Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » «Выращивает» генеалогические деревья

«Выращивает» генеалогические деревья

В свое время известный украинский поэт Максим Рыльский сказал: «Кто не помнит свое прошлое, тот не достоин своего будущего». Эта фраза стала крылатой. Ее вспоминают, когда говорят об истории Украины в целом, об истории какой-то отдельной области, района или населенного пункта, и даже об истории рода. А последнее, между прочим, украинцы начали массово исследовать не так давно. И неудивительно. Советская власть сделала все, чтобы мы забыли прошлое и отказались s от своих предков. Каждый сознательный советский человек должен был придерживаться известного принципа: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз». Немало украинцев боялись признавать свое происхождение, и даже специально меняли фамилии, чтобы остаться живыми или сделать карьеру. К счастью, времена изменились. И сейчас тот, кто хорошо знает свою родословную, может этим лишь гордиться, как, например, 52-летний черниговец Александр Индило. За восемь лет. Он исследовал свою родословную до 11(!) колена. Более того, Александр так увлекся этим делом, что сейчас помогает составлять генеалогические деревья и другим.



* * *

— Пришло это с возрастом, — делится он. — Как-то знакомый рассказал историю одного кавказца, который очень гордился тем, кто он, потому что знал свой род до шестого колена. Меня это зацепило - а почему не знаю я? После того задумался: кто я, кто мои предки, почему я живу именно здесь, почему у меня такая фамилия. Лет в 40 я начал изучать свою родословную. Впервые пошел в архив и... заболел этим. Невозможно передать, что чувствуешь, когда касаешься документов, которым сто и больше лет. Возможно, сработало то, что я по образованию историк, а может, дело совсем в другом. Для себя сделал вывод: если твой предок (даже очень далекий) был причастен к какому-то историческому событию, ты уже не можешь воспринимать его просто как рассказ из учебника или энциклопедии — оно становится близким, более понятным, радостным или болезненным. А лишь ют, кто изучает и адекватно оценивает прошлое, может проанализировать нынешнее и изменить его ради будущего.

Александр показывает свое генеалогическое древо на экране монитора. Двигая мышкой то вправо, то влево, понимаю, что оно просто огромное! Если его распечатать, займет, наверное, целую стену в квартире.

— Свою родословную я исследовал документально до 1718 года. Старался найти всех родственников, каких только можно, — и двоюродных, и троюродных, поэтому оно и вышло такое разветвленное, — объясняет. — Вообще есть несколько информационных источников, которые можно использовать во время поисков. Сначала нужно обойти родственников и расспросить, что они знают о своих предках. Однако следует учитывать, что не все, что они расскажут, — факт. Подтверждалось эю уже не раз. Поэтому я всегда говорю: «Это ваша семейная легенда, которую еще нужно проверить». Когда вся возможная информация собрана, ищем архивные документы. Первый источник - метрические книги. У нас они велись с 1721 по 1919 год. Метрические книги состояли из трех частей. В первой фиксировались все рождения, во второй - бракосочетания, в третьей — смерти. Следует сказать, что эю была очень строгая отчетность. Неправильную запись батюшка не мог исправить сам — подавал заявление в консисторию, она выносила предписание, на церковь приходило специальное письмо, которое и вклеивали в метрическую книгу. Регистрировали рождение в церквях приходов, в которых родился ребенок. А вот записи о бракосочетании были всегда в метрических книгах церкви, в которую ходила девушка, даже если молодые собирались хотть на территории другого прихода. При регистрации рождения в документах отмечались «восприемники», во время регистрации бракосочетаний - «поручители». На эти роли брали в основном родственников, поэтому стоит обращать внимание и на их имена. Второй источник - эю казацкие и крестьянские реестры. Там писался даже состав семьи, правда, приблизительно, поэтому они уже не настолько доказательны. Трети источит — исповедные ведомости. Вел их также батюшка. Раз в году все село должно было прийти на эту своеобразную перепись населения. В ведомостях записывался состав семьи и возраст всех ее членов. Но опять-таки приблизительно. Также батюшка должен был отметить, кто не исповедовался и по какой причине. Можно поискал информацию о родственниках и в судебных делах. Ну и, конечно, все найденное нужно анализировал, учитывая исторические события того периода в стране. Тогда все становится на свои места. Например, ш 1735 году началась русско-турецкая война. В документах я обнаружил, что в 1732 году мой пра-прапрапрапрадед еще был жив и достаточно зажиточен. А уже в 1736-м его жена числилась вдовой и... беднячкой. Начал искал связь. Оказалось, все казаки села относились к Нежинскому полку, который принимал участие в этой войне. Или взял более поздние времена - в 1811-1825 годах очень много людей из нашего региона переехало в Краснодарский край России. Я поискал среди них и нашел свою ветвь. Далекие, но родственники. Жаль только, что это уже не украинцы, а россияне, которые просто имеют украинские корни. Еще я заметил интересную вещь: история имеет совпадения, как говорится, идет по кругу. Когда поднял в архиве документы бракосочетания моей бабушки с дедом, то увидел, что дата их свадьбы совпадает с датой моей. Просто мистика какая-то.

