33-летнего Сергея Тонканова с творческой средой нашего города связывает более 10-лет работы и разностороннего сотрудничества с музеем современного искусства «Пласт-Арт» и его отцом-основателем Борисом Дедовым. Курирует направление фотовыставок в рамках проекта «Зеленая сцена». Также Сергей 7 лет провел в Крыму, из них - один год, в период его оккупации Российской Федерацией. В ходе нашей беседы Сергей дал оценку состоянию нынешних дел в современном украинском искусстве, поделился секретами создания креативных фотографий и развеял миф об академическом художественном образовании.
Художник-самоучка, или о том, как все начиналось
Сергей родился в творческой семье. Папа и мама всю жизнь проработали в сфере черниговского кинопроката. Отец занимал высокие руководящие должности, в том числе и в области, был знаком со многими звездами советского кино лично. В числе его друзей было немало представителей местного бомонда. Дедушка Сергея – Григорий Тонканов в довоенное время работал трубачом в оркестре черниговского театра.
После школы парень пошел учиться на менеджера в Институт экономики и управления, как его тогда еще называли – «регионалка». Параллельно с получением высшего образования 4 года ходил на курсы для взрослых при Черниговской художественной школе, которая находится на ул. Гончая, 33 (бывшая ул. им. Горького). Сергею повезло, что его преподавателем стал человек-легенда – художник Евгений Крип, который, к сожалению, ушел от нас в этом году.
Наш собеседник вспоминает, что Евгений Михайлович был педагогом от Бога, харизмат и имел нетривиальный подход к своим ученикам. По ходу урока загадывал им загадки, сыпал анекдотами и интересными историями, употреблял, порой грубоватые метафоры, но как раз это и помогало усвоить правила техники живописи. Помимо этого Евгений Крип был гурманом, любителем вкусно покушать, и ни один урок не обходился без того, чтобы мэтр не поделился кулинарным рецептом.
- Как-то раз Евгений Михайливочи проиграл мне бутылку шампанского, - вспоминает наш собеседник. Прочел стихотворение и задал аудитории вопрос об авторе. Я не знал ответа наверняка, но стиль поэмы натолкнул меня на мысль, что это может быть Лермонтов. И угадал!
Сергей Тонканов единственный из учеников, кто удостоился чести побывать в святая-святых – мастерской учителя и до сих пор в подробностях помнит тот день. Тогда ему было 19 лет.
- Последняя выставка Евгения Крипа, уже посмертно прошла в зале Союзе Художников 2-го ноября. Многие из картин, которые там были выставлены, я видел впервые, - отмечает Сергей.
- Как сейчас помню, я спустился в тот день с Говерлы и на телефон начали приходить смски и отчеты о пропущенных звонках, от знакомых, которые сообщали о смерти Евгения Михайловича.
В 22 года Тонканов познакомился с Борисом Степановичем Дедовым, он стал его вторым учителем и проводником по жизни. В «Пласт-Арте» Сергею даже выделили помещение под мастерскую. Там он создает свои работы, которых за все время накопилось около 30 штук. Последнюю написал за 3 недели, специально для «Зеленой лавки» (магазин сувениров местных мастеров). Она называется "Объятия". Работа «Выход» отняла целый год времени, на ней изображены двери черниговского троллейбуса изнутри, 2003-й год. Сейчас Сергей работает над тем, чтобы создать свою новую персональную выставку, с которой можно будет выходить уже на всеукраинский уровень. Старые работы в нее не войдут, так как, согласно требований, картины для выставки должны быть подобраны в одном стиле и направлении.
Сергей Тонканов не любит писать с натуры, вся работа проходит исключительно в мастерской. Образы приходят из снов, окружающей среды и даже собственных фотоснимков. Свой стиль в живописи Сергей обозначает как минимализм с элементами сюрреализма. Пишет исключительно маслом, в основном пейзажи. Отмечает, что несколько лет проживания в Крыму, где он курировал проект «Музей катастроф на водах», дали его работам более насыщенную красочную цветовую палитру.
Для тех наших читателей, кто мечтает попробовать себя в художественном мастерстве, Сергей отмечает, что академическое образование, вовсе не обязательно. Наоборот, в некоторых случаях способно «подрезать крылья» начинающего таланта. В пример приводит Жанну Кадырову, получившую премию от «Пинчук Арт-Центра», которая присуждается 1 раз в два года. Девушка получала классическое образование, но на втором году обучения покинула академию, так как, устаревшая программа и закостенелый подход отечественных преподавателей, душили на корню одаренную личность.
«Пласт-Арт» - второй родной дом
Для тех, кто ни разу не бывал в музее современного искусства «Пласт-Арт» сообщаем, что находится он слева от здания Художественного музея, если заходить через Вал. Занимает два этажа и полуподвал, всего – более 1000 квадратных метров. В стенах музея проводят художественные и фотовыставки, различные перфомансы, поэтические вечера. Творческая молодежь Чернигова чувствует себя здесь свободно и часто собирается для проведения различных культурных мероприятий.
