Сергей Сёмка: «Таможня должна работать быстро и законно»
— Обновленный пункт «Новые Яриловичи» заработает не позже апреля!
А у представителей черниговских СМИ была возможность задать директору департамента несколько вопросов.
Досье
Семка Сергей Николаевич родился в 1966 году. Начал службу в таможенных органах в 1992 году с должности инспектора. В его послужном списке — должности заместителя начальника Бориспольской таможни, директора Департамента организации таможенного контроля, начальника Киевской центральной специализированной таможни, главы Департамента таможенной стоимости и классификации Гостаможслужбы.
— Думаю, подводя итоги прошедшего года, мы должны понять: он был в целом позитивным как в отношении Государственной таможенной службы, так и для Черниговской таможни в частности. Мы понимаем, что 114 миллиардов гривен, которые дала государству таможенная служба (в том числе и ваши почти 2 миллиарда) — это почти на 10 миллиардов больше, чем было заложено в госбюджете Министерством финансов и на 30 миллиардов больше, чем поступления 2010 года.
Еще один позитивный момент, в котором и ваша значительная роль, — создание благоприятных условий для субъектов внешнеэкономической деятельности и пусть небольшое, но позитивное сальдо торгового баланса Украины. Нам с вами удалось сделать первый шаг в создании благоприятных условий для работы субъектов ВЭД — и мы понимаем, что торговые операции, оформленные своевременно, качественно и на законных условиях являются поводом для субъектов ВЭД стремиться к расширению сферы своей деятельности. А мы, в свою очередь, помогаем им вести эту деятельность —своевременно, законно и быстро. Можно говорить о создании качественного государственного сервиса в отношении законопослушных и прозрачных для государства субъектов ВЭД. Это главное из заданий, которые будут стоять перед нами в 2012 году.
Таможенников стало меньше
— Вы знаете, что в рамках административной реформы Государственная таможенная служба была сокращена на 15%. Благодаря принципиальной позиции главы Гостаможслужбы и активной работе с Комитетом реформ при президенте Украины это сокращение прошло на 15%, а не на 30, как предусматривалось вначале. Мы настояли на том, что это сокращение должно быть максимально эффективным и не повредить организации оформления внешнеторговых операций. Коллектив Черниговской таможни был сокращен почти на 100 человек, но поскольку это не должно было никаким образом повлиять на работу, под сокращение в первую очередь попали подразделения так называемого административного состава. И сегодня почти 65% работающего административного состава непосредственно задействованы в процедуре таможенного оформления (на некоторых таможнях — до 70%). Благодаря этому, субъекты ВЭД не испытывают сложностей при процедуре таможенного оформления.
Пассажиров на границе будить не будут!
— …Какая раньше была схема? Вы садились в поезд в Киеве, доезжали до украинско-российской границы, в два часа ночи вас поднимали — вы начинали оформлять декларацию, у вас проверяли паспорта, потом вы проходили украинскую границу, перемещались на российскую, где вам предстояла такая же процедура. В итоге вы до семи утра не спали. А ведь нужно учесть, что многие пассажиры едут с детьми, едут люди пожилого возраста… Пересечение границы превращалось в сущий ад. Поэтому в 2010 году президентами Украины и Российской Федерации была поставлена задача для таможенной службы: создать комфортные условия для пересечения украинско-российской границы.
Что мы сделали? Мы, вместе с российскими коллегами, поменяли технологию. Теперь в самом начале, когда только формируется состав, к нему приходят наши сотрудники вместе с сотрудниками администрации пограничной службы, и проверяют состав и локомотив (чтобы не было «вложений» в технологические пространства). Затем этот проеверенный поезд подается на перрон, в него садятся пассажиры и в течение 20-30 минут мы, вместе с коллегами-пограничниками, проходим по вагонам, отмечаем паспорта и если кому-то необходимо заполнить декларацию, или если у нас есть какая-то информация по отдельным пассажирам, которую необходимо проверить, это происходит на месте, до отправления поезда.
Далее поезд идет без остановок — в этом его преимущество! Двери закрыты, можно быть уверенными в том, что не происходит несанкционированных перемещений или извлечения товаров из вагонов. Поезд минует украинскую границу, российскую, и затем, за сорок минут до прибытия в Москву в него подсаживаются сотрудники федеральной таможенной службы и пограничной службы России, которые еще до прибытия поезда оформляют наших пассажиров — и они в Москву уже приезжают с полностью оформленными документами.
