Транспортные проблемы Чернигова решать некому
Проблема транспортного обеспечения пассажироперевозок в Чернигове в апреле-мае нынешнего года вошла в тройку ключевых проблем города. Но, к сожалению, стоимость проезда в городском транспорте, далеко не главная проблема для Чернигова. Возможно, более проблемным вопросом станет предстоящая отмена льгот на пассажирские перевозки, которую анонсировало правительство. Правда, кому отменят льготы, до сих пор точно не ясно. Но если все пойдет по сценарию, который просматривается уже сейчас, то о существующей ситуации на транспорте мы будем вспоминать, как о периоде благоденствия.
Кто останется без льгот
Согласно Закону «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины», с 1-го июня 17 категорий льготников будут лишены права на безоплатный проезд в общественном транспорте. Пока речь идет о том, что пенсионеры по возрасту, как и прежде, смогут ездить безоплатно в городском электротранспорте и маршрутных автобусах (хотя у нас из маршруток их давно выбрасывают). Но, как считают специалисты, решение об отмене безоплатного проезда для пенсионеров может быть принято уже в ближайшее время.
Олег Русин, директор департамента социальной защиты Черниговской ОГА, депутат Черниговского городского совета:
– Законом 76-VIII внесены изменения в некоторые законодательные акты в части предоставления льгот. В частности, исключено из закона право отдельных категорий граждан на льготный проезд. Изменения вступают в силу с 1-го июня 2015 года. Безоплатный проезд сохраняется инвалидам войны, участникам боевых действий, инвалидам 1 и 2 группы, детям-инвалидам, а также лицам, которые их сопровождают и которые сопровождают инвалидов 1 группы. Кроме этого льготы остаются для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы – ликвидаторам 1 и 2 категорий. Остаются льготы и для ветеранов военной службы и органов внутренних дел. Также законодательно, за счет местных бюджетов, можно предоставлять право безоплатного проезда детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки и детям из малообеспеченных семей. Изменения, касающиеся отмены безоплатного проезда пенсионеров, в Закон 76-VIII не попали. Но Верховная Рада рассматривает этот вопрос, и, скорее всего пенсионеры будут лишены права на безоплатный проезд в общественном транспорте.
Добавим, что льгот на безоплатный проезд с 1-го июня лишают семьи погибших участников АТО. В апреле этого года на сессии горсовета было принято обращение к правительству с просьбой пересмотреть эту норму закона.
В Чернигове программ для льготников не разрабатывают
Как сообщил Олег Русин, законодательно предоставлено право за счет местных бюджетов предоставлять безоплатный проезд отдельным категориям граждан. Но как городской бюджет может помочь гражданам, утратившим льготы, депутат уточнить не смог – такой программы просто не существует. О вероятности оплаты льготных перевозок за счет местного бюджета мы попросили рассказать и.о. начальника управления транспорта и связи Черниговского горсовета Александру Бельскому.
– Закон есть, но как его исполнять, честно говоря, никто не знает. У нас даже решение по дачным перевозкам прописано только до 28 мая. Госбюджет принимался на год и в нем предусмотрена компенсация льготного проезда на год. Пока эту субвенцию никто не снимал и денег не забирал. Льготный проезд для пенсионеров вроде бы сохраняется, но мы ждем разъяснений, – считает Александр Бельский.
В ходе обсуждения вопроса отмены льгот мы затронули серьезную проблему – отмену субвенций для Черниговского троллейбусного управления. В связи с сокращением льгот, субвенция КП «ЧТУ» однозначно будет урезана. А в случае отмены льгот пенсионерам предприятие может вообще потерять дотации из бюджета, которые сегодня составляют 20 млн. грн., что фактически – ½ всех доходов предприятия. При таком раскладе троллейбусное управление не выживет. Мало того, еще и очередное подорожание электроэнергии может уничтожить КП «ЧТУ». Несмотря на это, по словам Александра Бельского, директор предприятия Олег Коржов не вносит каких-либо конкретных предложений, а «просто разводит руками»…
Нагрузки на автотранспорт в Чернигове и без того запредельные: автобусы разваливаются на дорогах. Прекращение перевозок электротранспортом грозит коллапсом всей транспортной системе Чернигова. И это время управление транспорта остается без руководителя! Что же касается Александра Бельского, то, по его словам, он не готов взваливать на себя тяжкое бремя руководства – от предложенной должности начальника управления отказался.
