Меч воспитывает дух

Кацухиро Акаива
Мастер владения мечом Кацухиро Акаива провел в Чернигове несколько мастер-классов для поклонников восточных боевых искусств. На этих занятиях побывали и мы.

Есть наслаждение в бою

Сначала кажется, что разговор идет по-украински. С чего бы? Но очень уж часто произносит сенсей слова «сидачи», «сидачи»… «Сідайте»? Никто, однако, не садится, а наоборот, принимают боевую стойку. Чуть позже выясняется: «сидачи» и «учидачи» — это участники спарринга («кумитачи»). «Учидачи» — тот, кто атакует и умирает. «Сидачи» — тот, кто защищается и одерживает победу.

Древнее искусство иайдзюцу — это техники внезапной убийственной атаки. Из любого положения, в любой ситуации нужно суметь выхватить меч и одним ударом насмерть поразить противника. И не только когда вы сошлись в поединке лицом к лицу.

В конце занятия, когда и учитель, и ученики опустились на колени, положив мечи сбоку от себя, показалось, что настала теоретическая часть занятий. Ах, как мы ошиблись.
— Представьте, что враг неслышно подкрадывается сзади. Вы только замечаете краем глаза его легкую тень — и тут…
И тут Кацухиро высоко подпрыгивает, одновременно хватая меч, замахиваясь и разя невидимого соперника! Это было удивительно красиво и впечатляюще. Жаль, не ожидали — не успели сфотографировать этот «полет самурая»!

Некоторые технические действия практикуются с деревянными мечами, но ближе к концу занятия Кацухиро берет в руки тренировочную катану — в красивом футляре, шелковом чехле. Он и один из его черниговских учеников начинают демонстрацию учебного поединка, и тут уж меняется все — и скорость движения, и ритм, а каждый удар сопровождается глубоким вскриком. Как же это красиво.
К сожалению (да, именно так), тренировка заканчивается. Но зато теперь мы можем побеседовать.

До и дзюцу

— Господин Кацухиро, прежде всего мне хотелось бы передать слова уважения и симпатии народу вашей страны — мы все переживаем за Японию, оказавшуюся в такой драматической ситуации. Вызывает большое уважение то, какую стойкость и дисциплину японцы проявляют в трудную минуту. Наверное, это часть японского характера?

— Чувство общности лежит в основе японской культуры. Во всем хранить гармонию — у японцев это очень приветствуется. И это важно для взаимопомощи и для жизни в сообществе.
Религия — и синтоизм, и буддизм — оказала влияние на национальные черты характера: принято не проявлять интенсивно эмоции, быть всегда вежливым. В синтоизме Ками (бог) не один — он существует и живет всюду, как и душа. Вот еще почему, я думаю, паника одного плохо влияет на всех других людей и на окружающее.

В нашем характере — принимать стихийные бедствия как судьбу. Мы знаем, что не можем контролировать собственную судьбу, как и природные катастрофы. Вот почему даже в чрезвычайных ситуациях мы спокойны.

— Что отличает людей, изучающих искусство иайдзюцу, от всех остальных? Это ведь не только боевая техника, но и образ мысли?

— Японские боевые искусства включают в себя понятия "будо" и "будзюцу". «До» — это путь, философия, образ мысли. «Дзюцу» — действие. Изначально существовала лишь «дзюцу», техника ведения боя, которая учит не проигрывать. Но необходимо еще и одновременное понимание основ воинского духа. Поэтому возникли кендо, и дзюдо, и иайдо... Однако феодальные времена прошли, сегодня «дзюцу» — это обычные занятия спортом. «Делание», которое стало спортом и учит побеждать.

Искусство иай защищает нас от нападения неожиданного врага и учит поражать его. Конечно, важно уметь хорошо, пластично двигаться, важным моментом является и умение использовать меч, но занятия направлены также и на выработку характера — все эти навыки я преподаю в Чернигове
Еще раз подчеркну: «до» — это то, что мы используем для выработки характера, это философия и образ мысли. И в иайдо меч — это тоже инструмент для построения характера. В занятиях кадо таким инструментом является цветок, а в искусстве садо — чай…

Возможность понять себя

— Пожалуйста, немного расскажите о себе.

— В моем детстве не было особого выбора, каким видом спорта заниматься. Кроме боевых искусств (будо), таких как кендо, дзюдо, карате, был только бейсбол. Нужно сказать, что когда японцы изучают будо, главной целью занятий является изучение манер и этикета и занятия направлены на воспитание характера. Поэтому будо является обязательной частью японского образования.