Вслед за Александром изучать свою родословную стала и его жена Татьяна.



— Вот только удалось исследовать ее только до шестого колена. Там среди предков не только украинцы, но и армяне, молдаване, румыны, поэтому из-за недостатка информации пришлось остановиться. У меня все проще, потому что основной поиск был в пределах села боло-вица Борзнянского района — оттуда почти вся моя семья. Если же искать нужно в разных областях, а то и странах, то дело усложняется.

* * *

Александр признается: заниматься профессионально созданием родословных он не собирался.

— Это вышло как-то само по себе. Когда искал информацию о своих предках, часто рассказывал об этом знакомым. Тогда меня просто распирало от восторга! — смеется. — А потом знакомые начали интересоваться: «А может, и мне посмотришь?» Так и началось. Я просто получаю удовольствие от того, что делаю. И не важно - ищу себе или другим. Да и не один я такой, есть целые сайты, где общаются такие поисковики из разных стран. Обращаемся друг к другу за помощ ью. До 2014 год а я много помогал россиянам, однако с началом войны их интерес упал процентов на 70. Сейчас желающих найти корни в Украине еще меньше. Да и составляют родословные с разной целью. Кто-то просто хочет знать, кто он есть, кто-то ищет повод, чтобы установить другое гражданство (например, польское или румынское), а кто-то хочет найти дворянские корни, чтобы кичиться своим происхождением. Бывает, что отказываются от предков, если находится что-то «не то». Например, у одного мужчины предок оказался евреем, так он заявил, что это ошибка, хоть у него даже фамилия заканчивалась на «вич» - здесь или белорус, или еврей. Или же была заказчица, которая отказалась от родственника, потому что я нашел на него уголовное дело за 1920 год. Она хотела обнаружить у рода дворянские корни, а тут такое. Для меня это странно. Каким бы ни был твой предок, это твой предок. И какая-то его частица живет в твоей душе, хочешь ты того или нет. Дальше - дело среды и твоего самосознания.

Однако исследование родословных — не основная деятельность Александра Индило. И не единственное его хобби. Те, кто интересуются спортом, наверное, уже давно догадались, кто этот мужчина. Чемпион Украины по дзюдо и самбо, мастер спорта международного класса среди ветеранов, призер многочисленных международных соревнований — регалий у Александра немало, хоть он ими и не кичится.

— Так случилось, что в свое время пришлось оставить спорт. Вернулся к активным тренировкам я только в 2017-м. Сейчас есть предложение заняться тренерской деятельностью. Попробую. А пока тренируюсь сам и помогаю тренерам Центра специальной подготовки «Вовкулака», где всех желающих готовят к жизни в условиях войны. Если честно, до 2014 года я был пацифистом. То, что россияне нам не друзья, я понимал, но не думал, что они будут воевать. Больше склонялся к тому, что они попробуют купить украинцев, ведь в истории такое уже было. А вышло видите как... Изучив свою родословную, переосмыслив историю, я понимаю, что терять своей самоидентификации украинцам больше нельзя. Это может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому мы с единомышленниками из «Вовкулаки» пытаемся делать все, чтобы взрослые научились защищать свою землю, а дети выросли настоящими патриотами. За ними будущее, и, надеюсь, оно будет лучше, чем настоящее.

Но это уже повод для совсем другой публикации...

Екатерина Дроздова, «Гарт» №34 (2994) от 20 августа 2020

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Индило, генеалогические_деревья, Дроздова, Гарт

Добавить в: