Ученики школы №17 стали заложниками системы
Система образования в Чернигове требует реальной оптимизации, а не банального закрытия школ и дошкольных заведений. Если честно ответить на вопрос, почему в одну школу (садик) стоит очередь, а в другой – постоянный недобор, то можно будет понять, что нужно исправить, чтобы наполняемость классов и групп по городу была равномерной.
Похоже, что управление образования не хочет заниматься вопросами реальной оптимизации системы образования. Наверное, лучше и выгоднее создавать «элитные» школы и садики, в которые родители будут стремиться отдать своих детей, как говорится, любой ценой. И, конечно, при этом можно всегда говорить о том, что тот или иной район – малонаселен, поэтому там, в школе и нет детей.
Но если посмотреть, например, на лицей №15, в котором 44 учебных класса и 1324 ученика, приезжающих со всего Чернигова, то становится понятно, что наполняемость этого учебного заведения совершенно не зависит от количества детей, проживающих в районе улицы 50 лет ВЛКСМ! И наполняемость школы №36 І-й ступени, которая находится на улице Одинцова – не зависит от количества детей в микрорайоне: и там дети – со всего Чернигова!
Всем школам нужны гении
История выпускного класса школы №17 повторяется. Два года назад мы писали о том, что выпускников 9-го класса этой школы не хотели принимать в 10-й класс из-за, якобы недостаточного количества учеников в классе. Тем не менее, класс открыли, и в этом году школа выдала аттестаты о среднем образовании 19 выпускникам.
Проблема школы №17 в том, что по решению управления образования Черниговского горсовета десять лет назад нынешний выпускной 9-й класс набрали, как «класс коррекции». В единственном 1-м классе изначально было всего 16 детей! Думало ли управление образования тогда о будущем этих детей и всей 17-й школы?
Как заявляет начальник управления образования Владимир Куприяненко, «класс коррекции» существует только до 4 класса, а после – это обычный класс. Но если бы «класс коррекции» набирали не в малокомплектной школе, а в школе, где есть 2-3 первых класса, то после 4 класса учеников можно было бы перераспределить, и все классы выровнять по уровню подготовки. И сейчас проблемы бы не было! Но, в Чернигове по несколько первых классов только в так называемых «элитных» школах. А именно в этих школах проходит специальный отбор первоклассников, и дети, требующие коррекции знаний, здесь просто никому не нужны!
Из-за позиции управления образования сегодня у детей отказываются принимать документы в 10 класс, аргументируя тем, что, дескать, их мало, хотя заявлений уже шестнадцать. Добрать 4 ученика – не такая уж большая проблема, поскольку в выпускном 9 классе этой школы было 25 человек. Да и со стороны кого-то можно было бы принять. Но видимо в планы управления образования дальнейшее развитие школы №17 не входит. Получается, что «класс коррекции», завершив девятилетнее обучение, должен быть расформирован?
Школа будет І-ІІ ступени?
Директор школы №17 Виктория Коломийцева не скрывает, что уровень подготовки учеников 9 класса ее школы, мягко говоря, средний. А если учесть, что часть детей из этого класса – со слабым здоровьем, напрашивается вывод: в других школах этим ученикам прижиться будет не так уж и просто. Поэтому и беспокойство родителей о будущем своих чад – вполне оправдано.
Несмотря на это, управление образования настойчиво подталкивает директора школы Викторию Коломийцеву к отказу в приеме документов в 10 класс на 2015-2016 учебный год. В планах управления – сделать школу с девятилетним обучением, то есть І-ІІ ступени.
Можно утверждать, что в следующем году проблемы с 10 классом не будет – в учебном периоде 2015-2016 годов в школе №17 уже нет 9 класса. Поэтому рациональнее было бы доучить детей, и начать реорганизацию школы со следующего года (если позиция управления образования не изменится). Но ссылаясь на дефицит бюджета, управление образования почему-то слишком торопится…
Скажем так, нормативами министерства не предусмотрено, сколько детей должно быть в классе. В различных документах говорится о том, что класс можно открывать уже при 10 учениках. О каком-то конкретном количестве учеников, необходимом для открытия класса не могут сказать ни директор школы Виктория Коломийцева, ни начальник управления образования Владимир Куприяненко.