Я начал изучать кендо в семь лет и кюдо (японскую стрельбу из лука) в старших классах средней школы. Тогда, после поражения в войне, в Японию проникла американская культура и казалось, что западная культура много выше, чем традиционная японская. Многие молодые люди подражали западному образу жизни. Я не был исключением, особенно когда женился на филиппинке и мои контакты с иностранцами расширились.

Но все же я думал, что это только имитация — когда мы, японцы, ведем себя как люди Запада. Я интересовался традиционной японской культурой и решил глубже узнать ее. В моем случае знакомство с иностранцами только помогло мне утвердиться в том, кто я такой.

— Меч — не обычное оружие. Часто ли давались собственные имена лукам или копьям? Мечам — давались. Их одушевляют, считая иногда продолжением воина, иногда самостоятельной энергетической единицей. Очень приблизительный список легендарных мечей мирового эпоса — это полторы сотни красивейших эпитетов. Почему именно меч так выделяется воинами изо всех видов оружия? Чем был меч для самурая?


— Главным оружием на поле боя были копье, лук и стрелы. Меч использовался в поединках, кроме того, его носили как знак высокого статуса (вообще самурай носил при себе два меча, длинный и короткий). Изготовление меча занимало много времени и сил, умение это было тайным, практически священным. Поэтому и меч рассматривался как священное сокровище. Техника заточки, разработанная после эпохи Эдо, позволила японскому мечу стать великолепным произведением искусства.

До сих пор старинные мечи, которым, скажем, 700 лет, сияют так, как будто сделаны вчера. Но чтобы меч сохранял свой блеск, необходимо очень бережно с ним обращаться, соблюдая специальные правила ухода.

Многие мечи могут заржаветь, даже если к ним просто прикоснуться пальцем — или даже от дыхания.
(На кончиках пальцев Кацухиро несколько тонких шрамов — подтверждение слов о необыкновенно остром лезвии катаны. — Авт.)

Катаны не должна была касаться женская рука. Возвращавшийся домой самурай передавал меч жене, но она принимала его, закрыв кисти рукавами халата, — не держала, а просто несла на вытянутых руках.

Самураи в Украине


— Скажите, отличаются ли ваши черниговские ученики от остальных?
— Они очень жаждут практиковаться, очень хотят учиться, меня это приятно удивило. Кроме того, до изучения иайдзюцу они уже изучали иайдо, дзедо и айкидо. Удивительно, но я встретил самураев в Украине!

— Возможно, есть что-то, о чем я не спросила, а вы считаете важным сообщить читателям?
— Я буду очень рад, если то, что я вам рассказал, поможет кому-то лучше узнать Японию. Кроме того, наша страна сейчас терпит бедствие, и я хочу сказать, что очень ценю понимание и участие правительства Украины и всей вашей страны, мы очень тронуты. Я сердечно благодарю вас.

***

Чтобы не перепутать, я прошу сенсея Кацухиро записать мне свое имя. Странно, но он не берет протянутую ручку. А, вот почему: из рюкзачка вынимается небольшая тушечница, и легкая кисточка выводит иероглифы. Уже под ними Кацухиро подписывает английский вариант.

— Э хиро, — не очень оригинально шучу я, повторяя последнее слово. И собеседник улыбается.

Редакция благодарит Черниговскую федерацию айкидо и иайдо за помощь в подготовке материала.

Что смотреть по теме? «Семь самураев» Акиро Куросавы, трилогию «Сумеречный самурай», «Скрытый клинок», «Любовь и честь» Ёдзи Ямада, сериалы «Замок Совы» и «Сёгун», «Табу» Нагисы Осимы, «Пёс-призрак» Джима Джармуша… Если все пересмотрели — попробуйте «Самурай фикшн» Томоясу Хотея. Там еще и великолепная музыка.
Что читать? Конечно, «Хагакурэ» — кодекс чести самурая.

Мудро и просто


«Можно сказать, что человек обретёт согласие с божествами и Буддой, если сердце его будет прямым и спокойным, если сам он будет честно и искренне уважать тех, кто выше его, и проявлять сострадание к тем, кто ниже его, если он будет считать существующее существующим, а несуществующее — несуществующим и принимать вещи такими, какие они есть. И тогда человек обретёт защиту и покровительство божеств, даже если он не совершает молитв. Но если он не прям и не искренен, небо покинет его, даже если он будет молиться каждый день».

Ходзё Нагаудзи (Соун)








Вера Едемская, фото Валерия Сенчука, еженедельник «Взгляд», №14 (199)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, еженедельник «Взгляд», Кацухиро Акаива, самураи, меч

Добавить в: