Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » «Долно жить не мечтал, а 103-й год начал!»

«Долно жить не мечтал, а 103-й год начал!»

«Долно жить не мечтал, а 103-й год начал!» — говорит Александр Байдак из Неданчичей Репкинского района. Он родился 7 марта 1918 года. Шутит: «Я собирался умирать и в 100 лет, ив 101. А уже 102-й встретил — и еще живу».



Более того — Александр Иванович еще живо, хоть и с палочкой, топает. До недавнего времени даже помогал своей второй половине по хозяйству.

Сегодня, незадолго до Дня Победы, на Александре Ивановиче его праздничный пиджак — с многочисленными наградами. Долгожитель не только самый старый по возрасту и уже единственный ветеране Неданчичах, но и старейший ветеран Второй мировой во всей Черниговской области!

ДВЕ ЕГО МАРИИ

— Надеваю этот пиджак редко. В основном хожу в рабочей одежде, ведь мне работать надо. А награды пусть висят. Пойдемте присядем, — приглашает Александр Иванович в дом. За ним не угнаться! Только и слышно, как стучит по полу его палочка.

— И это он еще немного занемог, ноги болят, — говорит 83-летняя Мария Михайловна. — А совсем недавно мы с ним и дрова вдвоем рубили: он топором, а я молотом жарю!

Они вместе около 10 лет. Как говорится — встретились два одиночества. Первую жену Александра Ивановича тоже звали Марией — Марией Мироновной. С ней он прожил более 60 лет. Ее смерть была для него ударом.

— А я осталась одна в 54 года. Иванович ходил ко мне за молоком. Что-то помогал. Со временем перешел ко мне. Расписались. Теперь уже до смерти вместе...

На двоих у них довольно большая семья. У Александра Ивановича сын Николай и дочь Валентина, внуки Андрей и Виталий и внучка Людмила, правнучка Маргарита. У Марии Михайловны 3 сына: Николай, Юрий и Владимир, 8 внуков и 4 правнука.

ДВЕ ЕГО ВОЙНЫ

Кроме ног, Александра Ивановича иногда подводит еще и слух. А вот память отличная! Особенно точно помнит все даты и места, где довелось повоевать.

— 21 сентября 1938 года я был призван в армию. В Чернигов поехал с котомочкой. Там побыли только до вечера. Потом нас повезли в Белую Церковь, где со всей Украины формировали вагоны. Спустя почти месяц дороги мы оказались в Ачинске Красноярского края, где нас обучали воинской службе. Я стал связистом.

Там мы приняли присягу. Оттуда нас повезли на финский фронт.

После советско-финской войны Александр Иванович попал в жернова Второй мировой.

— Между СССР и Финляндией был заключен мирный договор. Наша часть еще находилась на отвоёванном полуострове Ханко. Когда немец стал подходить к Москве, нас перебросили под Ленинград. Я прошел его блокаду, голод. Солдату давали всего 200-300 граммов хлеба. Пока дело до юшки, тот кусочек съешь, а юшку выпьешь уже без ничего... Хочу сказать, что рабочие люди Ленинграда мужественно защищали свой город!

Затем был прорыв блокады, мы пошли в наступление. Я получил ранение в левую руку. Месяц лежал в госпитале, а потом нашел свою часть и с ней прослужил почти до самого конца. Мы прошли Эстонию, Латвию, Литву. Закончилась моя война 15 мая 1945года под прибалтийским городом Липаве (польское название города Лиепая. — Авт.).

Оттуда почти месяц мы шли пешком в Ленинград, в часть. Я остался еще там немного послужить. Не скажу, что хотел, — так получилось. Вообще-то я всегда считал: где родился — на той земле должен и умирать.

Александр Иванович — участник боевых действий и инвалид войны. Среди его наград — «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и другие.

БАЙДАК «БАЙДИКИ» НЕ БИЛ

— Когда в 1945-ил я вернулся домой, мамы уже не было. Не дождалась — умерла. Отец был еще жив. Его на войну не взяли по возрасту (он воевал только на Польской). Мой старший брат Роман работал охранником на железной дороге, я сразу приехал к нему, а потом уже домой.

Я всегда был предан нашей советской власти, работал на совесть! Мне предложили возглавить почту в Не-данчичах. Моя предшественница меня всему научила, и я 8 лет руководил отделением. Работалось очень хорошо!

После этого тогдашний председатель колхоза вытребовал меня себе в заместители. Когда он умер, председателем колхоза почти год был я, пока не прислали нового. После работал кладовщиком в райпотребсоюзе. Начальником почты получал 40 рублей и кладовщиком - 40 рублей.

Только здесь можно было вина выпить, — смеется Александр Иванович, — потому что склад был завален всем, в том числе и вином.

— На самом деле он никогда спиртным не злоупотреблял, - говорит Мария Михайловна. — Мы жили по соседству, так что я знаю.

Он с молодости лишнего не пил. Раньше, бывало, когда садился есть, мог глотнуть граммов 50 водки. Сейчас уже недомогает, так и вовсе не пьет.



— Когда райпотребсоюз расформировали, я стал завскладом в межколхозстрое, и даже после выхода на пенсию работал там еще, может, лет 20. И сейчас не обижаюсь, как ко мне относятся. В селе уважают. На День Победы всегда приглашают, вручают подарки.

— В чем же Ваш секрет долголетия? — спрашиваю у Александра Ивановича традиционное.

— Наверное, меня армейская служба закалила, — отвечает подумав. — В Финляндии, бывало, месяцами лежали в снегу. В 40 градусов мороза! Кто встал, а кто и нет. Правда, давали по 100 граммов, но я не пил. А те, кто пили, засыпали и уже не поднимались... Ну и просто я всегда трудился! Никогда не залеживался. Никогда!

Не сидят сложа руки супруги и сейчас.

— Есть поросенок, куры, утята, собачка и два котика. Раньше держали еще и корову. Сейчас ухаживать за хозяйством уже тяжеловато. Помогают дети...

Вот и в день нашего приезда младший сын Марии Михайловны Владимир (он живет в Славугиче) привез корм для птицы. Сама же хозяйка перебирала картошку — в выходные снова ждут помощников, чтобы посадить огород. Здесь жизнь кипит, несмотря ни на чей возраст! Пусть же у Александра Ивановича и Марии Михайловны так будет и впредь! Доброго здравия и согласия в доме! И, конечно же, с 75-летием Великой Победы!

* * *

В Украине осталось около 11 тысяч ветеранов-фронтовиков Второй мировой, а в Черниговской области их 468. Почет и благодарность каждому!

* * *

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Советский Союз — 26600000
Украина — 8000000
Германия — 7300000
Польша — 6200000
Япония— 2600000
Югославия — 1027000
Франция - 665000
Италия — 479 000
СЩА - 417000
Великобритания — 380 000

Эти цифры впечатляют. Особенно если вдуматься, что каждая из них — это чья-то жизнь.

Алина Ковалева, «Гарт» №19 (2979) от 7 мая 2020

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Байдак, Неданчичи, Репкинщина, Ковалева, Гарт

Добавить в: