Иван Сауткин дарит искусство селянам
50-летний киевский режиссёр Иван Сауткин (известный зрителям, в частности, художественными фильмами «Петля Нестерова», «Максим Оса», видеоисториями с Майдана, многочисленными рекламными роликами) основал в Жоведи (Сновщина) свою резиденцию. Для этого почти 10 лет назад приобрёл здание бывшей колхозной конторы (теперь там жильё для его семьи и гостей), старый склад — он стал театрально-концертным залом, сельский дом по соседству — в нём оборудована мастерская.
Иван Сауткин на фоне работ в стиле флюксус (справа — «Паразит»)
Когда владелец резиденции живёт в селе, к нему приезжают творить художники, композиторы, исполнители со всей Украины — и не только. Их концерты и выставки для жителей Жоведи и всех желающих из окрестных сел бесплатные. Как и разнообразные мастер-классы — они проводятся в основном для школьников. Так режиссёр и его коллеги и друзья приобщают местных жителей к искусству.
В нынешнем августе они реализовали грантовый (финансированный посольством Литовской Республики в Украине) проект, посвящённый творчеству в стиле флюксус. Так называется международное художественное движение 1950-60-х годов. Его основными принципами являются глобализм, абсолютная спонтанность, отказ от ограничений и шаблонов мышления, отсутствие границ между видами и жанрами искусств, экспериментализм, импровизация. Следуя этим принципам, 6 украинских и литовских деятелей искусств создавали свои работы в Жоведи и презентовали их на выставке-перформансе.
Авторы не ограничивались чем-то одним. Скажем, в экспозицию Ивана Сауткина, посвященную несуществующему культу, вошли видеоработы и трёхмерные объекты.
Николай Гончаров подготовил серию из 7 больших интерактивных плакатов, которые были размещены не внутри помещения, а на внешних стенах бывшего склада.
На каждом из них был QR-код, отсканировав который можно увидеть дополнительные смыслы изображённого на плакатах.
Главным объектом и инструментом живого перформанса литовского актёра Де-нисаса Коломицкиса (в последние годы он создавал выставки фотографий, картин и инсталляций на тему прав человека) было его собственное тело.
Художница Юрга Барилайте в своих перформативных работах с подвижными образами также использует собственное тело. Таким образом она передаёт сообщения, в которых варьируются элементы эротики и агрессии, сентиментальности и иронии.
Одними из первых выставку посетили местные жители.
Нестандартных художественных практик селяне не поняли. Возле инсталляции из изогнутого профиля для гипсокартона, которой автор дал название «Паразит», многих плакатов и скульптур они только пожимали плечами. А в изображениях обнажённых женщин и мужчин (последние — всюду в масках) усмотрели не скрытые идеи, а исключительно сексуальный подтекст. Едва ли не единственным экспонатом, который понравился всем, была гигантская (размером почти в 3 человеческих роста) лопата.
«В течение двух недель украинские и литовские деятели искусств успели не только ощутить красоту тамошней природы, но и прониклись насущной потребностью культурной и просветительской децентрализации в сёлах Сновщины, которые находятся сегодня на грани исчезновения», — отреагировали на это на сайте ОО «Международный институт культурной дипломатии» — одной из организаций, участвовавших в реализации проекта в Жоведи. Поэтому деятели искусств намерены продолжать начатые инициативы.
Анна Ефименко, «Гарт» №33 (3048) от 2 сентября 2021
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.