Летчик Виталий Хританьков четыре года служил во Вьетнаме. Но местных женщин в его спальне не было
Четверг, 21 Июля 2011 17:15 | Просмотров: 3755
Виталий Хританьков
Виталий Хританьков — полковник в отставке. Выпускник Черниговского высшего военно-авиационного училища летчиков. Налетал 2 тысячи часов. Из них 220 — в небе Вьетнама.
С 1985 по 1989 год Виталий Степанович был советником начальника летно-технического училища во Вьетнаме. Помогал в организации и проведении полетов.
Главное была, конечно же, работа. Мужское дело. Но я расспрашивала Виталия Степановича больше о быте.
Пробовал лягушатину, собачатину, буйволятину. От цыпленка, сваренного прямо в яйце, отказался
Во Вьетнаме особо почетным гостям предлагают выпить яйцо. Куриное. Но не обычное. Вытащенное из-под курицы-наседки за день-два до того, как должен вылупиться цыпленок. Это яйцо, со сформировавшимся внутри цыпленком, варится. Преподносится гостю в знак особого уважения.
— В яйце остается жидкость, я это видел. Ее надо пить. На одном из торжественных приемов мне предлагают такое яйцо, — вспоминает Виталий Степанович. — Я смотрю на начальника училища, на By Нгок Диня. Он Герой Вьетнама, сбил шесть американских самолетов, авторитет. «Помоги, — прошу, — ну не могу я выпить».
От цыпленка в яйце удалось отказаться. От «полевой курочки» — нет.
В другой раз тоже сидим на приеме. Перед нами — тарелки. На одной лежат кусочки мяса в кляре. Похожие на курятину, с косточкой. Я съел. Мясо пахнет рыбой. «Что это? — спрашиваю переводчика. — Чего рыбой пахнет?» «А, это полевая курочка, — улыбается он. — По берегу озера бегала», только на второй день он сказал мне, что я попробовал
лягушку. Потом я избегал этого деликатеса.
О том, что я сьел
собачатину, тоже сказали на второй день. Из собаки обычно делали шашлыки.
Со временем стал замечать, что мясо собачатины отличается более мелкой нарезкой.
Вьетнамцы готовят очень вкусные
супы с мясом морской черепахи.
Оно когда сварится, белое, как курица. Вкус можно сравнить с грибами. В суп добавляют проросший рис. И очень много разных травяных приправ.
Супы варятся в чане. Ты видишь, как все это готовится.
Готовят, не очень соблюдая гигиену. Но за четыре с половиной года ни разу ни у кого не было расстройства желудка, отравления.
Дома мы готовили сами. Мясо покупали в спецмагазине в Камране. Там быпа советская база. Обычно брали свинину или мясо буйвола.
Два с половиной года Хританьков был во Вьетнаме без жены. Полтора года — с женой, Аллой Андреевной.
Виталию Степановичу как советнику предоставили отдельный коттедж. На берегу Южно-Китайского моря.
В просторном холле коттеджа — стол для тенниса. Гостиная метров 30. Две кухни. Две спальни с примыкающими ванными комнатами.
— Гостили в этих спальнях вьетнамские женщины?
— Нет. С этим было строго. Могли запросто отправить домой.
Очень любил плавать с маской и ластами. Коралловые заросли на дне напоминали пес.
Домой, в Чернигов, я привез коллекцию кораллов и ракушек.
Тех, которые сам достал со дна моря. Однажды нырнул. Мне так один коралл понравился, плыву к нему. Опускаюсь ниже, ниже... Только дотронулся, слышу — взрыв. Оказывается, это лопнула барабанная перепонка. Потом она заросла. Я и летал после этого.
Когда нырял, видел, что на дне моря лежат черви. Длиной до метра. В диаметре 10-15 сантиметров. Напоминали канаты.
Меня предупредили местные: «Ничего не трогай руками», и это было правильно. Однажды увидел красивую рыбку, так хотелось потрогать ее... Но вспомнил совет, притронулся не руками, а ногой, ластом. На черной резине ласта осталось белое расходящееся пятно. Оно ничем не смылось.
В свободное время Виталий Степанович пытался выучить вьетнамский язык. Попросил букварь, но понял, что в полной мере не осилит.
— Это настоящая нотная грамота. Например, одно слово «бак», в зависимости от качества гласного «а», значит: почта, мешок, тайфун, строгать.
На донги покупали шелковые кимоно и настойки на змеях
Денежное довольствие советника было 1000 рублей в месяц.
Часть денег получали в национальной валюте (20000 донгов равны одному доллару), в донгах. Часть перечислялась на счет в Советский Союз.
Сколько нужно донгов на месяц, каждый определял индивидуально. Рассчитывал, что нужно купить из продуктов, что — из вещей.
Советские специалисты покупали джинсы-варенки», кофточки, кроссовки, эластиковые спортивные костюмы фирмы «Адидас». Шляпы из рисовой соломы, шелковые кимоно на подарок.
Золото — оно было в свободной продаже. Причем любого качества. Лекарства на заказ. Эфирные масла. Крепкие настойки — на змеях, на морских коньках. В Ханое в лавках покупали книги. На русском языке можно было найти что угодно.
Неиспользованную сумму денежного довольствия (которая шла на счет в Советский Союз) можно было получить чеками. И отоварить в валютных магазинах. Например, купить качественную бытовую технику.
Как надо отстаивать независимость
Полеты выполнялись с личным оружием. У Виталия Хританькова был пистолет Макарова.
— Как боевое оружие я его не применял, — говорит летчик. — Шутил, что применю, если окажусь без защиты в джунглях. Застрелюсь, прежде чем заест гнус. Однажды во время войны начальнику училища пришлось катапультироваться над джунглями, так он даже не снимал гермошлем. Приоткроет, бросит в рот кусочек шоколада и снова закроет лицо наглухо.
Партизаны-вьетнамцы умели воевать и в джунглях, и в горах. В горах остались подземные разветвленные ходы, обшей протяженностью до 50 километров.
Показывали мне участки: горы, среди них стоят деревья совершенно без листьев. Деревья засохли в результате химической атаки. Американцы вытравливали партизан. Остались также фотографии пыток, примененных к вьетнамцам.
Показывали эти снимки. С особой жестокостью пытали женщин. Для меня вьетнамцы — пример того, как надо отстаивать независимость.
Их не смогли завоевать ни китайцы, ни японцы, ни французы, ни американцы.
Тамара Кравченко, еженедельник «Весть», №29 (454)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.