Вырастила Веру, Надежду и Любовь
Вырастила Веру, Надежду и Любовь
О земле...
Совсем недавно «огородный спорт» считался стариковским занятием. А современная молодежь в своем большинстве, грядки презирала. Видимо, жизнь так устроена, что только с возрастом нас начинает тянуть на природу - поближе к земле, к цветам... Но в «лихие» 90-е многие горожане были просто вынуждены выращивать картошку. И, к сожалению, тот горький опыт отбил у некоторых любовь к земле на долгие годы... Причина простая: результат зачастую напоминал работу артели «Напрасный труд».
Только самые стойкие до сих пор огородничают... Но вовсе не от удовольствия, а потому что пенсия маленькая. Говорят, в Украине картошка и огурцы сейчас дороже, чем в Лондоне. Убедиться лично, конечно, не получится. Остается лишь с тоской вспоминать, что в былые времена в Чернигове за килограмм картошки платили 9 копеек, а помидоры стоили 15. Хотя, мало ли, что раньше было...
Однако, давайте перейдем к «репертуару» повеселее. Сегодня во многих городах Украины появляются клубы дачников. И это уже совершенно особая порода людей. Для них работа на земле -это и отдушина, и отдых, и удовольствие. А сама дача - беспредельное поле для творчества. И проверить это легко. В Чернигове уже шесть лет работает Клуб органического земледелия. У них даже свой сайт есть в Интернете: «Дневник ленивого огородника».
О судьбе...
Элла Анисимовна Жменько клубные «посиделки» старается не пропускать. Ведь интересно же послушать, как бывалые дачники делятся передовым опытом. Сейчас она посещает специальный семинар для тех, кто хочет иметь на своем столе янтарные гроздья винограда. Кстати, в прошлом году Элла Анисимовна отметила 75-летие. А в клубе она - ветеран.
- Элла Анисимовна, говорят, если у человека нет связи с матерью-землей, депрессия ему наверняка обеспечена...
- А почему вы ко мне обратились? Для депрессии надо иметь много свободного времени. А я - обычная женщина. Как все живут, так и я: сегодня - плачу, завтра - смеюсь. И ничего замечательного в моей биографии нет. У меня три дочери: Вера, Надежда, Любовь... Да вот только я - не София. И ошибки в жизни были, и слез много пролито... Мудрости мне в молодости не хватало.
- Считается, что мудрость начинается там, где побеждается страх. А что же вы мне про медаль свою не рассказываете?
- Чего рассказывать? Я всю жизнь медработником была. Когда в Чернобыле рвануло, нас на три машины погрузили и отправили. Мы первые приехали. На улице - начало мая, такие дни солнечные! Работа была «непыльная»: в лаборатории анализы брала и проверяла. А первых своих пациентов почему-то запомнила. Отряд пожарных: их всего-то человек девять было... Самому старшему - 45, а младшему - 21 год. Сегодня никого из них в живых не осталось...
Мне потом дали удостоверение ликвидатора первой категории. А когда медаль вручили, так я сначала даже и не поняла: за какие такие особые заслуги.
Сейчас на жизнь оглядываюсь и думаю: как хорошо, что мое будущее закрыто для меня было. Ведь если бы заранее все знала, то, наверное, и не вынесла бы такого никогда... А про молодость, что зря вспоминать... «Кто не был молод, тот не был глуп», - так мне когда-то мама приговаривала.
- А вы ведь родом не из здешних краев?
- Сегодня Чернигов - самый родной для меня город на всей земле. А 55 лет тому назад муж привез меня сюда из Забайкалья. Свекровь очень помогала и поддерживала. Даже договорилась, чтобы меня окрестили. Тогда с этим делом очень строго было. Могли и с работы попросить и из комсомола в два счета...
Правда, свекровь меня сначала и признавать не хотела... Так ей было сладко думать, что это я во всех бедах сына виновата. Каждый божий день она мне старательно навязывала это чувство вины: и приданого-то у меня нет, и ростом-то я не вышла. И все подчеркивала, что должен был Иван на красавице жениться, а не на мне... А муж меня по молодости своей не больно-то и защищал. Потом погуливать стал... Вроде и в одном доме мы жили, да не вместе... Со временем уж я многое поняла... А тогда в подушку столько слез пролила - и не высказать.
- Разве не лучше было «высказать»?
- Кому? Мама в Забайкалье жила. Она и сама-то в 27 лет вдовой осталась с тремя малышами. Отец на войне погиб. Хороший был... Мама никогда больше замуж и не выходила. И что было домой написать? Попросить, чтобы меня, несчастную, пожалели? Поплакать, как тяжело в чужом городе, в чужой семье? Нет уж... Старалась только о радостном писать: что медицинское училище окончила почти на «отлично», что дочку здоровенькую родила, что работа хорошая. Тогда декрет короткий был: 36 дней - и на работу! В Чернигове никаких проблем с трудоустройством не было! «Требуются... Требуются. Требуются...» Сколько работы было! Я трудовой стаж с регистратуры начинала. А уж потом много лет в детской реанимации проработала. Там один год - за два считался... Вышло у меня 67 лет стажа. И знаете, когда моя жизнь стала налаживаться? Когда поняла, что никто не придет меня «спасать». Самой надо «выплывать». Вот тогда взяла маленькую дочку и уехала к маме. Заплатила за билеты 36 рублей. Села в поезд, через восемь суток уже дома была
- Неужели не побоялись: что люди скажут, что соседи подумают?
- Не боялась я уже ничего. Что скажут? Что подумают? У каждого своего хватает, а про меня поговорят и забудут. Я одно всегда знала: Бог не по силам испытаний не дает. Чудеса только в сказках, наверное, бывают... А у меня в жизни все получилось так, что и сейчас удивляюсь. Ведь потом Иван за мной сам приехал. Я в один день контейнер собрала и опять с ним в Чернигов укатила. Муж за месяц времянку построил. И мы стали своей семьей жить. Три дочери - и везде надо было все успеть. Всю жизнь на полторы ставки работала. И в 36 лет уже бабушкой стала! Старшая дочь нам внучку подарила. А уж когда мы с мужем свою квартиру получили, так мне 45 стукнуло.
- Некоторые психологи считают, что привычка никого не обвинять дает возможность человеку выглядеть на 10 -15 лет моложе. Согласны?
- Вы уж извините, но ерунда это все. Как это можно посчитать? Я вам честно скажу, что никогда старости не боялась. Сидеть часами в поликлинике и о болячках разговаривать? Нет уж! Я лучше вышивать буду. Это увлечение у меня еще с молодости. В ночное дежурство не могла без дела сидеть. Вот все эти картины сама вышила. Зимой что надо? Рукодельничать, читать, думать, к весне силы; копить... Я сейчас заканчиваю одну картину, а потом подарю кому-нибудь. Вот и будет мне радость.
- Получается, что вы прописали себе «лечение» радостью?
- Какое еще лечение? И не помню, чтобы я болела. Эти разговоры о том, что все дорожает, пенсии маленькие, никогда не поддерживаю. Если все время горевать, что денег нет, их еще меньше будет. Это точно! А если глаза у человека не блестят, ему и самый дорогой крем не поможет. Мы же все когда-то уйдем, так? Но все равно не хочется в развалину превращаться. Вот я сейчас много читаю о том, как сохранить здоровье. Очень мне нравятся книги Сергея Коновалова. Не читали? Рекомендую. Раньше я советами Травинки увлекалась, потом - Малаховым... И главное для себя поняла - закисать раньше времени нельзя! А сколько я книг раздарила - и не сосчитать. И везде одно и то же пишут: «Не осуждайте никого - и болеть не будете! Не обижайтесь - и здоровья прибавится». А я ведь пенсионерка еще совсем молодая. Только недавно на работу перестала ходить.
- Может, хоть секретами «Домостроя» поделитесь?
- Никакого мы с мужем богатства не нажили. Хотя, что же я такое говорю?! А дети? А внуки? А правнуки? У меня дети очень хорошие! Я ведь девчонок своих особо-то и не воспитывала. Как-то сами росли. Но они с малолетства цену рублю знали. Девочки мои с 8 класса летом всегда санитарками у нас подрабатывали. А в детской реанимации хорошие «университеты» можно было пройти... Рядом с горем и душа не зачерствеет.
А в жизни, как на долгой ниве, всякое бывало... Моего Ивана уже давно нет в живых. Он ведь, считай, только перед смертью мне и признался... Сказал, что любил меня всегда за характер отходчивый и за то, что обиду на него никогда не держала... Вот почему он раньше мне этих слов не говорил? Глядишь, и прожили бы по-другому. А без любви, что? Даже на подоконнике цветок зачахнет, если хозяйка его полить забудет.
Я сейчас жду не дождусь весны. Почему? У меня на даче такие цветы красивые! И помидоры свои, и огурцы... А главное ядов - никаких. Вы только не смейтесь, но я даже с цветами и деревьями... на даче разговариваю. Один раз на грушу свою рассердилась. Взяла топор и ей сурово говорю: «Ты это что удумала, а? Раску-дрявилась вся, а родить не хочешь?» Она так испугалась, что я потом даже соседей грушами угощала. Вот такой урожай большой был...
И опять о земле...
Справедливости ради, надо отметить, что первый год работы на своей любимой даче Элла Анисимовна вспоминает как страшный сон. После работы все бросала - и туда. Вдвоем с мужем «убивались», а результат получился такой: на грядках - богатый урожай пирея, а на клумбе из цветов - одни одуванчики. Она даже хотела бросить это все. А потом вместе с Иваном стали заядлыми дачниками.
После смерти мужа Элла Анисимовна уже одиннадцать лет сама два раза в год перекапывает все грядки. И удивительное дело: никогда и ничего у нее не болит. Начинается сезон - на целое лето уезжает. В шесть утра - подъем. Потом 15 минут зарядка - и на свои любимые грядки. Для нее - это не труд. Радость! Вот так и живет Элла Анисимовна... Ждет, когда летом на дачу вся семья съедется: три внука и еще три внучки, пятеро правнуков. И дочери: Вера, Надежда и Любовь.
Материал подготовила Екатерина Чуранова, еженедельник «Деснянская неделя» №10 (049)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Вера, Надежда, Любовь, семья, судьба, «Деснянская неделя», Екатерина Чуранова