Вильям Жигинас: «Человек никогда не должен останавливаться!»
Понедельник, 18 Июля 2011 17:40 | Просмотров: 12832
— Мое убеждение — архитектура должна быть приближена к человеку и вписана в его мировоззрение и природу!
Пожалуй, все, кто идет от Красного моста к Десне, мимо общежитий педуниверситета и «Колыбы», засматриваются на небольшое здание, стоящее по левую сторону, чуть в глубине. Выбор места — с видом на церковь и Стрижень, в окружении буйной зелени, просторные и высокие окна — все наталкивает на мысль о необычайности здания и, возможно, происходящего в нем...
Архитектор со склонностью к искусству
И действительно,
директор архитектурной мастерской комплексного проектирования Вильям Жигинас и в профессиональном, и в личностном плане соединяет в себе вещи несовместимые. Мастерская наряду со всеми видами гражданско-промышленного строительства, реконструкциями, капитальными ремонтами и прочими глубоко приземленными работами выполняет проекты возвышенного характера — дворцов, храмов, театров.
Вообще же, везет людям, которым профессия дала возможность реализовать их ценности и склонности и предоставила подходящие и комфортные условия труда! Вильяму Жигинасу же самому удалось создать условия для работы, в которых он реализовывает данные ему природой способности. Склонность к искусству Вильям Иосифович проявил еще в школе и армии, когда рисовал дворцы, парусники и — море, ни разу на нем не побывав... Окончив Одесский инженерно-строительный институт, реставрировал старинные дворцы, занимался лепкой — и это позволило ему потом создавать проекты реальные и фантазийные одновременно. Жизненную практику и профессиональные знания он получал в проектных
организациях Белоруссии, Тернополя, в Черниговском филиале института «Гипрогражданпроект».
Еще в школьные годы всем окружающим, в том числе маме-учительнице, приходилось считаться с его стремлением к свободе, которое выражалось... в постоянной слабенькой тройке по поведению. А так как ему всегда нравилось состояние, когда никто ни в чем не ограничивает, то уже в зрелом возрасте с двумя товарищами-архитекторами задумал создать собственную организацию и делать то, что нравится. Но делать то, что хочется, получилось не сразу.
Человеку — человеческое жилье
Несколько лет в арендованном помещении профтехучилища, с низкими потолками и ободранными стенами, подтолкнули к поиску места для строительства собственной мастерской.
— Типовое проектирование в советские времена сузили и наше мышление, — размышляет Вильям Иосифович. — На съезде архитекторов в Москве вывесили плакат с надписью: «Всех согнали в одно стойло, дали типовое пойло». Хотелось максимально подобного избегать — поэтому квартиры в двенадцати жилых домах, которые я проектировал, имеют просторный холл, из которого расходятся удобные кухня, гостиная, спальня. Такие дома построены
на улицах Чернышевского, Гайдара, Элеваторной.
Мое убеждение — архитектура должна быть приближена к человеку и вписана в его мировоззрение и природу. В старые времена глава рода всегда стремился создать родовое гнездо: дом с колоннами, мансардой, флигелечками, вокруг — парк с озером или рекой. В Украине преобладал стиль барокко, который, к сожалению, забыт в современной архитектуре. Мне не нравится, что сейчас квартиры переделывают в студии с арками, полимерными потолками и полами... но каждый ребенок мечтает о своей комнате. Все больше господствует помпезность — это можно сравнить с купеческим стилем, обилием фарфоровых вещиц и подушек, так же, как в 19-м веке. Вспомните, какая высокодуховная и добрая атмосфера в доме-музее Коцюбинского: есть зал, где гости могли собраться для беседы, можно было выйти на веранду и приобщиться к природе.
Как Жигинас спас Кордовку от мусорной свалки
У Вильяма Иосифовича есть счастливое качество: он умеет превратить недостатки в достоинства. После безуспешных попыток найти место для мастерской поближе к центру, судьба подарила ему нужного человека. Пришел заказчик и предложил сделать проект пункта вторсырья на площадке за общежитиями педуниверситета. Тогда здесь была заросшая кустарником мусорная свалка. Тогда Жигинас решил: если падать, то с хорошего коня! Пошел в горисполком и добился разрешения на строительство на этом месте мастерской, в складчину на 85%. Коллеги поначалу были недовольны — задворки, грязно, а проект назывался «архитектурная мастерская комплексного проектирования со встроенным пунктом приема вторсырья».
