Черниговский горсовет не заинтересован в энергосбережении
Предположение о том, что Черниговский городской совет не заинтересован во внедрении программ энергосбережения в жилищном секторе Чернигова получило очередное подтверждение в ходе регионального семинара «Спроможність міст керувати місцевою енергетикою – основа енергетичної незалежності», который проходил 11 марта 2015 года в Черниговской ОГА.
Выступая на пресс-конференции, которая состоялась перед началом семинара, руководитель проекта «Соглашение Мэров – Восток» Святослав Павлюк заявил, что подписантами «Соглашения Мэров» в Черниговской области стали два города: Чернигов и Мена. В то же время членство Чернигова в «Соглашении Мэров» было приостановлено на неопределенный срок. Причина поражает: членство приостановлено из-за того, что в городе в течение двух лет не смогли составить «План действий устойчивого энергетического развития Чернигова».
По словам Святослава Павлюка, «Соглашение Мэров» – ведущая инициатива, основанная Европейским Союзом, которая охватывает местные и региональные органы власти, принимающие на себя добровольные обязательства повышать энергоэффективность и наращивать использование возобновляемых источников энергии на своих территориях. Следуя этим обязательствам подписанты Соглашения стремятся сократить свои выбросы СО2 более чем на 20% к 2020 году, способствуя, таким образом, развитие экологически ориентированной экономики и повышению качества жизни.
По мнению участников пресс-конференции, в нынешней ситуации местное самоуправление городов Украины, как никто другой должно быть заинтересовано в реализации программ энергосбережения. И именно от местной власти зависит способность организовать нормальное, бесперебойное энергообеспечение, которое позволит создать комфортную жизнь в населенных пунктах страны.
Как правило, мэры большинства городов Украины утверждают, что в местных бюджетах нет денег на проекты, повышающие энергоэффективность городов. В то же время в ходе пресс-конференции отмечалось, что в мире достаточно средств, которые могут быть направлены на решение вышеназванных проблем вопросы повышения энергоэффективности, но для этого необходимо, чтобы руководство этих городов имело четкий план энергетического развития территорий, и выполняло определенные условия Соглашения. Так, например, города-участники в рамках «Соглашения Мэров» обязаны сократить энергопотребление до 20%, уменьшить до 20% выбросы CO2 и увеличить долю возобновляемых источников энергии до 20%.
– Соглашение мэров не является грантовым механизмом, не раздает деньги, а помогает городам создать эффективную, действующую структуру управления собственной энергетикой. В рамках этой работы мы помогаем написать план и финансовые заявки к международным финансовым структурам. Это открывает двери к участию во многих финансовых программах, грантовых конкурсах, – заявил руководитель проекта Святослав Павлюк.
В отличие от Чернигова, другой город-подписант Соглашения – Мена, по словам Святослава Павлюка, достаточно успешно разработала план действий энергетического развития. В этом году Мена приняла участие в конкурсе проектов и уже получила грант от Европейской Комиссии в сумме 0,5 миллиона евро.
Также руководитель проекта заострил внимание на том, что в настоящее время в Черниговском горсовете нет эффективного менеджера, который занимался бы проектами энергосбережения в городе. Святослав Павлюк не скрывал, что услуги такого менеджера стоят в десятки раз больше, чем способны платить городские советы. Насколько нам известно, в Черниговском горсовете еще несколько лет назад был начальник отдела энергосбережения, подающий надежды. Но и он был вынужден уйти из-за мизерной заработной платы. Хотя в горсовете есть много должностей и с высоким уровнем зарплат. А вот эффективность людей, занимающих эти должности, остается под вопросом.
В качестве примера Святослав Павлюк привел другие населенные пункты Украины, в которых, чтобы платить нормальную заработную плату ведущему специалисту в вопроасх энергосбережения, уволили заместителя городского головы и на его должность назначили этого специалиста. В результате таких трансформаций, инвестиции в этом городе соразмерны с городским бюджетом, что, в свою очередь позволяет получать реальную экономию в энергетике.
В ходе пресс-конференции практическим опытом участия в Соглашении Мэров» поделился заместитель городского головы города Миргород, Полтавской области Максим Верещак. По его словам, первое, что сделал городской совет совместно с жильцами многоквартирных домов Миргорода – обеспечил учет тепловой энергии, потребляемой многокапртирными домами города. В настоящий момент в Миргороде счетчиками тепла оборудовано не менее 75% многоквартирных домов города. В прошлом году в городе стартовал проект совместного финансирования установки приборов учета тепла в домах города. При этом город оплачивает большую часть стоимости прибора учета.
На схеме, представленной участникам семинара, показано, где и сколько теряется тепловой энергии. При этом если здание не оборудовано прибором учета, жильцы оплачивают потери тепла как при его производстве, так и при транспортировке.
В презентации на конкретных примерах было доказано, что возможность регулирования подачи тепла в многоквартирных домах позволяет его экономить. При помощи тепловизора были сделаны снимки двух рядом стоящих домов, в одном из которых был прибор учета и система регулирования подачи тепла, а в другом – нет. Ярко-желтые точки на первом снимке – это открытые окна в квартирах жильцов дома. Во втором доме потребности открывать окна для снижения температуры воздуха в квартирах – нет.
В Миргороде на практике доказали, что установка прибора учета тепла позволяет не только экономить деньги жильцов, но и установить причины потерь тепла в многоквартирном доме.
– При совместном финансировании населением и городским советом проекта по приборам учета, городской голова поставил задачу: население не должно платить за прибор учета более 200 грн. с квартиры. Конечно, прибор учета нельзя считать средством экономии, но практический опыт такой: жильцы, которые установили приборы учета, за один отопительный сезон сэкономили в деньгах 10%, – поделился опытом Максим Верещак.
Что же касается Чернигова, то беремся предположить, что теплогенерирующие компании города напрямую заинтересованы в том, чтобы объемы потребления тепловой энергии нигде не учитывались. Даже в условиях сверх теплой зимы 2014-2015 годов население Чернигова продолжает платить по нормативам, рассчитанным на «лютые морозы», в результате чего предприятия получают сверхприбыли. При этом ни в управлении ЖКХ, ни в городском совете даже не говорят о программе энергоэффективности многоквартирных домов города.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.