На пороге нас встречает пушистая упитанная трехмастная кошка. Не просыпаясь, она дает себя почесать за ушком и миролюбиво мурлычет. Ее подружка такой же расцветки, но короткошерстая устроилась возле батареи в комнатке вахтера и с царственным видом взирает на посетителей.
Буся, - так зовут пушистую раньше жила дома у Бориса Дедова, но так как будучи котенком сильно шалила, директор принес ее в «Пласт-Арт». Но и здесь маленькая проказница не давала никому расслабиться: сбрасывала книги со стеллажей, наводила «порядки» в лежащих на столах документах, а однажды умудрилась даже столкнуть 5-литровый бутыль с водой. Маркиза пришла пожить в музей самостоятельно. Обе стерилизованы, сотрудники кормят их сухим кошачьим кормом.
Сергей проводит в кабинет, где мы с удивлением замечаем печку-буржуйку и идущую в стену трубу от нее.
- Отопление у нас отключено, топим печками, всего их 6 в здании. В сарае на улице храним дрова, за зиму уходит 2 машины. Потолки понизили с 5 до 2.5 метров. Однажды включили центральное отопление на 1 день ко Дню Святого Николая, так пришел счет на несколько тысяч гривен, - поясняет Сергей.
- А как же дыры в стенах от труб, это зданию не повредит?, - спрашиваю.
- Здание постройки 19-го века, поэтому в каждой комнате раньше был камин с дымоходом. Борис Степанович, который является специалистом по сооружению каминов, лично занимался установкой печек. В дальнейшем мы планируем оборудовать котельную и поставить в ней твердотопливный котел, чтобы обогревать все здание централизовано.
Кабинет Сергей делит с еще одним помощником Бориса Дедова - Татьяной Манойлик. На рабочем столе заместителя директора «Пласт-Арта» массивный компьютерный монитор старого образца, принтер с распечаткой афиши текущей фотовыставки «Серия «38», керамическая чайная кружка с желтым зайчиком, в пластиковой папке для бумаг книга Ольги Петровой профессора Киево-Могилянской академии «Третє око». Книга о том, как формировалось современное украинское искусство, ретроспектива, истоки. Над черным замдиректорским креслом висит картина Тонканова "Над вечным беспокойством". На ней на фоне заката изображены, плывущие по морю подводные лодки, а над ними – белый дирижабль. Противоположную стену украшает работа Петра Лебединца «Желание».
- Лебединец является наиболее дорогим абстракционистом в Украине, - поясняет Сергей. Данная картина - подарок, а так стоимость его крупных работ может достигать нескольких тысяч долларов.
- А как понять, что эта абстракция руки мэтра, ведь на первый взгляд, какое-то безумное беспорядочное смешение цветов, - недоумеваю я.
- Абстракционизм – принадлежит к так называемому не фигуративному искусству. Для человека несведущего – это странная мазня, но для того, кто хоть немного разбирается в художестве сразу видно, когда полотно принадлежит мастеру, что работал в этом направлении десятки лет, как Лебединец. Он – художник новой волны. Наряду с Криволапом, Саведовым, Тистолом, эти люди в 80-х, в перестроечный период, сформировали направление всего современного художественного искусства страны. Создали его стиль, если можно так выразиться. Чтобы более полно оценить такую картину, лучше смотреть их в комплексе, с другими работами. У Лебединца, кстати, в основном, масштабные полотна, в отличии от этой. В картине которую рисовал талант – всегда есть настроение, в имитации искусства, это не будет.
- Каковы ваши функции в «Пласт-Арте»?
- Совершенно разные. Сам музей дохода не приносит, стоимость билетов смешная и мы не зарабатываем на выставках, которые здесь проходят. Да и не так много людей, как хотелось бы, интересуется сегодня искусством. Сейчас эпоха общества потребления, что не способствует духовному развитию. При музее есть еще ПКМ "АРТ-Центр" (производственно-художественная мастерская), на которую мы принимаем коммерческие заказы и таким образом зарабатываем.
Один из наших постоянных заказчиков Надежда Петровна Миклухо-Маклай, в честь великого предка Надежды Петровны Николая Миклухо-Маклая специалистами Пласт-Арта было разработано 3 музея: в селе Калитянское Козелецкого района (художник Евгений Крип написал портрет Маклая, ставший визитной карточкой музея), в Малине Житомирской области и в г.Кача (Крым). Еще один заказ от семьи Миклухо-Маклай - экспоцентр «Чернігівщина – подорож крізь час» в с.Калитянское. Там будут размещены миниатюры всех наиболее значимых туристических объектов. В экспоцентре будет также собрана информация о выдающихся событиях, личностях и местах нашей области со времён Киевской Руси до 20-го века. Помимо Седневской церкви и Качановского дворца уже также готовы макеты батуринского дворца Розумовского, Борисоглебского и Спасо-преображенского соборов Чернигова, Пятницкой церкви и Елецкого монастыря.
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.