Павел Руденок: «Конкуренция — это всегда хорошо»
Понедельник, 22 Ноября 2010 16:43 | Просмотров: 4826
— Конкуренция подстегивает, как шпоры для лошади. Жизнь — это движение, остановился — умер. Если ты стоишь на месте, ты деградируешь
Сегодняшний герой рубрики
Павел Руденок — директор и шеф-сомелье виномаркета «Wine Time». Сомелье — значит, знаток вин. Так что основное направление разговора понятно сразу. Но мы будем беседовать не только о винах…
— Павел, вы сказали, что на рабочем месте вас можно застать почти в любое время — вы «живете на работе». Почему? Не на кого оставить магазин?
— Совсем не поэтому. В отпуск я могу уйти в любой момент — и могу взять себе выходной в любой день. Но дело в том, что то, чем я занимаюсь, подразумевает, что нужно любить свое дело, нужно жить в этом мире. Это чуть-чуть особый мир, закрытый… У него свои секреты и тонкости. Документы, приходы, сводки, балансы занимают 5—10% рабочего времени. А еще мне нужно следить за наличием товара, за новинками, общаться с клиентами — а они бывают довольно требовательными, заниматься разработкой новых проектов — а их очень много. И очередная школа сомелье, которую буду вести лично я, и составление учебника: я разработал программу на 12—14 лекций, то есть месячный курс. Это будет школа-light: для обычных людей, которые хотят научиться разбираться в винах, знать, как правильно их пить, как различать. При этом школа будет достаточно профессиональной — и с той матрицей знаний, которую мы дадим на занятиях, можно будет при желании сдать экзамен и получить сертификат сомелье. В планах и организация праздника божоле нуво — молодого французского вина. Так что не то чтобы я живу на работе — я просто ее люблю.
Звенья одной цепи
— Давайте поговорим о том, как вы к своей должности пришли. Как стали директором?
— Я начинал, можно сказать, с низов — был региональным менеджером в компании «Марком», это совместное немецко-украинское предприятие, занимающееся дистрибьюцией элитной алкогольной продукции. И очень тесно сотрудничал с холдингом «Аснова», частью которого является и сеть виномаркетов «Wine Time». Набирался опыта… И в один прекрасный день, когда пришло время открыть магазин в Чернигове, мне сделали предложение, от которого я не смог отказаться.
— Образование у вас финансовое?
— Да, у меня финансово-экономическое образование, я окончил киевский университет им. Шевченко. Но разве дело в дипломе? Диплом сегодня есть у каждого, высшее образование, увы, обесценилось. Наверное, важнее опыт, который мы к определенному периоду накапливаем. Жизнь очень интересна, выбрать сложно — когда тебе восемнадцать лет, думаешь: я буду заниматься этим, в двадцать — уже хочу заниматься другим. И к тридцати, наверное, ты занимаешься тем, к чему пришел.
— И вы именно в тридцать лет поняли, что вам это интересно — или воспользовались случаем, вовремя поступившим предложением от партнеров?
— Я не то чтобы воспользовался случаем, я просто в свое время «попал в струю»: дистрибьюция алкоголя, работа с сомелье, изучение компаний, рынка... Мне стало это интересно, я много учился, получил сертификат сомелье, стал членом Украинской ассоциации сомелье и членом Международной ассоциации. Я занимаюсь этим с 2001 года: можно сказать, десять лет своей жизни потратил на изучение вин, условий их производства, классификации, тонкостей виноделия… Можете сделать вывод, интересна ли мне эта сфера.
— Вы так увлеченно говорите... А ничего, что вы — наемный человек? Это же не ваше собственное дело.
— Разве дело в том, что я наемный или не наемный работник? Разве это значит, что я в шесть часов уйду с работы, лягу дома на диван и буду плевать в потолок?
— Может быть, это значит, что вам не важно — сложится проект, не сложится? Какая разница, это же не ваше? Зарплату вы свою получите.
— Во-первых, что скрывать, финансовый успех проекта имеет значение — все-таки мотивация руководящего персонала связана с финансовыми результатами. Во-вторых, есть еще такая вещь как репутация. Я могу уйти из этой компании, перейти в другую. Но я буду предоставлять свое резюме — и что хорошего если там будет указано: «не получилось, не сложилось»... Потенциальный работодатель скажет: а зачем мне этот сотрудник? Да и потом, мне самому хочется ведь, чтоб дело шло!
— Личные связи важны в бизнесе?
— Естественно. Но они основываются на деловых качествах и репутации. Это звенья одной цепи.
О честных ценах
— …Чтобы стать настоящим сомелье, месячной школы, конечно, недостаточно. Нужно лет семь-восемь положить на то, чтобы получить глубокие знания и понимание вина. Школа сомелье дает базу — но опыт свой переложить в чужую голову нельзя. Легче сказать, что я не пробовал, чем — что пробовал. И именно опыт позволяет мне дать четкую характеристику тому или иному напитку, с первого глотка понять, сколько он стоит — и сколько должен стоить на полке…
— То есть эти знания могут пригодиться вам непосредственно в работе?