— Это здание мы сделали исключительно свои трудом, — рассказывает Вильям Жигинас. — Не взяли ни копейки кредита, урезали зарплаты до минимума и постепенно возводили здание. Очень выручил бартер: с нами за проектные работы расплачивались кирпичом, деревом, оцинкованной крышей, железобетоном. Так как здесь плохие грунты, пришлось забить 62 сваи. Позже перебрались в недостроенное здание, да и сейчас еще кое-какие работы не сделаны. Но когда мы немного набрали силы, я заказал в Тернополе люстру, из
1400 пластин, высотой 5 метров. В Европе такой нет!
Дворец в Седневе
Проект учебно-воспитательного комплекса в Седневе Вильям Жигинас выполнил в стиле классического дворца: с колоннами, залами, холлом, парадной лестницей. Да и сама аура Седнева с его шевченковской липой, старинными церквями, домом Лизогубов, национальным парком требовала только такого подхода. С высоты птичьего полета здание напоминает то ли птицу с распростертыми крыльями, то ли украинский тризуб. Проект Жигинаса настолько вписался в эту особую местность, что о нем тут же родились легенды. К примеру, рабочий со стройки спросил: «Это правда, что этот проект в виде тризуба нашли в царских архивах? Говорят, его подавали еще до революции братья Лизогубы, но поскольку тризуб — символ Украины, то тогда не разрешили, и только сейчас, в независимой Украине, удалось его построить!»
В составе комплекса — общеобразовательная школа на 240 мест ясли-сад, библиотека, спортивный зал, дискотека. Над галереей на третьем этаже — стеклянный купол шесть на двенадцать метров. Когда выпускники будут танцевать последний школьный вальс, над ними будут мерцать звезды.
Некоторое время назад финансирование строительства было почти остановлено, его законсервировали и, как это у нас водится, начали разворовывать. Но в этом году выделили отдельной строкой в государственном бюджете 20 млн. гривен. Это Вильяма Жигинаса радует — но другое огорчает:
— Подрядчик все время меняет архитектурный облик, упрощает проектное решение и детали и этим портит будущий дворец и нарушает целостность проекта.
Что сделано и не сделано
В августе у мастерской юбилей — 20 лет работы. Сначала это было малое предприятие, сейчас — ЗАО с коллективом в 21 человек. С 1991 года ежегодно к перечню разработанных выполненных проектов прибавляется еще
по 30—35. Всего выполнено более 500 проектов. Многое построено, многое так и осталось в виде макета. Пока только мечтается о реконструкции Театра кукол и Молодежного театра, хотя проект кукольного театра уже имеется.
Реконструированное здание Гослесхоза по улице Молодчего (фисташково-зеленый особняк с колоннами) дало основания для появления еще одной легенды: черниговцы звонили и спрашивали, где проектанты нашли старинные фотографии, по которым воссоздали это старинное имение. А на самом деле этот проект — исключительно плод фантазии Вильяма Жигинаса.
Чернигов превращается в торговый Сингапур!
Пожалуй, нет в Чернигове более яростного критика существующей городской архитектуры, и не только. Это его коллектив участвовал в сборе 20 тысяч подписей жителей, когда в центре города собирались строить так называемый «Метроград». Это он пишет статьи и обращения, называя конкретные нарушения Генплана и строительных норм, допущенные при захвате жилых и рекреационных зон города.
— Вовсю идет наступление не только на город, но и на умы молодежи. Тротуары захвачены киосками, кафе, что запрещено законом. Ступенчатые входы в магазины не могут быть снаружи: на тротуаре должна быть только одна ступенька, остальные — внутри. Рынки выдвинулись на центральные магистрали. Чернигов превращается в торговый Сингапур!
Поразительное сравнение: когда я приехал в Чернигов
в 1969 году, на клумбе возле театра был высажен цветочный календарь. Сейчас на билборде у театра, на Красной площади — бутылка водки и огурец! Все это ради денег. Но куда идут деньги от рекламы, никто не знает.
— Вильям Иосифович, а что говорят городские власти в ответ на ваши предложения?
— А им все нравится, повторяют мои предложения, но никто ничего не делает.
Кто бы сомневался…
***
А мечту о море он тоже реализовал. В Жуковке на Черном море его семья приобрела небольшую дачку — «курятник» с двумя с половиной сотками земли. Там Вильям Иосифович проводит сентябрь, пишет акварели и стихи и читает своего любимого мечтателя Александра Грина. От него он научился выполнять свои мечты.
Беседовала Лариса Добрынина
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.