Архитектор Вячеслав Павлюков, спроектировавший черниговский ЗАГС, рассказал об истории его создания
Еще недавно мы обратились к некоторым жителям города, чтобы узнать их точку зрения относительно дальнейшей судьбы Дворца торжественных событий, нуждающегося в модернизации и капитальном ремонте. В результате опроса выяснилось, что горожане единодушны в желании, чтобы это красивое, памятное для многих здание, было отреставрировано и продолжало радовать молодых людей в их дальнейшей семейной жизни.
Но 15 июня стало известно, что службы, которые размещены в помещении ЗАГСа, переедут по новым адресам. Об этом во время утреннего совещания в муниципалитете сообщил мэр Чернигова Владислав Атрошенко.
После этого мы решили встретиться с человеком, который разработал проект самого уникального и красивого Дворца бракосочетаний в Украине – архитектором Вячеславом Павлюковым, чтобы узнать его компетентное мнение о происходящем и послушать историю создания этого здания. Встреча состоялась в Мастерской архитектора Травки Виталия Андреевича, которая была открыта в 2008 году. Сейчас здесь дело отца продолжает его дочь Юлия Травка-Бабенко. Вячеславу Павлюкову на сегодня 67 лет и коллеги все эти годы поддерживают с ним теплые, дружеские отношения.
Краткая справка:
Вячеслав Павлюков в 1976 году закончил Харьковский инженерно-строительный институт по специальности «Архитектура». После окончания переехал с женой в Чернигов и устроился работать архитектором в «Гипрогражданпромстрой» (за магазином «Янтарь»). До локдауна 8 лет подряд он работал в Киеве руководителем проектного бюро и главным архитектором. На сегодняшний день Вячеслав Павлюков является основателем собственной компании, членом-корреспондентом УАА и Национального союза архитекторов Украины.
На фото архитектор Виталий Травка
На фото архитектор Вячеслав Павлюков
В 1984 году, когда парню было всего 30 лет, от первого секретаря обкома партии Леонида Ивановича Палажченко, поступило задание построить в Чернигове дворец бракосочетания, похожий на здание, построенное в Луцке, откуда он переехал. Им же было выбрано место, где ранее находился частный сектор, канализационный коллектор и небольшой участок Марьиной рощи, часть которой еще осталась справа от Красного моста. Деревья срезали, частные дома снесли, и строители начали забивать сваи под конфигурацию луцкого проекта. А осенью того года Вячеслав по путевке отправился в 20-дневный Североморский круиз. В это время в Чернигове состоялся конкурс среди архитекторов, на котором рассматривались предложения по размещению будущего дворца, несмотря на то, что свайное поле уже было.
Так как ни одно из предложений не было принято, по возвращении из круиза, главный архитектор института Николай Прокофьевич Кащук обратился к Вячеславу: «Павлюков, вот тебе луцкий проект, прикинь своим свежим взглядом, что можно сделать на его основании на свайном месте до нового года».
- Это было такое время, когда архитектору было трудно где-либо достойно заявить о себе. Проекты были типовыми. И весной 1985-го я отправился в Луцк, чтобы посмотреть на дворец. На то время в Украине он был самым большим по площади. Внутри находилось фойе, два больших зала и другие помещения. После того, как я побывал в Дании, Швеции, Норвегии, у меня родилась идея построить здание из белого известняка (инкерманского камня) с темными витражными окнами. Там я и увидел такого рода здания и окна. У нас же подобного ничего не было. Забегая наперед скажу, что инкерманский камень боится влаги, его нужно было при укладке и после периодически обрабатывать специальным раствором. Лет через 10 он начал темнеть, и тогда я предложил не только почистить его, но и обработать. Но как обычно у нас это бывает, его только почистили. Кстати, театр им. Шевченка тоже облицован инкерманским камнем, который долго был темно-серого цвета, пока его не обработали. Та же ситуация была с издательством «Десна», - рассказывает Вячеслав.
Дворец торжественных событий в г.Луцк
- И как вам удалось воплотить ваши идеи в жизнь?
- Весной 1985-го года я показал свои наработки гл. архитектору Кащуку, и он пообещал поговорить с первым секретарем горкома партии Федоренко и с председателем горисполкома Таванцом, чтобы те в свою очередь пообщались с Палажченко. В пятницу мне сообщили, что я должен до понедельника сделать проект дворца. В то время, как вы знаете, не было Интернета, Archicad и прочих 3D-программ, и я 3 дня и 3 ночи вручную мастерил макет, причем, цветной, с золотистым стеклом. Затем с проектировщиком интерьера и фотографом мы сделали черно-белые фотографии – визуализацию дворца в том месте, где он должен был находиться, натянули их на метровые планшеты, и в понедельник проект был рассмотрен в горисполкоме без моего участия. Рассказывали, что Палажченко зашел, посмотрел и спросил: «Ну що? Вам таке подобається?» Все одобрительно кивнули. «Ну робіть». Вот таким образом прошло согласование этого проекта.
