Геннадий Ершов живет в Польше, дарит себя Украине и остается простым черниговским парнем
Геннадий Ершов, скульптор
Этот известный черниговец с польскими корнями в особом представлении не нуждается. Памятники чернобыльцам и гетьману Мазепе в Чернигове – творение его рук и визитная карточка города. В отличие от мэров и чиновников Геннадий прост в общении, а дом его всегда полон гостей.
Возможно, его талант больше востребован именно в Гданьске, где он живет и творит последние 10 лет. Сам Ершов говорит, что всему «виной» высокое качество полученного образования. Но Чернигов занимает в его планах одно из первых мест. Об этом – наш эксклюзив за чашкой чая в творческой зимней лаборатории Мастера…
Мои проекты – это «игра в шахматы»
Первый вопрос нашей беседы – о проекте памятника князю Владимиру в Гданьске.
- Проекту уже больше года. Осуществляется по благословению епископа Гданьского и Вроцлавского Украинской Греко-Католической Церкви. Он объединяет всех украинцев, живущих на польском северном побережье Балтики. Греко-Католическая Церковь имеет патронат над этим проектом, имеет главенствующую роль и курирует весь процесс.
Я тоже со своей стороны хочу, чтобы работа была закончена и быстрее заняла свое место. Весной она была начата, проект утвержден. Выделено место на территории Греко-Католической церкви, которая находится в центре города Гданьска недалеко от центрального вокзала. Это очень красивое место в старом городе.
- Что подвигло и кто спонсор?
- Обычно привязываются к круглым датам. Такая дата будет в 2015 году (св. кн. Владимир упокоился в 1015 г. – ред.). Я реально вижу проекты, которые никогда не воплощались и которые можно воплотить. Это своего рода игра в шахматы, я в эту игру играю уже 15 лет, и даже больше.
Чернигову не хватает памятника Мстиславу, а Мазепа будет брендом города
- Какого памятника, по-Вашему, не хватает Чернигову?
- Памятник Мстиславу можно было бы сделать. И ,если слово произнесено, то наверное какие-то первые шаги уже делаются.
Не всегда «шаги» являются шагами. Нужно, чтобы это все созрело в голове, нужно людей подготовить как-то морально. Хотелось бы все-таки, чтобы в исторически важном городе Древней Руси не какое-то чужеродное звено появилось. А действительно чтобы это плавно вписалось в среду и в историю города. Лучше глубоко копать.
- Тогда какой памятник мог бы стать брендом города? Был проект памятника Семарглу, например.
- Да, я о нем знал, но не принимал участие.
А бренд уже есть, и это бренд Мазепы. Мазепы нет ни в одном городе, а у нас есть. И привязка большая, он много сделал для Чернигова. И Коллегиум, возле которого он стоит, также построен за его счет. Чем не бренд? Просто раскрутить надо и напечатать на открытках. Он есть в Википедии как визитка города.
«Я не общаюсь с черниговскими скульпторами»
- Черниговские скульпторы живут в одном пространстве или каждый сам по себе? С кем общаетесь? Общайтесь ли с коллегами из России, из Польши, из Германии?
- Я не общаюсь с черниговским скульпторами, потому что я их не знаю. Это замкнутое пространство. Пока ты учишься, ты с кем-то общаешься. Если у тебя остались друзья, ты общаешься. Я общаюсь со скульптурами, которые живут в других городах и других странах. Мы дружим. Но если ты в одном городе, то конечно же являешься конкурентом. Так же как и твои остальные коллеги. Если это здорово, это хорошо. А если жабой, то это не общение.
В Чернигове со скульпторами я не общаюсь. Я общаюсь с другими художниками. Их немного, но я их люблю. Кого я люблю, с теми и общаюсь, у меня друзей достаточно. И в Чернигове и в Гданьске.
Например, Виктор Трубчанинов - это мой большой и хороший друг.
- Есть совместные проекты?
Да мы думаем о совместном проекте. Мы хотим сделать выставку, она была уже в 1996 году. Есть желание к этому вернуться и повторить.
- Можете прокомментировать недавний визит Рудольфа Хюрта в чернигов? Как сказал Владимир Емец, или я сильно отстал, или он далеко ушел вперед.
- Я даже не знаю, что он делает. Наверное, какой-то шаман или авангардист. К тому же мне не интересен Владимир Емец. Это тянется еще со времен СССР. Когда меня принимали в союз художников, мне говорили, что у меня отец работает в обкоме. Так зачем, мол, мы его принимаем? Сейчас у меня отец не работает в обкоме, а я все равно художник.
Я живу вообще в другой стране, и отец там никакого влияния не имеет.
«Ассоциирую себя с Черниговом, но люблю Гданьск»
- С каким городом вы себя ассоциируете?
- Ассоциирую себя, конечно же, с Черниговом.Здесь мои корни, но я люблю Гданьск, потому что я там живу 10 лет. У меня корни польские, по-национальности я поляк. У меня в голове у самого неразбериха, но пишут, что украинско-польский скульптор. Я такой и есть. И там я любимый, и тут мне хорошо.
