Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Сергей Тонканов: людям надо научиться видеть окружающую красоту

Сергей Тонканов: людям надо научиться видеть окружающую красоту

33-летнего Сергея Тонканова с творческой средой нашего города связывает более 10-лет работы и разностороннего сотрудничества с музеем современного искусства «Пласт-Арт» и его отцом-основателем Борисом Дедовым. Курирует направление фотовыставок в рамках проекта «Зеленая сцена». Также Сергей 7 лет провел в Крыму, из них - один год, в период его оккупации Российской Федерацией. В ходе нашей беседы Сергей дал оценку состоянию нынешних дел в современном украинском искусстве, поделился секретами создания креативных фотографий и развеял миф об академическом художественном образовании.

Художник-самоучка, или о том, как все начиналось

Сергей родился в творческой семье. Папа и мама всю жизнь проработали в сфере черниговского кинопроката. Отец занимал высокие руководящие должности, в том числе и в области, был знаком со многими звездами советского кино лично. В числе его друзей было немало представителей местного бомонда. Дедушка Сергея – Григорий Тонканов в довоенное время работал трубачом в оркестре черниговского театра.

После школы парень пошел учиться на менеджера в Институт экономики и управления, как его тогда еще называли – «регионалка». Параллельно с получением высшего образования 4 года ходил на курсы для взрослых при Черниговской художественной школе, которая находится на ул. Гончая, 33 (бывшая ул. им. Горького). Сергею повезло, что его преподавателем стал человек-легенда – художник Евгений Крип, который, к сожалению, ушел от нас в этом году.
Наш собеседник вспоминает, что Евгений Михайлович был педагогом от Бога, харизмат и имел нетривиальный подход к своим ученикам. По ходу урока загадывал им загадки, сыпал анекдотами и интересными историями, употреблял, порой грубоватые метафоры, но как раз это и помогало усвоить правила техники живописи. Помимо этого Евгений Крип был гурманом, любителем вкусно покушать, и ни один урок не обходился без того, чтобы мэтр не поделился кулинарным рецептом.

- Как-то раз Евгений Михайливочи проиграл мне бутылку шампанского, - вспоминает наш собеседник. Прочел стихотворение и задал аудитории вопрос об авторе. Я не знал ответа наверняка, но стиль поэмы натолкнул меня на мысль, что это может быть Лермонтов. И угадал!
Сергей Тонканов единственный из учеников, кто удостоился чести побывать в святая-святых – мастерской учителя и до сих пор в подробностях помнит тот день. Тогда ему было 19 лет.

- Последняя выставка Евгения Крипа, уже посмертно прошла в зале Союзе Художников 2-го ноября. Многие из картин, которые там были выставлены, я видел впервые, - отмечает Сергей.
- Как сейчас помню, я спустился в тот день с Говерлы и на телефон начали приходить смски и отчеты о пропущенных звонках, от знакомых, которые сообщали о смерти Евгения Михайловича.

В 22 года Тонканов познакомился с Борисом Степановичем Дедовым, он стал его вторым учителем и проводником по жизни. В «Пласт-Арте» Сергею даже выделили помещение под мастерскую. Там он создает свои работы, которых за все время накопилось около 30 штук. Последнюю написал за 3 недели, специально для «Зеленой лавки» (магазин сувениров местных мастеров). Она называется "Объятия". Работа «Выход» отняла целый год времени, на ней изображены двери черниговского троллейбуса изнутри, 2003-й год. Сейчас Сергей работает над тем, чтобы создать свою новую персональную выставку, с которой можно будет выходить уже на всеукраинский уровень. Старые работы в нее не войдут, так как, согласно требований, картины для выставки должны быть подобраны в одном стиле и направлении.
Сергей Тонканов не любит писать с натуры, вся работа проходит исключительно в мастерской. Образы приходят из снов, окружающей среды и даже собственных фотоснимков. Свой стиль в живописи Сергей обозначает как минимализм с элементами сюрреализма. Пишет исключительно маслом, в основном пейзажи. Отмечает, что несколько лет проживания в Крыму, где он курировал проект «Музей катастроф на водах», дали его работам более насыщенную красочную цветовую палитру. 
Для тех наших читателей, кто мечтает попробовать себя в художественном мастерстве, Сергей отмечает, что академическое образование, вовсе не обязательно. Наоборот, в некоторых случаях способно «подрезать крылья» начинающего таланта. В пример приводит Жанну Кадырову, получившую премию от «Пинчук Арт-Центра», которая присуждается 1 раз в два года. Девушка получала классическое образование, но на втором году обучения покинула академию, так как, устаревшая программа и закостенелый подход отечественных преподавателей, душили на корню одаренную личность.
«Пласт-Арт» - второй родной дом

Для тех, кто ни разу не бывал в музее современного искусства «Пласт-Арт» сообщаем, что находится он слева от здания Художественного музея, если заходить через Вал. Занимает два этажа и полуподвал, всего – более 1000 квадратных метров. В стенах музея проводят художественные и фотовыставки, различные перфомансы, поэтические вечера. Творческая молодежь Чернигова чувствует себя здесь свободно и часто собирается для проведения различных культурных мероприятий.