Тот самый макет
- Как проходило строительство и где вы «доставали» материалы?
- После одобрения проекта какие-то сваи пришлось добить, какие-то убрать. Весь конструктив, смету материалов делали в «Гипрогражданпромстрое». С поставкой материалов было, конечно, непросто. В то время существовали спецфонды. Пришлось ездить по министерствам и заводам и «выбивать» все необходимое для небольшого областного города Чернигова. Кроме этого объекта, я занимался еще вторым моим проектом - обкомовской гостиницей, ныне отелем «Придеснянский». Тогда мне предложили должность главного архитектора города, и я согласился. Схема была такая: горисполком направлял в те места, откуда можно было привезти необходимые материалы, а я ездил и договаривался.
Дворец в готовом виде
- Какие же материалы использовались?
-Алюминий под золотистую и старую бронзу мы привезли с Броварского завода алюминиевых конструкций. Это сейчас все знают, что такое стеклопакеты. А тогда никто понятия не имел об их существовании. Для стекла толщиной 6 мм нужны были специальные под его золотистый цвет алюминиевые штапики. Поэтому, и говорят, что в здании холодно.
Тонированное стекло на то время было установлено только в киевской гостинице «Крещатик», а привезено из Европы. Кто согласится привезти такое стекло для здания в Чернигове? И я узнал, что в Константиновке на заводе «Автостекло» начали производить экспериментальное стекло, окрашенное под бронзу. Опять же с письмом от горисполкома поехал в Константиновку, договорился. Сначала привезли бракованное, с полосами и пробелами. Позвонил на завод, сказали использовать по своему усмотрению, и доставили вторую партию уже качественную.
Что касается белого мрамора и красного гранита, пришлось обратиться к чиновнику «Укрнерудпрома». О доставке гранита удалось договориться, а о мраморе для Чернигова сначала не было и речи. Тогда весь белый мрамор, который поставляли из России шел на реставрацию Киевского оперного театра. Чиновник, помню говорит: «Вы знаете скульптора Кербеля? Я ему ответил «нет», а вы хотите, чтобы я вам сказал «да»?» Но я все-таки «выпросил» у него около 200 кв. м для фойе. Хотя, этого было, конечно, мало.
Ну и доставить белый инкерманский камень для облицовки дворца из карьера Крымского месторождения не было проблемой. Сложнее было по краям снять угол – фаску.
Так, за 3,5 года мы построили дворец общей площадью 2 776,6 кв.м, который торжественно был открыт 4 июля 1988 года. У меня даже сохранились интересного содержания Пояснительная Записка к проекту Дома Советских торжественных обрядов и Диплом.
- А парковую зону и фонтаны вы тоже проектировали?
- Фонтаны – да. И они действуют, как вы знаете, по сей день. Единственное, что не было сделано – это благоустройство тыльной части, которая находится между набережной и самим дворцом. Просто навезли земли, посадили елочки и другие деревья.
Тут к нашей беседе с Вячеславом подключился Виталий Травка, и рассказал о том, что не так давно по запросу мэра города Атрошенко архитекторами его мастерской был разработан проект благоустройства парковой зоны до самого Стрижня. Они придумали пешеходные и велосипедные дорожки, аллею роз, специальные локации для молодоженов: качели для влюбленных, установку ротонды (беседка с колоннами, увенченная куполом) и даже мостик на символический островок на речке, где молодожены могли бы сфотографироваться, открыть бутылку шампанского и т.п. Фонтаны предполагалось сделать с разноцветной подсветкой. Но к осуществлению задуманного так и не приступили. Кроме парковой зоны, на площадке слева, если стоять лицом ко дворцу, была задумка построить ресторан/кафе, где свадьба могла бы после фотосессии переместиться туда и продолжать празднование.
Также, напротив самого дворца, через дорогу, архитекторами мастерской Травки (в т.ч. супругой Виталия) был спроектирован настоящий сказочный замок. Проект был заказан владельцем магазина «Нежный возраст». В комплексе были предусмотрены детское кафе на 24 места, игровая комната, магазин товаров для детей, парикмахерская и др. Этому уникальному проекту также не удалось осуществиться из-за трагических событий с владельцем магазина.
- Вячеслав, что вы можете сказать о скульптурах?
