Маэстро слова
Учитель, журналист, поэт, драматург... В каждой из этих сфер Леонид Горлач реализовался на все сто. Однако из-за того что публичности он не любит, широко известно его имя стало лишь в 2013-м. Именно тогда Леонид Никифорович получил высшую государственную литературную награду — Шевченковскую премию. С тех пор его произведения массово читают, любят и цитируют. 4 апреля Леониду Горлачу, который, кстати, в своё время тоже работал в «Гарте», исполнилось 80 лет. С чем мы, гартовцы, сердечно его поздравляем!
В активе Леонида Горлача более 50 книг. Поэтические сборники «Сонце в зіницях», «Лебеді», «Танок дощу», «Співучий млин», «Четвертий вимір», «Зірниці», «Світовид», «Ми у світі», исторические поэмы и романы «Ніч у Вишгороді», «Слов'янський острів», «Чисте поле», «Перст Аскольда», «Мазепа», документальные повести «Магистраль века», «От Днепра до Амура», книги для детей «Зелений букварик», «Чумацький шлях», «Дивна мандрівка». Перечислять можно еще долго...
— Я с детства любил слово, — говорит Леонид Никифорович. — Оно всегда откликалось в моей душе, в моем сердце и выливалось в стихотворения. На люди же свое первое произведение я вынес в пятом классе. Мой отец очень любил прессу. И вот как-то в лосиновской районке прочитал объявление о конкурсе на лучшее стихотворение. И предложил отправить мое. Тогда я получил вторую премию.
Первая досталась учителю.
А дальше... Дальше я просто писал. Ибо любовь к писательству — это настоящая болезнь, вылечиться от которой невозможно!
Вдохновение для своих произведений Леонид Никифорович черпает во всем.
Говорит:
— Окружающий мир — это несравненное поле для творчества, ведь вызывает кучу эмоций, а эмоции гораздо глубже трезвого ума.
При этом именно перу Леонида Горлача принадлежат произведения, ради которых пришлось проводить настоящие исторические исследования:
«Ніч у Вишгороді» — о великом князе Ярославе Мудром, «Перст Аскольда» — о первой попытке крещения Киевской Руси еще до Владимира Великого, «Слов’янский острів» — о борьбе чешских патриотов-гуситов, среди которых был и новгород-северский князь Сигизмунд, против римских крестоносцев, «Чисте поле» — о деятельности кошевого Запорожской Сечи Ивана Сирко, «Мазепа» — об одноименном гетмане и «Мамай» — об известном казаке-характернике.
Верно в свое время великий украинский поэт Борис Олийнык говорил:
— Самым заметным во всей современной украинской литературе является цикл эпических поэтических полотен Леонида Горлача.
Такие произведения не только радуют эстетическим совершенством, но и помогают глубже познать историю Украины, в которой еще так много белых пятен и искажений.
— Исторические поэмы — эю мой давний замысел, который удалось воплотить в жизнь, - признается Леонид Никифорович. — Я не раз задумывался над тем, что наш народ не знает своей истории. А свой вклад в эти знания должна делать и литература в том числе. Вообще, литература любой страны считается зрелой, когда в ней есть собственный поэтический эпос. В украинской литературе его очень мало. Поэтому я и решил немного восполнить этот пробел. На самом деле исторические произведения - вещь очень сложная, потому что требует не только писательского таланта, но и глубоких знаний истории,
быта и традиций того времени, о котором пишешь. Например, когда я писал сцену охоты в романе «Ніч у Вишгороді», то задался вопросом: а с какими собаками Ярослав ходил на охоту? Одна деталь, а без нее теряется весь реализм. Гонялся я за ней по всему Киеву (смеется. — Авт.). Сколько литературы перелопатил! Но в конце концов нашел в архивах Министерства лесной охраны древний том, а в нем нужную информацию. И так каждый исторический роман - это 2-3 года как удовольствие. когда заканчиваешь произведение и понимаешь, что сделал все возможное, чтобы оно было и хорошо написано, и интересно, и реалистично!
Кто не читал произведений Леонида Горлача, обязательно восполните этот пробел! Ведь они действительно очень интересные, милозвучные, душевные, словом, талантливые, как и все его творчество!
— Поскольку я человек, как говорится, нетрибунный, то и произведения люблю такие, которые можно читать в одиночестве, чтобы в них была внутренняя музыка, — говорит он. — И всегда стараюсь, чтобы эту музыку услышали и читатели.
Уважаемый Леонид Никифорович! Мы искренне поздравляем Вас с юбилеем и желаем, чтобы вдохновение не покидало Вас ни на минуту, а эта внутренняя музыка никогда не умолкала не только в Ваших произведениях, но и в душе!
* * *
Ну, що ж, така пора настала.
І я не той, і ти — не та.
Хтось на Івана на Купала,
як ми, столочуе жита.
Комусь горять уста росою,
в литаври б’ють перепели.
А нам з тривкого травостою
гіркі тумани напливли.
Але й крізь них горить багаття
і на воді цвітуть вінки,
і жовте лопотить латаття
над плином чистої ріки.
Були жита — лишились стерні.
Цвіли вогні — схолонув жар.
Та з літ пролітних, як із терній,
пливуть вінки з ріки до хмар.
І твій там сонячно палає,
і мчить за ним гніде лоша,
і стебла житні виминає
непроминаюча душа.
Екатерина Дроздова, «Гарт» № 15 (3027) от 8 апреля 2021
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.