На пороге нас встречает пушистая упитанная трехмастная кошка. Не просыпаясь, она дает себя почесать за ушком и миролюбиво мурлычет. Ее подружка такой же расцветки, но короткошерстая устроилась возле батареи в комнатке вахтера и с царственным видом взирает на посетителей.



Буся, - так зовут пушистую раньше жила дома у Бориса Дедова, но так как будучи котенком сильно шалила, директор принес ее в «Пласт-Арт». Но и здесь маленькая проказница не давала никому расслабиться: сбрасывала книги со стеллажей, наводила «порядки» в лежащих на столах документах, а однажды умудрилась даже столкнуть 5-литровый бутыль с водой. Маркиза пришла пожить в музей самостоятельно. Обе стерилизованы, сотрудники кормят их сухим кошачьим кормом.

Сергей проводит в кабинет, где мы с удивлением замечаем печку-буржуйку и идущую в стену трубу от нее.



- Отопление у нас отключено, топим печками, всего их 6 в здании. В сарае на улице храним дрова, за зиму уходит 2 машины. Потолки понизили с 5 до 2.5 метров. Однажды включили центральное отопление на 1 день ко Дню Святого Николая, так пришел счет на несколько тысяч гривен, - поясняет Сергей.
- А как же дыры в стенах от труб, это зданию не повредит?, - спрашиваю.
- Здание постройки 19-го века, поэтому в каждой комнате раньше был камин с дымоходом. Борис Степанович, который является специалистом по сооружению каминов, лично занимался установкой печек. В дальнейшем мы планируем оборудовать котельную и поставить в ней твердотопливный котел, чтобы обогревать все здание централизовано.



Кабинет Сергей делит с еще одним помощником Бориса Дедова - Татьяной Манойлик. На рабочем столе заместителя директора «Пласт-Арта» массивный компьютерный монитор старого образца, принтер с распечаткой афиши текущей фотовыставки «Серия «38», керамическая чайная кружка с желтым зайчиком, в пластиковой папке для бумаг книга Ольги Петровой профессора Киево-Могилянской академии «Третє око». Книга о том, как формировалось современное украинское искусство, ретроспектива, истоки. Над черным замдиректорским креслом висит картина Тонканова "Над вечным беспокойством". На ней на фоне заката изображены, плывущие по морю подводные лодки, а над ними – белый дирижабль. Противоположную стену украшает работа Петра Лебединца «Желание».





- Лебединец является наиболее дорогим абстракционистом в Украине, - поясняет Сергей. Данная картина - подарок, а так стоимость его крупных работ может достигать нескольких тысяч долларов.

- А как понять, что эта абстракция руки мэтра, ведь на первый взгляд, какое-то безумное беспорядочное смешение цветов, - недоумеваю я.
- Абстракционизм – принадлежит к так называемому не фигуративному искусству. Для человека несведущего – это странная мазня, но для того, кто хоть немного разбирается в художестве сразу видно, когда полотно принадлежит мастеру, что работал в этом направлении десятки лет, как Лебединец. Он – художник новой волны. Наряду с Криволапом, Саведовым, Тистолом, эти люди в 80-х, в перестроечный период, сформировали направление всего современного художественного искусства страны. Создали его стиль, если можно так выразиться. Чтобы более полно оценить такую картину, лучше смотреть их в комплексе, с другими работами. У Лебединца, кстати, в основном, масштабные полотна, в отличии от этой. В картине которую рисовал талант – всегда есть настроение, в имитации искусства, это не будет.