И хотя, начальник управления и говорит о 25 и боле учениках для открытия класса в городской школе, но запрошенные нами в управлении образования данные подтверждают, что в Чернигове немало классов с наполняемостью в 22-23 человека, особенно в так называемых малокомплектных школах. Кроме того, следует добавить, что перерасход средств из-за отсутствия 3-4 учеников будет гораздо меньше, чем от содержания полупустой школы.
В то же время глава Комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич отмечает, что очень важно, чтобы за всеми разговорами об ограничениях для страны не была потеряна перспектива развития. И если в законе, например, изменить минимальную наполняемость учеников в классе, как предлагает Министерство финансов, чтобы верхняя норма – 30 человек относилась как минимальная, – это разрушение системы.
Школу готовят к закрытию?
Как заявляют учителя школы №17, не особо в школе стремятся набирать и первые классы. По словам педагогов, на начало этого года желающих подать заявления в первый класс было около 40 человек. То есть в школе могло быть сформировано два первых класса. Но расширение школы в планах управления образования, видимо, не стоит. Поэтому сегодня на первый класс в школе №17 претендует всего 31 человек.
Владимир Куприяненко убеждает, что школу №17 закрывать никто не планирует. Но и он, и директор школы говорят о том, что это должна быть школа I-II ступени, то есть с обучением до 9 класса. Сразу же возникает вопрос о будущем такой школы, поскольку практически все родители, отдавая малышей в 1 класс, видят их выпускниками 11 класса. Вряд ли будет много желающих отдать детей в 1 класс неперспективной школы.
Владимир Куприяненко вспоминает, что в его время было много восьмилеток. И сам он начинал в восьмилетке (школа №8, которую успешно закрыли). Но сегодня девятилетнего образования явно недостаточно. Тогда было другое время, и отсутствие среднего образования было нормой. Сегодня ситуация несколько иная – родители хотят дать детям среднее образование и в то же время стараются, чтобы их чада подольше побыли детьми: не каждый отдаст своего ребенка в ПТУ.
Поэтому родителей можно понять – они борются за открытие 10 класса. Но далеко не все из них уверены, что вопрос будет решен положительно. По их мнению, проблема школы не в отсутствии детей, а в большой, свободной от застройки территории и наличии пустующего корпуса – бывшего детского сада.
Родители считают, что корнем всех их проблем является желание управления образования сдавать помещения в аренду, и при сокращении количества классов в школе – отдать под застройку еще и пришкольную территорию.
Детские сады в этом районе не нужны?
Мы задали начальнику управления образования Владимиру Куприяненко вопрос и о судьбе детского сада, арендуемого украинско-российским институтом у школы №17. И опять неожиданный ответ: в этом районе проблем с местами в ДНЗ не существует! Но подождите, ведь постоянно говорилось о том, что у Центра занятости, который расположен неподалеку, необходимо забрать помещение, которое было детским садом из-за дефицита свободных в садах мест. А тут – пустое здание и никому не нужно!
Изучив информацию по ближайшим ДНЗ, мы видим, что они – переполнены! И, при этом, количество детей в Чернигове постоянно растет! Так, например, в ДНЗ №24 при норме в 115 детей по факту – 120 малышей. В ДНЗ №37 при норме 226 по факту – 261 ребенок! Да и вообще, по отзывам черниговцев, в центральной части города с детсадами – большая проблема. Так не стоит ли городскому совету подумать о капитальном ремонте пустующего детского сада и его открытии?
Небольшие школы нужно специализировать
Мы уверены, что подбор высокопрофессиональных педагогов и улучшение материально-технической базы малокомплектных школ города с определением их «узкого профиля», может коренным образом изменить ситуацию в сфере образования Чернигова. Ведь в том числе и неравномерная финансовая поддержка школ Черниговским горсоветом привела к ситуации, которую мы имеем на сегодняшний день.