- Тогда в Чернигове проходил выездной семинар скульпторов, которые наваяли разные скульптуры. Скульпторы разъехались по домам, а меня пригласили, чтобы я подумал где можно расставить их произведения искусства. Из всех ваяний, я выбрал те, которые касались темы «мужчина» и «женщина». Они и были установлены вокруг дворца. Скульптура «Мальчик князь», смотрящий на Киев, которого в народе нарекли «Архангелом Михаилом» был поставлен возле Екатерининской церкви. Там же, но с другой стороны установлена «Кульбаба». А интересную, на мой взгляд, скульптуру «Новое время» никто не понял, и ее установили слева от дворца. Может надо было установить дощечки с именами авторов и названиями. Ну и, конечно, скульптуры тоже нужно чистить.
- Кто проектировал интерьер во дворце?
- Фердинанд Таишев, татарин по национальности. Он в 50 лет ушел из жизни. А вот керамическое панно (лепнину) на 3-м этаже придумал наш талантливый архитектор Дмитрий Ежов. Это панно изготавливалось в Киеве и изначально является терракотовым. Кто-то, никого не спрашивая, покрасил натуральную керамику в белый цвет. Я, когда увидел это, чуть не потерял сознание. Вы керамический кувшин покрасите в белый цвет? Слава Богу, что Ежов не видел это. Он был бы шокирован.
- Что бы вы изменили сейчас в самом дворце?
- Архитектура самого здания, я не думаю, что изжила себя. Просто необходимо его отрестарировать. А что касается новых функциональных возможностей, которые может нести это здание, скажу следующее. Я понимаю, что здание сейчас нерентабельно и его просто нужно насытить новыми функциями. В этом здании можно проводить выставки, встречи в торжественной обстановке между городами, областями, международные встречи, семинары, симпозиумы и др. Здесь и наш мэр мог бы принимать членов украинских и зарубежных делегаций. Так же считает и мой 37-летний сын Артем, ныне успешный киевский архитектор. Если сделать залы современными, к нам с удовольствием будут приезжать и киевляне, и гости из других стран. То есть, интерьер должен быть современным и многофункциональным.
Кроме этого. Представьте на минутку интерьер католических соборов и сравните с теми двумя залами на 3-м этаже: аванзалом, где большой цветной витраж и непосредственно, церемониальным залом. Для того, чтобы это было востребовано на сегодняшний день, думаю, уместно было бы расставить с обеих сторон белые скамьи или красивые стулья для гостей. Как делают сейчас на выездных церемониях. А между ними – проход, по которому к алтарю подходят молодожены. Также, для проведения встреч и разных мероприятий можно использовать и аванзал, установив необходимую мебель и украсив предметами интерьера и декора. Заменить светильники, люстры, потолки и т.д.
- Что вы думаете по поводу того, как меняется город в архитектурном плане?
- Сказать честно, меня ничего не впечатляет. Например, в развивающемся районе Масаны, происходит просто беспорядочная застройка многоэтажками и магазинами. Есть ощущение того, что город изменяется, но хаотично и неправильно.
Я могу назвать место, в котором, я уверен, замечательно смотрелись бы новые стильные строения, как жилые, так и возможно, клуб или развлекательный комплекс, типа Riverside. Это территория речного порта. Кстати, отельно-ресторанный комплекс Riverside проектировали Юлия Травка-Бабенко и архитектор мастерской Запорожец.
- Приведите примеры наиболее удачных в архитектурном плане строений за последние 5 лет, на ваш взгляд.
- На мой взгляд, заслуживает внимания офисный центр «Блэк Тауэр» на Киевской напротив «ЦУМа» (это здание связывают с действующим мэром Атрошенко - прим.авт.). Для Чернигова – это уровень! В Киеве не каждый может себе позволить применить такие материалы на отделку фасадов. Авторами проекта являются талантливый черниговский архитектор Миненко Василий и один из киевских архитекторов. И второе очень стильное, «вкусное» здание – это жилой коттедж на Шевченко (этот дом был построен для семьи Атрошенко напротив сквера им.Б.Хмельницкого - прим.авт.). Автор тот же.
- К вам обращались с каким-либо предложением по реставрации дворца?
- К сожалению, со мной на эту тему никто не разговаривал. Но что самое интересное, чтобы перепрофилировать здание, необходимо узнать мое мнение, так как я владею авторскими правами. И я бы с удовольствием взялся за реструктуризацию, если бы ко мне обратились с подобным предложением. Вы можете себе представить, чтобы на лицевой части фасада мэрии отвалилась плитка и никто бы ее тут же не восстановил? Признаюсь, я стараюсь не проезжать там - настолько мне больно смотреть на то, в каком состоянии находится когда-то красивейшее здание в Украине.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: архитектор, Павлюков, ЗАГС, Травка, Атрошенко