- Каковы ваши функции в «Пласт-Арте»?
- Совершенно разные. Сам музей дохода не приносит, стоимость билетов смешная и мы не зарабатываем на выставках, которые здесь проходят. Да и не так много людей, как хотелось бы, интересуется сегодня искусством. Сейчас эпоха общества потребления, что не способствует духовному развитию. При музее есть еще ПКМ "АРТ-Центр" (производственно-художественная мастерская), на которую мы принимаем коммерческие заказы и таким образом зарабатываем.
Один из наших постоянных заказчиков Надежда Петровна Миклухо-Маклай, в честь великого предка Надежды Петровны Николая Миклухо-Маклая специалистами Пласт-Арта было разработано 3 музея: в селе Калитянское Козелецкого района (художник Евгений Крип написал портрет Маклая, ставший визитной карточкой музея), в Малине Житомирской области и в г.Кача (Крым). Еще один заказ от семьи Миклухо-Маклай - экспоцентр «Чернігівщина – подорож крізь час» в с.Калитянское.  Там будут размещены миниатюры всех наиболее значимых туристических объектов. В экспоцентре будет также собрана информация о выдающихся событиях, личностях и местах нашей области со времён Киевской Руси до 20-го века. Помимо Седневской церкви и Качановского дворца уже также готовы макеты батуринского дворца Розумовского, Борисоглебского и Спасо-преображенского соборов Чернигова, Пятницкой церкви и Елецкого монастыря.

 
Миниатюры Сергей Тонканов научился делать самостоятельно. Первые сделал для «Музея катастроф на водах». Зимой 2013-2014 были изготовлены копии подводной лодки «Комсомолец» в масштабе 100:1 длиной 110 см. и легендарного «Титаника» размером 1.80 см, в масштабе 75:1. Для одного из музеев Миклухи-Маклая былаи сделаны 2 копии корвета «Витязь», размером 1.40 см. (для музеев в Малине и Батурине). Каркасы для кораблей изготавливаются из эпоксидной смолы и стеклоткани, используется пластик, пенопласт.

Но больше Сергею понравилось делать миниатюры зданий. Для музея нашей области успел изготовить мини-Качановку, сейчас в разработке Георгиевская (Седневская) церковь, ее, в отличии, от других объектов будет делать не из пластика, а из дерева.



На фото Сергей Тонканов со своим помощником по созданию макетов

Крымский опыт

Одним из самых ярких проектов мастерской Бориса Дедова стал Мемориальный комплекс "Памяти погибших на водах". В первый год работы музей посетили 20 тысяч человек. Заказчиком и генеральным спонсором был депутат Госдумы РФ Александр Лебедев. Мультимиллионер и бывший босс КГБ Лебедев ведет свой блог в ЖЖ. Последние посты посвящены критике его бизнес-деятельности британской прессой, также он постоянно обвиняет правительство Украины в различных действиях, направленных как на его бизнес-активы, так и в целом. В Крыму у Лебедева гостиницы, рестораны, в планах построить в Алуште музей современно искусства под открытым небом. Прилегающая территория Мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах» – 60 соток, там были высажены оливки, кедры, цветы. На храме, который передали Московскому Патриархату, Сергей Тонканов лично устанавливал крест, но отношения с отцом Сергием не сложились в самом начале. Сергий родом из Тернополя, по слухам был племянником Крымского митрополита, его не устраивало то, что «мирским соседям» (сотрудникам музея) принадлежали все документальные права на музей и землю. Работать в храме он устроил всю свою семью – жену и детей, перед открытием музея инсценировала кражу в церкви, чтобы свалить вину на музейщиков и выдворить их с территории, но не вышло. В последствии, он постоянно делал различные пакости соседям. Когда Крым аннексировала Россия, служитель церкви получил свое – черниговцы наконец таки выехали из Малореченска. На звонки и письма Дедова, по поводу сложившейся ситуации, Лебедев так и не ответил.

Несмотря на утрату музея с Южным полуостровом Тонканова связывают и хорошие воспоминания. За те 7 лет (с 2008-й по февраль 2015-й) он изъездил на своем мопеде Крым вдоль и поперек. Забирался в горы, в том числе и в заповедный Роман-Кош, мотался с палатками на джаз-фест в Коктебель, плавал в море и нырял с аквалангом, по вечером готовили ужин из морепродуктов.

- Черноморская свежевыловленная сельдь на костре, - это лучшее, что я пробовал в жизнь!, - восклицает наш собеседник.

- Со многими друзьями, с которыми я продолжаю дружить в Чернигове, познакомился именно, там, в Крыму. Кто-то приезжал делать о музее журналистский материал, кто-то работал летом экскурсоводам или помогал оформлять помещения. Обычно летом нас жило там 12-15 человек черниговцев.