Что же касается школы №17, то в частности, открытие современного детского сада на территории этой школы и техническое переоснащение учебного заведения с конкурсным отбором преподавательского состава, помогло бы изменить ситуацию с наполняемостью и поднять престиж обучения в этой школе.
Мнения
Елена Маркова, мама ученицы школы №17:
– В нашей школе хотят закрыть 10 класс. Сначала нам говорили, что необходимо 20 человек. Потом – 25 учеников. Теперь начальник управления образования уже утверждает, что для открытия 10 класса нужно 27 детей. Нам предлагают отдать детей в школу №4. Но у них из 9 класса выпускается 19 человек, а у нас – 25! Все почему-то заинтересованы в открытии 10 класса в школе №4. Нас «обрабатывает» 4-я школа. Мне звонили и приглашали в эту школу. Откуда посторонние люди узнали мой домашний адрес, номер телефона? Но дело даже не в этом. Я спросила, а как быть с тем, что при закрытии класса в 17-й школе, в 10 классе школы №4 будет под 40 человек. Мне сказали: детей постепенно просто «отсеют»! Вы это представляете?..
Татьяна Думчева, мама ученицы школы №17:
– Как только у нас появился «московский университет» и стал арендовать здесь помещения, у нас сразу же перестали набираться классы. Я думаю, что там вообще будет интересная история, если поглубже копнуть. Территория школы – очень большая. И тут даже не о детях речь. Вопрос стоит о земле и отдельно стоящем помещении. Конечно, сильных детей любая школа заберет. А куда деваться тем, кто послабее?
Алла Самойленко, председатель родительского комитета 9 класса:
– Вместо того чтобы укомплектовать 10 класс, директор школы раздает наши адреса и детей по разным школам. Это разве нормально? Мы хотим, чтобы наши дети были выпускниками 11 класса школы №17, поэтому стучим во все двери. Поддержки у начальника управления образования Владимира Куприяненко мы не нашли, обратились к министру образования Украины.
Илья Воедило, ученик 9 класса школы №17:
– Я учусь в этой школе с первого класса. Сначала мы жили рядом со школой, но потом переехали в район «Вены». Каждый день я езжу в школу на занятия. К этой школе я привык и покидать ее не хочется. Привыкать к новой школе будет не просто. Папа тоже говорит, что новый коллектив – это не лучший вариант. И от таких перемен ничего хорошего не будет.
Елена Лобашова, классный руководитель
– Еще зимой дети писали анкетирование о том, кто пойдет в 10 класс. У нас было 23 заявления от 25 учащихся. Два человека стабильно собирались уходить: один – в «летный» лицей, а другой – в «радиозаводской» техникум. Изначально это был класс коррекции. В классе учатся дети-инвалиды. По успеваемости слабеньких всего – человека четыре. Маркова Даша – это наша будущая звезда. У нее 11-12 баллов по всем предметам. Самойленко – такая же. Человек 6-8 – очень сильные детки. Тем не менее, дети не простые. И в новой школе у них могут быть определенные проблемы. Здесь они – одна семья и никто никого не обижает. Как будет в другой школе – не знает ни кто…
Евгений Дубина, ученик 9 класса школы №17:
– Я очень надеюсь, что в 10-й класс пойду в родную школу №17. У нас практически весь класс хочет остаться в этой школе. Мне предлагали перейти в школу №4. Но мне туда дальше будет добираться, да и к этой школе я уже сильно привык…
Елена Сторожева, педагог начальных классов:
– Когда в 1985 году я пришла работать в школу, здесь было по два начальных класса. А потом количество детей увеличивалось и начальных классов стало 14. Мы в две смены тут учились! Сегодня возможность открыть второй 1-й класс дает только «гороно». Все зависит от того, дадут они нам штатную единицу или нет. Зимой было очень много детей. Но мы же отказывали, мы не принимали документы...
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.