Лена Загребина. Жизнь как творчество
Лена Загребина
Образование Лена получала в Черниговском национальном педагогическом университете им. Т. Г. Шевченка по специальности учитель рисования и младших классов. Какое-то время работала воспитателем в детском саду и помимо этого постоянно занималась творчеством. Со временем же решила, что рисование для неё - основное занятие и далее все свое время решила уделять именно этому.
Сейчас Лена Загребина преподает в черниговской художественной школе, учит малышей основам художественного рисунка, лепке, графике. Работа с детьми для неё – очень важная часть жизни. Лена считает, что в тот период, когда у ребенка происходит период становления и наибольшей чувствительности восприятия, возможно максимально раскрыть в нем дар к рисованию.
Как декоратор и художник по костюмам, Лена работала с местным аматорским театром «Иллюминатор» (спектакль по стихотворениям Хлебникова). В жюри присутствовал Геннадий Касьянов, художественный руководитель Молодежного театра, который оценил талант Лены и пригласил её совместно поставить спектакль «Чайка». Перейдя в «молоджеку» художница работала над такими спектаклями, как «Деревья умирают стоя», «Дядя Ваня».
Вскоре старания были оценены по достоинству – девушка получила призы за лучшую режиссуру и сценографию, спектакли «Хню», по Д. Хармсу, «Окна должны быть открытыми».
Касательно художественных произведений Лены, можно сказать, что она не традиционалист, а скорее новатор. Ей знакомы такие слова, как постмодернизм и инсталляция. И именно Лена, создала первую инсталляцию в Чернигове в 2006 году, будучи организатором фестиваля «Птахове дерево».
Больше всего художница работает в технике коллажа и графики. Любимые инструменты и материалы – тушь, гуашь, перо, акварель, акварель. В процессе становления на творчество художницы повлияло искусство 20-х гг. ХХ века. Русский футуризм, бойчукисты, БАУХАУЗ в Германии, сюрреализм. Такие мастера, как Клее, Оскар Шлеммер, Кокто, Ман Рей. Помимо того, что Лена постоянно живёт творческой жизнью (литературные вечера, просмотры кинофильмов, выставки, фестивали), она ещё и хорошая мать. Дочке Машеньке уже 6 лет, и она пошла в первый класс.
Лена, расскажите про свое творческое становление.
По поводу своего становления как художника, хочу вспомнить слова Александра Войцеховского. Есть люди, которые наверняка уже знают про свое предназначение. Я художник, я режиссер, я поэт. А есть люди, которые время от времени занимаются творчеством. И как проверить, художник ты или нет? Если вы без творчества не можете жить, если у вас начинается своего рода ломка, когда вы не рисуете, и если вы уже набрали достаточное количество впечатлений, что бы излить их в какой-либо форме, это уже говорит о том, что вы – художник. В этом, я считаю, есть доля правды. Творчество, в хорошем смысле слова, это зависимость и необходимость.
Идя к вам на интервью, я думала про людей, которые повлияли на мою жизнь. Очень важно, в какой среде ты находишься в юности, какие люди рядом с тобой. Бывает так, что талант есть, но в связи с жизненными обстоятельствами, он не может раскрыться. Возьмем, к примеру, Японию. Там само понимание искусства очень глубинно. Уже изначально, когда ребёнок рождается, он впитывает такое количество эстетического восприятия мира, что это автоматически становится своеобразным внутренним стержнем. Этого очень не хватает нашим отечественным художника. Ведь умение видеть, созерцать, наслаждаться, удивляться, находить новые грани бытия – способности, без которой быть художником просто невозможно. Сама же профессия художника в чистом виде не особо престижная. Искусство может продаваться только в том случае, если социальный запрос совпадает с тем, что ты рисуешь. Своеобразная коммерческая составляющая. Если же ты, хочешь оставаться верным себе, – то это намного сложнее и не всегда вызывает поддержку и одобрение. Наверное, самое большое счастье для художника - это, когда его картины считаются интересными и нужными обществу.
Ваши взгляды на жизнь?
Жизнь для человека, в особенности, для художника - это увлекательная книга, в которой нельзя пропустить ни одну страницу, хотелось бы тебе этого или нет. А вот извлечь из происходящего некий образ, некую неуловимую тайну, еще неясную мысль - это и есть ежедневная работа художника, будь он поэтом, режиссером, скульптором, живописцем или человеком созерцательным в любой сфере деятельности. Жить - значит смотреть на мир широко открытыми глазами и совершенствовать свое восприятие, не останавливаясь на достигнутом.
Ваши любимые художники?
Человек-эпоха – Пабло Пикассо. Для меня – это мистический художник. Также Марк Шагал и Эндрю Уайт – совершенно разные художники, которые меня очень сильно впечатляют. Работы Уайта очень кинематографичны. Шагал же сказочный и вечно «влюбленный». Эти мастера всегда питают мое воображение и творчество.
Вещи в жизни, которые доставляют вам удовольствие?
Люблю вещи с историей, которые уже помнят многое, "ибо пыль - это плоть времени; плоть и кровь" (И.А.Бродский). Они имеют свой характер и дают возможность додумывать им новые истории. Очень люблю запах книжного шкафа, который можно почувствовать, открыв стеклянную дверцу. Считаю, что человек должен быть окружен хорошими книгами с детства - тогда это станет особой приметой. Могу читать одну-две книги весь год. И это не потому, что я плохо читаю, а потому что они меня поражают настолько, что как минимум год я нахожусь под впечатлением. В основном это касается поэтов. Люблю цветы, воду, отражения, птиц, заброшенность и отрешенность.
Где, как художник, вы черпаете своё вдохновение?
В какой-то момент ты понимаешь, что всё, что с тобой происходит, это и есть источник твоего вдохновения. Опять же, это исходит из созерцания. Каждый человек, которого ты встречаешь, может быть прообразом твоего рисунка. Читая воспоминания художников, я замечала тот факт, что многие из них умели играть на музыкальных инструментах! Природа творчества никогда не исходит из одного источника. В таком вот синтезе и рождается произведение искусства.
Над чем вы сейчас работаете?
Мое время сейчас занимает преподавательская деятельность. И вообще часть сил идёт непосредственно туда. Есть также семья, и приходится идти на компромиссы. Совмещать какие-то вещи во времени. Я не вижу в этом ничего страшного. Часто начинаю что-то делать, когда все уже спят. То, над чем я работаю - очень разносторонние вещи. Это не только графика, но и кинематографические, театральные работы. В общем, пока они находятся в стадии разработки, скорее в моем воображении.
Есть ли у вас какие-нибудь мечты, планы на будущее?
Хочется побольше путешествовать, чтобы посмотреть на вещи под другим углом зрения. Набраться новых впечатлений. Ощутить пространства новых стран и городов.
Портрет Веры
Портрет режиссеров Марины Вроды, Михаила Ильенко, Дмитрия Сухолитского-Собчука
Perpetuum mobile. Фрагмент
Портрет Лизы
Иллюстрации к книге "Невидимые сказки"
Картина «Разговор»
"Путешествие в Бегач" ( ассамбляж)
Костюмы из спектакля " Великий Льох" Т. Г. Шевченко (Черниговский кукольный театр) с принтом работы Михаила Бойчука
Юлия Кошик
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Лена Загребина, художница, Юлия Кошик