- Кого еще хотелось бы «слепить» и что подталкивает на творчество?
- Пока хватит, Михаила и Федора надо реализовать. Проект давний, надо его как-то вернуть к жизни. Скульптуры ведь уже готовы.
«Идеи приходят ночью и при мимолетном знакомстве… и несут водоворотом, как река»
- Что подталкивает на творчество и кто является прообразом ваших скульптур?
- Разные механизмы. Бывает, ночью приходят идеи. А если ты в теме, то у тебя идея все время. Любое мимолетное знакомство может подтолкнуть на идею. Тебя может закрутить как река в водоворот. Знаете, кружочки такие на воде? Если у тебя крутится в нужную сторону, ты работаешь.
- Как определяется достоверность образов исторических персонажей?
- Я консультируюсь с Владимиром Петровичем Коваленко, Александром Борисовичем Коваленко. Подкладку историческую делаю глубокую. Чтобы это было исторически верно, я всегда обогащаю образ дополнительно людьми, которые козырные в своей отрасли.
Последняя работа для Польши – памятник капеллану «Солидарности»
- А какова судьба неудавшихся скульптур, если такие имеются?
- Нет таких скульптур. Потому что я занимаюсь анималистикой, мелкой пластикой, ювелиркой, монументальным искусством, многофигурными композициями.
Последняя работа для Польши очень важная - это памятник капеллану «Солидарности». Это соратник Валенсы, он недавно умер. Город решил сделать такую работу, а я ее реализую. Она сейчас находится в литье. В августе она должна быть установлена в Гданьске.
«В Гданьске я родился второй раз и создал себе имя»
- Где вы себя считаете наиболее признанным?
- Конечно, признали меня в Гданьске. Я родился второй раз и второй раз стал художником. В Польше я создал себе имя своими руками и мелкими шагами. Но вперед и вперед. Работаю с большим потом, без труда не бывает никаких успехов. У меня там масса работы, есть помощники. Сам не справляюсь.
- У Вас тесные отношения с Церковью?
Да. И с православной, и с католической, и с протестантами, и с греко-католиками. Я со всеми конфессиями работаю. Священники меня понимают, делают мне предложения. Я выполняю их задачу, помогаю реализовать хорошие скульптуры.
Во время нашей беседы Геннадий Ершов поведал еще об одном проекте, связанном с Церковью. Отношение этот проект имеет к новому храму, строящемуся в Киеве. По проекту возле источника со святой водой будет установлена скульптура княгини Ольги работы Мастера.
Памятник Чернобылю останется памятником эпохе
- Допустим мы перенеслись на машине времени на сто лет вперед. Какие памятники нашей эпохе мы сможем увидеть?
- Не знаю. Останется памятник Чернобылю.
«Для скульптора жить в католической стране благоприятнее»
- Скульптура в Украине и в Польше – это отдельная тема. Но почему такая разница?
- Разница в школах. Украинская школа высокого качества, я учился у лучших преподавателей.
- Скульптура, связанная с готической архитектурой храмов, имеет продолжение в современности?
Это имеет продолжение в современных костелах. Только она уже не готическая, а другого плана. Это либо неоготика, либо современная скульптура.
В коллекции скульптора в Чернигове есть копия Гданьской Мадонны, которую он нам показал в ходе интервью. Оригинал выполнен в камне, а скульптор выполнил её еще и в бронзе. Копию скульптуры заказал ксёнз-настоятель этого храма.
- Все таки наверное сказывается разница православной и католической традициях?
- Конечно! Для скульптора жить в стране католической конечно благоприятнее. Как для художника. Даже если ты средний скульптор, ты будешь иметь работу. И даже если ты плохой скульптор, ты будешь делать работу и выживешь. В Украине тяжелее. В Украине статус художника немного не определен, а в Польше это статус хорошего мастера. Для меня себя найти в Польше было тем более несложно, потому что у меня польские корни. И там я на Родине и здесь – на Родине.
Чернигов, скульптор и фонтаны
Во время нашей беседы Геннадий Ершов показал скульптурную композицию, которой он предлагал украсить городской фонтан в черниговском сквере им. Попудренко. Ее основные элементы - Наталка с ведрами и фигура бандуриста. Скульптора приглашают поработать еще надо одним проектом фонтана. Этот старый неработающий фонтан расположен в самом центре Чернигова между Мегацентром и памятникам афганцам. В этот фонтан согласно предварительным задумкам хотят вернуть полюбившихся горожанам «жабок». Кроме жабок, в композицию хотят поместить дельфинов и других сказочных персонажей.
Напоследок мы спросили о предрассудках. Как оказалось, ими мастер не страдает. Поскольку скульптор – это реалист, творчество которого связано с физической работой. Предрассудки имеется у каждого творческого человека, но Геннадий Ершов старается их избегать.
«Главная черниговская газета», №3 (033), от 13.02.12, Олег Головатенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.