«Дорога смерти» забрала мужа и двух сыновей
В предыдущем номере мы писали о страшной аварии, произошедшей 16 декабря в селе Мосты Бахмачского района. Тогда погибли три человека и еще шестнадцать получили травмы. Через село проходит международная трасса Копти — Глухов — Бачевск, поэтому к ДТП местные жители привыкли. Более того, каждый из них имеет родственника или знакомого, который погиб в автомобильной аварии. А для 64-летней Веры Кириченко эта трасса стала «дорогой смерти», потому что на ней женщина в разное время потеряла трех (!) самых родных людей — мужа и двух сыновей.
— Сама я родом из села Митченки. Это в 7 километрах от Мостов. А сюда перебралась в 1976-м. после того как вышла замуж за Николая. — рассказывает Вера Михайловна. — Первое время мы с мужем жили на квартире, а затем построили дом. Уже через год после моего переезда у нас родилась дочь Валентина. А потом еще пошли детки: в 1979 году — Света, в 1981-м — Олег, в 1984-м — Коля, а в 1986-м наш младшенький — Стасик. Николай все это время работал на ферме фуражиром, а я в магазине продавцом. Все было хорошо, пока мужа в нескольких сотнях метров от дома не сбила машина... Это случилось 1 ноября 1991 года. Часов в семь вечера Коля возвращался на мопеде с фермы домой. Я в тот день тоже работала до 19 часов, но пока магазин закрыла — освободилась позже. Домой меня на машине решили подвези сваты, хотя идти было недалеко — примерно с километр. Мы лишь немного проехали и увидели на трассе мопед. Выбежали из машины, смотрим, а буквально в метре от мопеда лежит Коля. Еще живой, но голова была сильно разбита. Мы забрали его в машину и скорее повезли в Батуринскую больницу. Не спасли... Ему было всего 42. Водителя, сбившего Колю, так и не нашли.
Одной поставить на ноги пятерых детей было крайне трудно, признается Вера Михайловна:
— И на работе трудилась, и людям по огородам помогала, чтобы дети не голодали. Школа у нас в соседней Матиевке. Бывало, если нет автобуса, иду по трассе на работу и детей веду. По обочине не пройти — бурьяном заросло. Идешь и постоянно оглядываешься, не едет ли машина. Хорошо, если водитель нормальный и притормозит, а если нет? Как-то Олега машина так зацепила, что от рубашки рукав отлетел. А в 1994 году на соседней трассе машина насмерть сбила моего родного брата Петра. Он на велосипеде возвращался с работы из Батурина домой в Митченки.
В 2010 году во время ремонта трассы Копти — Глухов — Бачевск на участке, проходящем через Мосты, установили отбойники и разметили пешеходный переход. Но от новых трагедий это не уберегло. В 2011-м у Веры Михайловны на дороге погибло двое сыновей. 17 июля не стало Станислава, а ровно через пять месяцев — Николая.
— К тому времени трое старших детей уже обзавелись семьями и жили отдельно. Валя в Каховке на Херсонщине, Олег и Светлана — здесь, в Мостах. А вот Стасик и Коля жили со мной.
В канун трагедии, 16 июля, был день бухгалтера. Валя приехала с дочкой погостить ко мне. Она по специальности бухгалтер, поэтому мы решили с детьми собраться и отпраздновать у Светы дома. Были все, кроме Стаса. Он с товарищем Тарасом поехал куда-то в Батурин. Посидев у Светы, мы с Колей, Валей и внучкой после полуночи вернулись домой. Уже ложились спать, как во дворе залаяла наша собака. Я вышла - а там милиция. Говорят: «Возьмите паспорт Стаса и поехали с нами». Я и не думала, что произошло что-то серьезное. А оказалось, что сына сбила машина... У велосипеда, которым они с Тарасом ехали назад, спустило колесо. Поэтому они шли пешком. Тарас вел велосипед, а Стас шел рядом. На самом въезде в село их догнала машина — Стаса сбила, а Тараса отбросило в сторону. У сына живого места на теле не было — руки, грудная клетка сломаны, все внутренние органы перебиты. На месте ДТП остались и обломки автомобиля, и вода из радиатора. Далеко машина вряд ли уехала, но виновника так и не нашли. Через год пришло письмо, что дело закрыли. Тарас, видимо, знал, кто сбил Стаса, но сколько мы его ни спрашивали, так и не признался. А через несколько лет он и сам погиб под колесами автомобиля.
Не успела я оправиться после смерти Стасика, как в дом снова пришло горе. В тот день, 17 декабря, погода была очень теплая. Снега еще не было, зато прошел небольшой дождик. Днем Олеге Колей побыли на могиле Стаса, а примерно в 17.50 Коля велосипедом возвращался от Олега домой. Не доехал всего 300 метров... Его на «фольксвагене» сбил киевлянин, который ехал в Атюшу (Коропский район). Коля умер на месте. Водитель утверждал, что двигался со скоростью 60 км/ч с включенными фарами и тормозил, но поскольку дорога была скользкая, не смог избежать наезда. Ладно бы еще за рулем был человек, который не знал этой трассы, но он ее прекрасно знал, потому что часто ездил на Коропщину. Там ему в наследство от родителей остался дом. Сразу после ДТП следователь сказал нам: «Пишите, что к водителю никаких претензий не имеете». Мы отказались, сказали, что будем ждать результатов экспертизы из Чернигова. Но водителя оправдали. Правда, он помог нам и с похоронами, и с поминками. На памятник деньги дал. Значит, вину чувствовал.
По словам Веры Кириченко, с тех пор как она переехала в Мосты, на трассе, проходящей через село, погибло 9 человек.
— И это я считала только местных. А сколько еще тех, кто не из Мостов, но здесь разбились...
Бороться со страшной статистикой люди пытались своими силами — писали коллективные заявления на имя начальника Службы автомобильных дорог Черниговской области, в Управление ГАИ Украины и в Бахмачскую РГА.
— В этих заявлениях мы просили ограничить скорость движения на участке трассы, который проходит через село, — говорит староста Матиевского старостинского округа Батуринской ОТО, которому подчиняются Мосты, Вячеслав Побожий. — Сейчас на въезде в Мосты стоят дорожные знаки с надписью населенного пункта на голубом фоне (это позволяет легковым автомобилям ехать со скоростью до 110 км/ч. Люди просили установить знаки на белом фоне, что ограничило бы разрешенную скорость движения до 50 км. час. — Авт.). Но отовсюду получили ответы, что знаки установлены в соответствии с нормативами и правилами, что отбойники фактически отгораживают село от дороги, поэтому она безопасна. Хотя мы и отмечали, что в некоторых местах отбойники не позволяют двигаться пешеходам не по проезжей части. Да, село малонаселенное (в Мостах около 30 жителей. — Авт.), но через Мосты ходят и ездят на велосипедах еще и жители соседних сел — Карацюбино и Гороховое. К тому же у местных есть коровы, которых трудно перегонять через скоростную дорогу.
Староста сказал, что на ближайшей сессии в Батурине он снова поднимет вопрос ограничения скорости движения в Мостах и будет просить написать заявление от имени общины в соответствующие органы. Но услышат ли те, от кого зависит жизнь и безопасность простых селян?
Алексей Прищепа, «Гарт» №52 (2960) от 26 декабря 2019
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Мосты, Матиевка, Бахмачский район, Вера Кириченко, Прищепа, Гарт