С теплотой вспоминает наш собеседник Задорожного Сергея Владимировича. Мужчина был главным виноделом винзавода «Массандра» в ПГ Малореченское. Сергей Владимирович создал мини-музей, где можно было продегустировать вина массандровские вина.
- Помню, как впервые в жизни попробовал настоящее шампанское 10-летней выдержки, которым нашу компанию угощал Сергей Владимирович. После этого я понял, все что я пил до этого – совсем не то, что пишут на этикетках. На вкус оно сухое, но совсем не кислое, очень приятное, всеобъемлющее, что ли. Задорожный сказал, что у настоящего шампанского, когда его наливают в бокал, должны быть одна-две тоненькие струйки из пузырьков. Благодаря ему я начал немного разбираться в вине. После того, как из наших магазинов «Массандра» пропала остановил свой выбор на закарпатском «Котнар» - нравится белое сухое, иногда беру «Чизай».

- Сейчас все, что связано с Крымом – для меня закрытая тема, я так решил. Но до сих пор, если случается проезжать по горной дороге, перед глазами встает серпантин от Алушты до Судака, с которого всегда было видно море...
Увлечение фотографией

Как и многие творческие люди Сергея, тоже не обошло стороной желание поэкспериментировать с пленкой. В 2005-м году, когда пленка еще не полностью сдала свои позиции, а цифра только набирала обороты, в руках Тонканова оказался модный в среде хипстеров «Зенит». В 2012-м году полностью перешел на цифровую фотосъёмку. Примерно год назад забросил фотографию, но до сих пор гордится своими работами на длинных выдержках. Это когда один кадр делается около часа, а у фотоапарата все это время открыта диафрагма. Эффектно выходят в такой технике снимки звездного неба, когда на небосводе остаются следы движения звезд, словно от салюта. Если делать такие снимки, когда уже стемнело, то на итоговом кадре выходит особый свет, как будто после обработки специальным фильтром.





- Вот этот снимок сделан в Яловщине, в ноябре, когда уже стемнело, - показывает фотографию Сергей, на мониторе своего компьютера. На ней изображены сосны, среди которых как бы размытый силуэт человека. Чтобы получить такой эффект, я установил фотоаппарат на штатив и ходил перед ним туда-сюда в течение часа.



- Еще мне нравится направление ленд-арт, это когда на снимках изображены объекты, что находятся в природе. У нас пока это совсем не популярно, а на Западе проводятся целые фестивали.

Украинский арт-бизнес страдает от кризиса

- Какова ситуация с современным искусством в Чернигове?

- Если брать художественную сферу, то творцы поделены на два клана – местный Союз художников – вымирающий вид, к себе они новичков практически не принимают. Одним из исключений стал ученик Евгения Крипа - Женя Шаповалов. Молодежь – в основном самоучки, такие как я. Многие из них переезжают в столицу и оседают там. Киев дает больше возможностей как для развития, так и в плане заработка. Топовые современные художники продают свои работы за десятки тысяч долларов. На них все равно есть спрос. Если брать галереи, то люди говорят, что золотые времена были до 2008 года, пока был у власти Ющенко, который, как известно, всячески поощрял культуру. Сейчас даже легендарный «Пинчук Арт-центр» жалуется на некие проблемы, связанные с политикой.

- Каких-то трендов в искусстве, как и в моде уже нет. Востребовано все, что имеет свою изюминку, неповторимый, не похожий на других стиль. Кому-то нравится любоваться внутренностями рогатого скота в формалине от Демиана Херста, а кто-то в восторге от няшных ангелочков Гапчинской. Не всем удается стать знаменитым и продаваемым при жизни, но лично для меня дело не в на заработке. Я зарабатываю другим, но имею амбиции состоятся, как художник, выработать свой узнаваемый почерк.

- Галерея «Пласт-Арта», благодаря тому, что расположена на Валу, имеет хоть какую-то посещаемость. В последнее время, благодаря пиару в Интернете она увеличилась. Но все равно, люди мало интересуются искусством. Это касается и кино и театров и филармонии. Некоторые мои знакомые объясняют свое невнимание к культурным объектам тем, что нет времени. Да, есть это время, есть. Просто меньше надо сидеть в соцсетях, или заниматься какими-то рутинными делами. Даже обычная прогулка по городу пойдет на пользу. Я обожаю бродить по Чернигову. С болью в сердце замечаю, как уходит в прошлое архитектура прошлых лет, как аутентичные домики зашивают в пластик. Одно из любимых мест – природа за пешеходным мостом. На выходных с девушкой и друзьями ездим по области, открываем для себя интересные места. Даже на работу и обратно я всегда хожу пешком. От района Градецкий, где я живу до Вала примерно 2.5 километров. Даже если идет сильный снегопад, все равно иду.

- Вы верите в божественное начало человека?
- Я агностик, не признаю религий и идеалист (Идеализм — это теория, согласно которой душа (сознание) - первично. А тело – вторично – прим.авт.). Но верю в высшую силу.

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Тонканов, Дедов, Крип, Пласт-Арт, художник

Добавить в: