GOROD.cn.ua

Искатели сокровищ из Ядут

 

Они исследуют леса, поля, места у воды, заброшенные деревни и многое другое. От Карпат до Донбасса и от Полесья до Черного моря — каждым день тысячи людей с металло-детекторами выходят на охоту за золотом и древностями. В свое время увлеклась этим и 34-летняя Любовь Кузьмич (на фото) из Ядут (Борзнянщина). Вот только делает она это совсем не ради денег — поиск «сокровищ» доставляет ей большое удовольствие.





— Это хобби пришло ко мне как-то само собой, — улыбается Люба. — Еще в 2009 году, когда я сошлась со своим мужем Павлом, мы решили купить металлоискатель. Что именно мы хотели найти с его помощью, ни он, ни я объяснить не смогли бы. Однако покупка отложилась, как говорится, в долгий ящик — то дом купили, так лишних денег не было, то ремонт начали делать, то с ребенком часто по врачам ездили (сын у нас очень болезненный). Но однажды Паша поехал в Киев и там по акции в магазине увидел не очень дорогой металлоискатель. Перезвонил: «А давай все-таки купим?» Правда, большого удовольствия от пользования им мы не получили — металлоискатель чувствовал только черный металл. Походили-походили мы с ним — скука! Тонны металлолома — и ничего интересного. Но само занятие понравилось и мне, и Паше. Поэтому решили взять в кредит металлоискатель уже лучшего качества. Тут и начались первые находки, раскопки, поездки, новые друзья... Пришлось купить мотоцикл, ведь велосипедами ездить не совсем удобно. Потом решили, что одного металлоискателя для двоих мало, купили еще и второй. Так и затянуло! Причем если сейчас Павел уже не так горит этим делом, то я могу копаться в земле почти круглосуточно. Интересно еще и потому, что теперь пользуюсь профессиональным муль-тичастотным металлоискателем, который •видит» в земле практически все и на довольно большой глубине. Кстати, возможность его приобрести появилась благодаря находкам.

Однако найти их не так-то просто. Любовь Кузьмич — большой знаток скифской культуры. Об истории скифских племен она может говорить часами и, конечно же, хорошо знает места, где могли остаться их следы. Но и ей было не так просто наткнуться на какие-то по-настоящему ценные и интересные предметы.

— Примерно два года мы ходили с металлоискателями и ни разу не наткнулись на интересные древности, пока нам не показали место, где они точно могли быть. Начали копать на всех местах, где хоть немного скрипело или шипело. И нашли первый наконечник стрелы. Радости не было предела! — вспоминает Люба. — Но такие находки — эго, конечно, не о деньгах. Просто огромное удовольствие от того, что ты что-нибудь нашел. Да и вообще, мы с мужем не коллекционеры. Лично у меня интерес ко всем находкам пропадает ровно тогда, когда я достаю их из земли. Поэтому дома мы ничего не храним — все идет либо на продажу в частные коллекции, либо дарится в музеи или еще кому-то заинтересованному. Я считаю, что только так можно сохранить эти находки. Вот, например, наткнулся ты на старинную копейку — обычно она прост убитая. Земля у нас кислая, потому что в нее годами вносятся всяческие химикаты, а поэтому состояние находки понятно какое. Если оставлю себе, то она уже через месяц посыплется и обесценится. А разбирающийся в этом человек почистит ее, законсервирует, заслоит в капсулу — и находка сохранится.

— А как вы определяете ценность находок?

— Это видно сразу. Берешь какую-то вещь в руки — и уже видишь, чего она стоит. Смотрим в Интернете, что именно это может быть, а потом выкладываем в нашей копарской группе в Фейсбуке - там около 19 тысяч человек, поэтому подсказать есть кому.

* * *

Керамика, золото, серебро, бронза — что только не попадается искателям сокровищ! Самые же интересные находки Любы и Павла — фибула (металлическая застежка для одежды, одновременно выполнявшая роль украшения) Пеньковской культуры (V-VIII вв.), вислая печать (свисала на шнурке) и боевой топор времен Киевской Руси и «облачник» — серебряная копейка времен императрицы Елизаветы (XVIII ст.).

- Фибула была одной из находок, о которой я мечтала с первого дня копа, — признается Люба. — «Облачник» — находка, которую я, пожалуй, буду всегда помнить. Маленькая серебряная копейка, зато какая красивая! А вислая печать — наша самая дорогая находка. Стоила она 15 тысяч гривен. Вообще же те, кто хочет заняться этим делом, должны понимать, что такие экземпляры случаются редко, а металлопоиск — это совсем не деньги и большая прибыль, а такое же хобби, как рыбалка или сбор грибов, так что озолотиться вряд ли получится.

А вот обогатиться новыми друзьями — да.

— Как-то мы наткнулись на поселение ямной культуры (период энеолита, 3600-2300 годы до н. э. — Авт.), когда еще не было ни железа, ни бронзы. Была большая пыльная буря, но мы с Павлом решили заехать на поле. Смотрим, а там земля просто устлана керамикой и кремнием, хоть горстями греби. Нашли мы и кремниевое копье на целую ладонь — острое, четко вытесанное, и разные терки, и режущие пластинки. Керамики полные сумки набрали. Дома все это помыли, почистили и выложили в группу, чтобы кто-то подсказал, что же эю такое. Интересно стало, потому чт металла ноль — металлоискатель даже не пикнул нигде. И тут нам пишет Павел из Одессы, мол, куплю все за любую цену. Мы же с Пашей подумали: «За что туг деньги брать? За черепки, которые нам совсем не нужны?» Я ответила, чт готова переслать их бесплатно. Так мы с этим Павлом и подружились. Его металлы не интересуют, он собирает керамику. Теперь несколько раз в году приезжает к нам, так вместе за ней ходим. Мы же ездим к нему в Одессу на море. А еще один поисковик — Даня из Миргорода, с которым тоже сдружились по Интернету, — уже даже и дом в нашем селе купил, работает в школе учителем. И таких друзей у нас много. Все-таки общее увлечение сближает, — констатирует Люба.

* * *

Сказать по правде, нам очень повезло, что застали Любу дома, потому что этот человек-энерджайзер там практически не бывает.

— Когда летняя пора, приходим с Павлом с работы, на мотоцикл — и айда, копаемся в земле до темноты. Воскресенье — это вообще традиция, — смеется она. — Утром управляемся по хозяйству и едем до самой ночи. Но ищем не где попало. Есть у нас определенные запреты: никогда не трогаем полей, которые засеваются, мест возле церквей и монастырей, а также мест захоронений. Там копать категорически нельзя!

— Говорят, мечта всех искателей сокровищ — найти кусок золота.

— Это не обо мне. Ценность такого хобби в самом процессе. Но, надо признаться, чем больше находишь, тем больше эт дело затягивает. Но разве плохо, если в свободное время человек занимается тем, что доставляет ему настоящее удовольствие?







«Гарт» №49 (3061) от 2 декабря 2021, Екатерина Дроздова

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Кузьмич, Ядуты, Борзнянщина