25-летняя черниговка Наталья Гилеспи, дочь 52-летнего Александра Ларченко, главы Черниговской районной рады, поступила на юридический факультет в Ричмондский университет, что в американском штате Вирджиния. Учеба платная. Три года обучения стоят 132 тысячи долларов. Муж Ричард работает государственным адвокатом. Пара продает свою мебель в штате Монтана, где сейчас живет, и планирует переезжать в Ричмонд.
— Дочь не в восторге от того, что я рассказываю о ее жизни, — улыбается Александр Ларченко, — но как можно умолчать. Путь к американскому университету был не прост. Подготовку к ВНО (тестам) Наташа начала еще в одиннадцатом классе. Она тогда обижалась на родителей, потому что, кроме учебы, ничего не видела. Украинский язык сдала на 198,5, историю на 193 балла. Поступила в Киевский национальный лингвистический университет. И ее пригласили на обучение в Китай. Чтобы туда поехать, брала академотпуск. За все платила китайская сторона. Тогда же познакомилась с будущим мужем Ричардом Гилеспи. В Канаде закончила магистратуру и вышла замуж («Весть» об этом писала 8 сентября 2016 года).
Наташа знает четыре языка: английский, китайский, ну, и украинский, русский, — продолжает Александр Ларченко. — В Китае таких знатоков китайского — четыре миллиарда. Я еще тогда ей говорил: профессия переводчика на ступеньку выше гардеробщика. Но сейчас дочь работает в Штатах медицинским переводчиком. Там много русских, украинцев, которые выехали давно, но почему-то язык не выучили. К каждому доктору переводчика не приставишь. Поэтому Наташа ходит по дому в наушниках, с микрофоном. Ей поступают звонки со всей Америки, она переводит медицинские термины. Идет посекундная тарификация. Бывает в день три звонка по три часа, а бывает и по три минуты. Сколько получает, просила никому не говорить. Но те деньги тут реально заработать.
Одно время работала переводчиком в суде. Слушалось дело: украинец женился на американке, переехал жить и стал ее немного поколачивать. Не зря есть пословица: не дай Боже украинских дорог, японского жилья и американскую жену. Какие дороги, мы знаем. Жилье у японцев тесненькое, американка не даст себя в обиду.
Сидеть дома и ждать звонка Наташе скучно, — продолжает Ларченко. — Решила: нужно пойти учиться. Долго они с Ричардом выбирали, на кого. И остановились на юридическом образовании. Чтобы поступить на эту специальность, нужно пройти тесты. Уклон не на знание законов, а насколько ты логически мыслишь. В наших же вузах достаточно выучить и рассказать. Подготовку к тестам начала прошлой осенью. Книжек накупила на сотни долларов. Вступительные тесты можно сдавать два раза в год. Оценивается все, как и у нас, в баллах. Чтобы поступить, например, в Кембриджский, Массачусетский а университеты, нужно набрать 174 балла. Дочь набрала 163. Четыре месяца день в день по шесть часов дочь решала 5 тесты. Раз в неделю по три часа писала их на время. Бешеная сушка мозгов.
Переводила тесты на украинский и присылала нам. Жена подсела на эти головоломки. Лариса их решала перед сном. Признаюсь честно: я побоялся браться даже за одно задание. Если не решу, буду о себе плохо думать, — улыбнулся глава.
— Жена бы поступила в американский вуз?
— Моя жена могла бы поступить куда угодно, — рассмеялся Александр Николаевич. — Лариса эти задания щелкала, как семечки. Отправляла дочери ответы.
Следующий этап был — рассылка документов. Через месяц пошли первые предложения. Несколько университетов обещали стипендию, которая покрывает плату за обучение. Но проживание, питание — твои проблемы.
Университет в Ричмонде предложил самые выгодные условия. Обучение за три года стоит 132 тысячи долларов. Но ей дали стипендию, которая покрывает эту сумму. Жилье, проезд, питание — за свой счет.
Долго они совещались. Вот смотрите, — Александр Николаевич на белом листе рисует карту Америки: — Наташа с Ричардом живет в одной стороне. Здесь Нью-Йорк, сбоку Вашингтон, а здесь — Ричмонд, — рисует точки на противоположной стороне карты. — Между Ричмондом и Вашингтоном — штат Вирджиния. Мне туда лететь ближе, океан. В Ричмонде климат, как у нас: жарко-парко и болото. Получается, теперь им нужно будет переезжать через всю Америку.
Детям нужно продать мебель. Тащить три тыащщшметров, через, всю страну, накладно. Ричарду нужно устроиться на новую работу.
— Американское гражданство Наташа получить хочет?
— Пока нет. У нее такие же права, как и у других, кроме голосовалки. Никуда не спешит, ни за чем не гонится.
— Наталья с Ричардом вместе около трех лет, деток не планируют завести?
— Осенью будет ровно три года. Конечно, планируют. Учеба немного этому помеха. У американцев нет декретов, через две недели они выходят на работу. Сидеть, как у нас по три, а то и шесть лет, могут себе позволить только очень богатые люди. Бывает так, что вся зарплата уходит на няню. Но чтобы не потерять рабочее место, выйти в люди, быть квалифицированным и востребованным, приходится работать.
— После свадьбы к дочери летали в гости?
— Нет. Наташа была у нас весной. Прилетала на 10 дней. Без Ричарда, он пусть деньги зарабатывает, — улыбается Александр Николаевич. — Она уже знала, что поступила и ближайшие три года будет не до поездок.
Юлия Семенец, «Весть» № 31 (811) от 2 августа 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.