получают по доверенности больше одного года, либо не получаются из текущего счета более одного года уполномоченный банк обязан уведомить об этом соответствующий орган Пенсионного фонда или орган труда и социальной защиты населения не позднее 28 числа месяца, в котором возникли такие обстоятельства, а получатель пенсии и денежной помощи – подать новое заявление в орган Пенсионного фонда или орган труда и социальной защиты населения в порядке, определенном в пункте 10 настоящего Порядка. В случае невыполнения получателем пенсий и денежной помощи этого условия орган Пенсионного фонда или орган труда и социальной защиты населения прекращает перечисление соответственно пенсии и денежной помощи на текущий счет в определенную получателем учреждение банка и осуществляет выплату через предприятие почтовой связи по месту жительства получателя в установленном порядке».

Вроде бы Пенсионный фонд действовал по закону. Но, ключевым вопросом является то, что пенсия должна быть направлена по МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. И тут Пенсионный фонд был обязан проинформировать пенсионерку об изменениях в выплате пенсии.

Нас заверили, что соответствующее уведомление было отправлено 6.10.2015 обыкновенным письмом по адресу на ул. Рокоссовского. В то же время в 27-м почтовом отделении связи сообщили, что отправление простых писем не отслеживается. Все уведомления, должны отправляться заказным письмом, которое непосредственно вручается адресату, а в случае его отсутствия, под роспись возвращается отправителю.



То есть можно утверждать, что Антонину Бойко фактически никто не информировал об изменении условий выплаты пенсий. Кроме того, согласно законодательства, оформить пенсионные выплаты через какой-то банк сегодня можно и в самом банке и идти в Пенсионный фонд не обязательно. Как сообщила Антонина Бойко, срок годовой доверенности истекает только в январе, и она никак не думала, что пенсию перестанут выплачивать за 2 месяца до окончания срока. Кроме того, в уведомлении банка в графе «место регистрации» был четко прописан адрес пенсионерки – ул. Преображенская, указан номер дома и квартиры и работники Пенсионного фонда просто не могли не видеть этой информации.

Комментируя аналогичную ситуацию, юристы заявляют, что:
– Незважаючи на те, що у Порядку подання та оформлення документів для призначення (перерахунку) пенсій відповідно до Закону України «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування» встановлено, що до заяви про призначення пенсії за віком додаються, зокрема, документи про місце проживання (реєстрації) заявника, неподання вказаного документа не може стати на заваді реалізації громадянами конституційного права на соціальний захист. Як встановлено ч.2 ст.2 Закону України «Про свободу пересування та вільний вибір місця проживання в Україні», реєстрація місця проживання чи місця перебування особи або її відсутність не може бути умовою реалізації прав і свобод, передбачених Конституцією, законами чи міжнародними договорами України, або підставами для їх обмеження.

Что делать
18 декабря мы повторно посетили Пенсионный фонд, но ни начальника, ни тех сотрудников, которые непосредственно занимались делом Антонины Бойко мы не застали – после обеда (в рабочее время) сотрудники направились в Дворец «Химиков» на праздничный концерт, посвященный 25-летию Пенсионного фонда, который должен был начаться в 15 часов! Причем, как нам сказали, явка была строго обязательной и сотрудников обязали под роспись.

Мы поздравляем сотрудников управления Пенсионного фонда Чернигова с профессиональным праздником, но не стоит забывать и о людях, простаивающих в очередях ради получения какой-то справочки.

Что же касается Антонины Бойко, то нам пообещали, что в понедельник инспектор Пенсионного фонда посетит пенсионерку и оформит все документы на дому. Только вот получить пенсию за декабрь теперь женщина сможет только в январе. Кто ответит за нарушение конституционных прав пенсионерки – нам никто так и не сказал…

Итоги
21/12/2015 в 12 часов дня в редакцию перезвонила Антонина Бойко и сообщила, что в 8 часов ей перезвонили из "Укрпочты" и сказали, что приедут с деньгами. В 9.00 почтальон вручила пенсию Антонине Бойко прямо в ее квартире. Примечательно и то, что руководство "Укрпочты" узнало о проблеме Антонины Бойко из публикации на сайте и оперативно решило возникшую проблему. В 10.00 приехали и переоформили документы - внесли изменения данных места жительства. Вопрос с выплатой пенсии закрыт!

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Пенсионный фонд, выплата пенсий, права человека, Николай Демченко, Игорь Грищенко