И хотя сейчас в горсовете подыскивают кандидата на руководящую должность, но найти пока не могут. Причин две: должность слишком хлопотная, а зарплата – слишком мизерная. Александр Бельский заявляет, что его зарплата сегодня – меньше 2000 грн., поскольку он не имеет надбавок за выслугу лет. Найти человека, который за 2000 грн./мес. будет отвечать за транспортные перевозки в Чернигове, и при этом будет блюсти интересы громады – практически нереально!
На содержание КП «ЧТУ» деньги есть
На вопрос финансовой поддержки КП «Черниговское троллейбусное управление» заместитель городского головы – начальник финансового управления Черниговского горсовета Виктор Быстров смотрит с оптимизмом и проблем, в принципе, не видит. По его мнению, льготники «за бортом» не останутся.
– У нас есть коммунальное предприятие «Черниговское троллейбусное управление». Ему предусмотрены субвенции на год. Кроме того, городской совет ежегодно платит предприятию за льготы, которые дает отдельным категориям граждан. Если субвенции будут приходить в том же объеме, в котором было предусмотрено, то какая нам разница, кому отменили льготы? Если размеры субвенции уменьшат, будем думать, что нужно делать. Возможно, будем давать дотацию из городского бюджета. По состоянию на сегодня городской бюджет такую дотацию «потянуть» может. А что будет завтра – неизвестно, – заявил заместитель городского головы – начальник финансового управления Черниговского горсовета Виктор Быстров.
По мнению главного финансиста города, существующая налоговая система дает нормальные поступления в бюджеты областных центров, в т.ч. за счет акциза на алкоголь и табак. И если порядок налогообложения не изменится, город, как считает Виктор Быстров, самостоятельно сможет выплачивать дотации на электротранспорт, а, следовательно, хотя бы в троллейбусах пенсионеры еще смогут иметь определенные льготы. Но из-за отсутствия программы, сказать, будет ли это частичная или полная компенсация стоимости проезда – пока сложно.
– Я не верю в отмену льгот на государственном уровне, – заявляет Виктор Быстров. – Основная масса льгот, которые касаются перевозок в общественном транспорте, идет в областных центрах. Кто-то на уровне государства хочет приложить проблему выплаты льгот на местное самоуправление областных центров. Мы неоднократно выделяли взносы в уставной капитал КП «ЧТУ» для погашения кредитов. Будем делать это и сейчас. Но, с другой стороны, чтобы лишить город субвенций, нужно внести изменения в госбюджет. Как они смогут это сделать, если голосов в Верховной Раде на «карательные меры» становится все меньше и меньше?..
Кто будет руководить транспортной системой Чернигова?
Управление транспорта и связи не может оставаться без руководителя. Как идут поиски нового начальника и объявлен ли конкурс на эту должность мы уточнили у заместителя городского головы Станислава Вихрова, который занимается кадровыми вопросами в горсовете.
– На эту должность никто не хочет идти работать. Первая причина – конфликтные ситуации, которые постоянно возникают. И вторая – низкая заработная плата начальника управления, – заявил Станислав Вихров. – Мы подбираем людей. Мы их ищем. Мы дали объявление. Мы можем объявить конкурс, и, я думаю, 20-40 человек на этот конкурс придет. Желающих будет валом. Но есть еще вопрос профессионализма этих людей! Сегодня профессионалов в сфере автомобильного транспорта нам очень сложно найти. Есть вузы, которые выпускают теоретиков. А нам нужны практики...
Станислав Вихров утверждает, что искал кандидата на должность в среде перевозчиков, обращался в облгосадминистрацию, занимался поиском через центр занятости. «Но сегодня никто не изъявил желания даже принять участия в конкурсе. Несмотря на это, в ближайшее время мы конкурс все равно объявим», – резюмировал Станислав Вихров.
Все понимают, какие коррупционные риски есть на должности начальника управления транспорта и связи горсовета. Найти высококлассного специалиста, да еще с опытом работы на оклад в 2000 грн. вряд ли получится. Конечно, специалист на должность найдется, только, скорее всего, основной доход у него будет не из городского бюджета. А раз так, то и работать новый начальник будет не на громаду Чернигова, а на своих «спонсоров».
– Для того чтобы изменить ситуацию с оплатой труда, должно быть постановление Кабмина, которым будут изменены должностные оклады, чтобы не было, как сейчас: у начальника отдела, главного специалиста и уборщицы зарплата на одном уровне! Конечно, люди не хотят идти на руководящие должности. Проще быть главным специалистом, чем заместителем начальника или начальником отдела – зарплата та же, а проблем – меньше, – считает Станислав Вихров.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.