В Чернигове по улице Рокоссовского 41Б, в девятиэтажном доме, построенном когда-то по чехословацкому проекту, в старомодной двухкомнатной квартире проживает первая жена покойного украинского диссидента, Героя Украины Левка Григорьевича Лукьяненко – 87-летняя Надежда Никоновна Лукьяненко.
Мы захотели поговорить с Надеждой Никоновной о ее судьбе и жизни с Левком, и зашли к ней в гости на чай.
Надежда Никоновна живет одна с любимым котом Мурчиком. Детей у нее нет и никогда не было. Из родных – только племянник, сын сестры (фотография рядом с вышитым портретом Шевченко). Левко Лукьяненко – единственный муж в ее жизни.
В квартире очень скромно. В комнате, где мы беседовали – диван-раскладушка, стол, стулья, сервант, транзистор, да телевизор, накрытый плюшем с бахромой, как было принято много лет назад.
За стеклом в серванте много книг времен СССР. Три из них – книги Левка Лукьяненко рядом с «Кобзарем» Тараса Шевченко, и как это не смешно - с книгой Леонида Ильича Брежнева.
Сверху на серванте и в углу комнаты – иконы. На стенах – вышитые Надеждой Никоновной портреты Франко и Шевченко под стеклом. Говорит одна такая картина сейчас находится в Канаде у подруги.
Рядом с иконой висит на стене фотография в рамке, сделанная после свадьбы в 1954-го году, где круглолицей Наде всего 23 года, а молодому красавцу Левко - 26.
Надежда и Левко жили в одном селе Хриповка Городнянского района. Влюбились да вскоре и поженились. Девушка училась тогда на 4-м курсе института в Киеве. По тем временам даже колец не было. Позже купила и себе, и мужу. А когда Левка посадили, забрала кольцо. Когда женился племянник, подарила ему кольцо мужа, а свое – молодой невесте.
К тому времени, Левко уже год как учился в Московском Государственном Университете (МГУ) на юридическом факультете, и был членом КПСС.
После университета, в 1958-м году - рассказывает Надежда Никоновна, - он попал по направлению во Львовскую область, где работал сначала в райкоме партии, а потом юристом в Глинянском районе. С того все и началось, - сетует женщина.
Через год Левко, общаясь с коренными западенцами, создал «Украинский рабоче-крестьянский союз» («Українська Робітничо-Селянська Спілка»), члены которого выступали за отделение Украины от СССР.
А в начале1961-го года его за антисоветскую агитацию и пропаганду исключили из КПСС и приговорили к расстрелу. Но потом приговор заменили тюремным заключением сроком на 15 лет.
- Вы разделяли его взгляды?
- Я особо не участвовала. Декабристкой не была. Тем более, что мы уже были фиктивно разведены на тот момент (так мне нужно было). Но я ездила к нему в тюрьму много раз и на Урал, и в Мордовию, и во Владимир, как жена. В КГБ не знали, что мы в разводе, и допускали к нему на свидания.
- Кто вы по профессии? Где вы работали, когда он находился в тюрьме?
- Я – инженер. Всю жизнь проработала в институте «Гипроводхоз». Это напротив бассейна. Сказать честно, с 1954 по 1958 год мы мало виделись. Левко учился в МГУ, приезжал только на практику. Я после института работала на Винниччине, потом на Хмельниччине. Потом тюрьма... 15 лет можно вообще вычеркнуть из жизни.
- А дети есть у вас?
- Нет. Только у сестры сын.
- Что произошло, когда он вернулся из тюрьмы?
На свадьбе у соседей возле дома после возвращения из тюрьмы. Левко в первом ряду третий слева, Надежда - первая справа.
- Вернулся он в 1975 году и приехал в Чернигов, в эту квартиру. Застеклил балкон, сделал полочки там и на кухне. Но наша жизнь была тяжелой. Постоянные обыски, вызовы в КГБ. Просила жить тихо и спокойно. Но он, наверное, не мог по-другому. Не послушал меня. И в 1977 году к нам в квартиру пришли кэгэбисты и забрали его опять. Так что мы толком и не жили.
Приговорили его к 10-ти годам тюрьмы и 5-ти годам ссылки. Ездила к нему в Томск, куда его выслали. Я уже была на пенсии, и сказала, что больше нет сил и здоровья ездить – больше не приеду. А, кажется в 1988-м году при Горбачеве объявили амнистию, и его выпустили досрочно.
На этот раз я его уже не ждала. Была, можно сказать, сыта по горло его борьбой. В доме постоянно собирались чужие люди, спорили и т.п. Не скажу, что он был плохим мужем или человеком, но семьи не было. Я почти все время была одна.
Потом, когда приезжал в Чернигов, мы не виделись. Все закончилось между нами.
У него к тому времени появилась вторая жена Тамара, по всей видимости, как выяснилось позже, непутевая. Потому что, позже он встретил свою третью жену Надежду Ивановну, с которой жил под Киевом в селе Хотов до своей смерти.
- А почему не вышли замуж?
- Не хотела уже. Разочарована была, что ли, такой семейной жизнью.
- Вы не были на похоронах?
- Мне предлагали, но я не захотела. Нужно было ехать в Киев. А я уже старая, и не красавица. Да и жена у него есть законная.
- Читали ли книги мужа, которые стоят у вас в серванте? Чем вы занимаетесь дома? Вам кто-то помогает?
- Нет, никто мне нне помогает. Сама хочу в магазин. Книги, все что в шкафу - перечитала. Я много читаю. Выписываю сейчас 3 газеты: Панораму, Аграрную и еще одну, забыла название. А вот телевизор не смотрю уже 40 лет. Помню последнее, что я посмотрела -это бразильский сериал «Богатые тоже плачут». Что я делаю? Шью, вышиваю, даже консервацией занимаюсь. Вот закрыла уже несколько баночек абрикосового варенья.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Лукьяненко, первая жена Надежда