— Получается, у бабушек на перроне не будет теперь возможности заработать, продавая этим путешественникам пирожки?
— Боюсь, что да — но мы ведь исходим из целей, которые наиболее приоритетны, — улыбается Сергей Семка.
— И выйти покурить на станции не получится?
— Вообще-то от вредных привычек нужно отказываться… И может быть, поездки в таких поездах будут одним из стимулов бросить курить. Но если нужно, то можно ведь и в тамбур выйти покурить.
— Сколько времени будет находиться в пути такой состав?
— Отправляется он около 9 вечера из Киева и около 7 утра приходит в Москву.
— В отношении поезда «Чернигов-Гомель» не хотите аналогичный режим ввести?
— Мы готовы к этому, и сейчас ведем переговоры с «Укрзализницей», в том числе для нас готовят список поездов, которые могут ехать без промежуточных остановок. Не могу пока дать точной информации, было проведено два совещания, вопрос рассматривается. В том числе — и с учетом социальной составляющей, ведь эти поезда перевозят пассажиров не только из страны в страну, но и между областями. Вы знаете, наверное, что существует программа введения скоростных поездов, если она заработает, то конечно произойдут изменения и, возможно, за счет этого появятся поезда полного комплектования, которые до конечного пункта назначения следуют без остановок.
— А с Россией договор уже подписан?
— Подписан протокол между главой Государственной таможенной службы Украины и главой Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
За что отвечает водитель?
— Ваше отношение к поправке касательно того, что сейчас водитель должен нести ответственность не просто за перевозимый груз, но и за правильное его оформление.
— Мне этот вопрос кажется довольно надуманным. Ответственность перевозчика существует всегда. Но нужно рассматривать разные ситуации. Если мы говорим о том, что перевозки проводятся с использованием спрятанных грузов, тайников… Согласитесь, водитель не может не знать, где у него в автомобиле тайник. Еще вариант: перемещение происходит вне пунктов пропуска, через «зеленую границу» — понятно, что без водителя это не произойдет. Мы с вами понимаем, что водитель, в соответствии с Конвенцией 1956 года о международных путевых перевозках обязан присутствовать при загрузке транспортного средства. Не может он сказать: «Не знаю, что везу!» Простите, но могут загрузить и оружие.
Когда мы изымаем у водителя двойные документы, спрятанные под сиденьем… Два инвойса: один на миллион, другой — на два миллиона долларов. Понятно же, что он знал, что получил два инвойса. И еще вопрос — как их собирался использовать.
В этих случаях ответственность перевозчика для нас безусловна.
Но есть и другие варианты — к примеру, на коробках с телевизорами проставлена одна маркировка, а товар внутри ей не соответствует, скажем, отличается диагональ. Конечно, этого водитель может и не знать, и мы это понимаем. Нужно понимать: происходит не просто фиксация правонарушения. Каждое нарушение фиксируется, документируются факты и наступает этап дознания. И мы с каждым случаем разбираемся. Если будет доказано, что водитель объективно не имел возможности определить, скажем, что в коробках с надписью «диагональ 42 дюйма» находились телевизоры с диагональю 46, вряд ли кто-то будет пытаться привлечь его к ответственности.
На официальном сайте Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (http://www.asmap.org.ua) можно найти разъяснение о том, как составляется договор о перевозках и какие следует при этом соблюдать предосторожности. В частности — указывать, какую ответственность несете вы, как перевозчик, при оказании услуг. И если возникнет необходимость, это будет иметь значение при рассмотрении дела.
Этот вопрос часто поднимает АСМАП, и он уже превратился в своего рода информационный негатив, но мы работаем с АСМАПом, стараемся разъяснить им нашу позицию, и я уверен, что никаких конфликтных ситуаций у нас не будет.
— И вы можете гарантировать, что никаких злоупотреблений тут не будет…
— Для этого у нас есть различные рычаги и инструменты. Я очень хорошо знаю главу АСМАП Леонида Костюченко, и его заместителей — знаю уже десятки лет, между нами нет недопонимания.
На Евро-2012 — через Новые Яриловичи
— Сергей Николаевич, как вы оцениваете ситуацию в Черниговской области на пропускном пункте «Новые Яриловичи» — на какой стадии строительство нового пропускного пункта?
— Там осталось провести последний, небольшой объем финансирования — и к началу чемпионата Евро-2012 Новые Яриловичи будут полностью готовы к осуществлению таможенного контроля.
Финансирование пунктов пропуска к Евро-2012 происходит через Национальное агентство по подготовке к проведению чемпионата. То есть эти работы не финансируются за средства Государственной таможенной службы, финансирование ведется путем выделения средств под Евро-2012, распорядителем которых таможенная служба не является. Знаю, что в конце года с этим возникли некоторые сложности, но у нас есть информация о том, что эта задолженность (около 5 млн. грн.) будет закрыта. Если у вас будет возможность, проедьте в Новые Яриловичи, посмотрите сами: новая часть уже готова, осталось решить вопрос о введении в эксплуатацию систем видеонаблюдения на этом пункте пропуска и о завершении реконструкции старого здания. Я уверен, что это вопрос не долгого времени.
— Когда же все-таки ленточку будут перерезать? О реконструкции пропускного пункта говорят уже несколько лет…
— Мы тоже давно этого ждем, но дело в том, что на протяжении 2009, 2010 годов средства выделялись исключительно под Евро-2012. Я ожидаю, что реконструкция будет завершена в ближайшие месяцы, до апреля — в любом случае! Дальше тянуть будет некуда.
Таможня в цифрах
В 2011 году Черниговской таможней в Государственный бюджет Украины перечислен 1 млрд 838 000 000 гривен — в 2 раза больше, чем в прошлом году.
В зоне деятельности Черниговской таможни состоит на учете 2 862 субъектов внешнеэкономической деятельности, но в прошлом году из них действовало всего лишь 460. Тем не менее, общая ситуация прошлого года характеризуется ростом активности внешнеэкономической деятельности на 15,5%. Самыми активными в проведении таможенного оформления товаров в прошлом году были ОАО «Табачная компания «В.А.Т-Прилуки», ОАО «Славянские обои-КФТП», ООО «Компания-Интеграл», ООО «Марс-Украина», ООО «Итек-Транс».
На начало 2012 года уже 25 предприятий приобщились к процедуре электронного декларирования, 5 из них перешли к участию во второй фазе пилотного проекта по электронному декларированию. Это мощные предприятия, работающие в Черниговской области: «Дринкс Украина», «Украинский торговый дом «Белшина», ОАО «Славянские обои-КФТП», табачная компания «В.А.Т.-Прилуки», торговая компания «КАМАЗ». С начала введения процедуры электронного декларирования подразделениями таможни оформлено 766 электронных предварительных уведомлений, 1037 электронных предварительных деклараций и 476 электронных грузовых таможенных деклараций.
Что везут через границу?
Самые большие суммы таможенных платежей уплачены и перечислены по результатам таможенного оформления нефтепродуктов (30,9% общей суммы перечисленных таможней платежей), азотно-фосфорно-калийных удобрений (7,6%), табачного сырья (7,5%), шоколадных изделий (4,4%), пневматических резиновых шин (3,6%), грузовых автомобилей (3,6%), а также бумаги (2, 3%), сигарет (2,2%), пива (2,0%).
Кто нарушает?
В течение прошлого года таможней возбуждено 14 уголовных дел на общую сумму 10,2 миллионов гривен по фактам незаконного перемещения наркотических и психотропных веществ, промышленных и продовольственных товаров, историко-культурных ценностей, холодного оружия и боеприпасов. В течение года сотрудниками таможни выявлено и прекращено 945 попыток незаконного перемещения через таможенную границу Украины товаров и предметов на общую сумму свыше 36 миллионов гривен. Наибольшее количество правонарушений зафиксировано на границе с Республикой Беларусь — 510 и на Российской Федерацией — 310.
В течение прошлого года таможней совместно с правоохранительными и контролирующими органами области было проведено 377 оперативных мероприятий, по результатам которых возбуждено 34 административных дела на сумму 3,7 миллионов гривен и 1 уголовное дело на сумму 1,4 миллиона гривен. По результатам поступления из правоохранительных органов в таможню сообщений о возможных правонарушениях выявлено 12 фактов таможенных правонарушений на сумму около 3 миллионов гривен.
Во взаимодействии с сектором Укрбюро Интерпола УМВД Украины в Черниговской области выявлено и перекрыто 2 нелегальных канала перемещения товаров через территорию Украины.
Записала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Евро-2012, таможня, Сергей Сёмка, Вера Едемская