— Ко мне почти ежедневно приходят представители разных компаний: поставщики, импортеры, которые просят поставить их продукт на полку. Приносят образцы. И я, наливая в бокал 50 граммов вина, оцениваю не только качество напитка, но и соотношение с ценой. Если по органолептическим данным этот продукт стоит 50 гривен, а на полку его просят поставить за 70, я никогда этого не сделаю. Потому что я знаю четко, за сколько я готов его продать. Нам нужно, чтобы мы людям дали качественный продукт за его цену. И чтобы это была именно честная цена. Я знаю, что есть компании, которые покупают в той же Франции долларовое вино (а его там можно купить шесть бутылок на два евро, дешевле минеральной воды) и пытаются продавать здесь по 100 гривен. Это просто смешно.
— Но это хороший бизнес…
— Бизнес… Я понимаю, что хороший. Но цель именно нашего проекта — иная. Поэтому и приглашаются к сотрудничеству сомелье, люди, которые могут отделить мух от котлет. Стоящее от нестоящего.
О виноградниках: черниговских, крымских, французских…
— Павел, вам случалось, наверное, встречаться с известными виноделами, знаменитыми сомелье — какие встречи произвели на вас самое глубокое впечатление?
— К сожалению, уже не встречусь с Альфонсом Мело и Робертом Мондави — их называли лучшими виноделами двадцатого века. А из состоявшихся — самое яркое впечатление оставила, наверное, встреча с Ришаром Хеннесси, главой коньячного Дома Louis Vuitton — Moët Hennessy. Очень интересной оказалась беседа с Эрни Лоузеном — это лучший винодел Германии и вообще Европы 2009 года, король рислингов.
— Чем интересны эти встречи, чему вы учитесь у мастеров?
— Не могу сказать, что я учусь. Но когда общаешься именно с производителем, с создателем великих вин, всегда интересно спросить — как он это сделал, как к этому пришел, почему…
— А зачем вам это знать? Вы же не винодел?
— А вам же интересно ваше хобби, интересно знать: как, почему и зачем? Или тонкости вашей профессии? Есть ведь известные журналисты, с которыми хотели бы встретиться и расспросить? И потом, сейчас я — не винодел, а может быть, через лет через десять-пятнадцать…
— А у вас нет случайно участка в Крыму с небольшим виноградником?
— Нет у меня участка, у меня есть дача, семь соток — там картошка растет. Но почему вы сразу спрашиваете про Крым? Хороший виноград можно выращивать не только там.
— В Украине?
— И даже на Черниговщине. На крутых склонах Десны методом террасирования можно выращивать великолепные сорта рислинга. Для этого нужно просто желание и чтобы кто-то вложил деньги. Вот и все. У того же Эрни Лоузена виноградники в долине Рейна — где климат примерно такой же, как у нас. И он делает прекрасное ароматное белое вино!
В Аргентине, в Чили (где производят великолепные вина) не такой уж и благоприятный климат. Канада намного севернее Украины — и делает самый лучший в мире айсвайн.
Можно контролировать высоту террас сажать лозу вдоль русла рек — вода отражает солнечный свет и ягода получает больше солнца. Почему у нас вина плохого качества? А потому что у нас виноделием занимаются агрономы… Но цель агронома — получить максимальный урожай, а цель винодела — качество виноматериала. Поэтому на лозе в Бордо растет две грозди, на лозе в Крыму — двадцать две. В итоге лоза отдает все силы, чтобы качать питательные вещества на четыре метра, чтобы насытить каждую виноградную кисть. Получается урожай большой — а качество низкое. У французов урожай намного меньше, но качество! Виноград более сладкий, более ароматный.
— Так почему бы нашим так не делать?
— А мы думаем только о том, что происходит сегодня. Нужно просто изменить менталитет наших людей, наш подход к делу. Знаете, почему Китай побеждает всех? Потому что Китай думает тысячелетиями, а мы — одним днем. Нам нужно смотреть хоть чуть-чуть вперед, не «сегодня вложил, завтра получил прибыль, а после меня хоть потоп» — а думать о будущем… У нас в стране все как-то так: живем прошлым, спорим об истории, смотрим назад, кто нас обидел. А нужно вперед смотреть.
Через горы и моря
Вина в магазине выставлены по географическому принципу, и мы совершаем маленькое путешествие вокруг земного шара. Экскурсия, устроенная директором «Wine Time», позволяет узнать, что такое настоящий токай и что такое токай-эссенция (практически — не вино, а жидкий мед, настолько сладки ягоды, из которых его изготавливают). Австралию, оказывается, называют королевой ширазов, а Новую Зеландию — королевой белых сухих вин. Израильские вина проходят проверку на кошерность. Французы следуют поговорке: «Мы отправляем на экспорт коньяк, гостям предлагаем арманьяк, а сами пьем кальвадос» — а вообще-то настоящий коньяк встречается гораздо реже, чем мы думаем. А то, что мы называем коньяком, на самом деле — бренди. Для производства хорошего, правильного виски нужна… торфяная вода. И вообще виски делают всего в пяти странах мира (смотрите на этикетку: шотландский виски — whisky, все остальные — whiskey). В пятерку производителей входит, как ни странно, Япония: японцам важно, чтобы все продукты были собственного производства. Процедура в итоге довольно долгая: виски делается по шотландской технологии, поэтому в Японию из Шотландии везут воду, ячмень, торф, вереск, бочки, перегонные кубы, делают виски, опять везут в Глазго — и выдерживают там (климат!). Потом везут обратно… А в итоге японцы горды: употребляют отечественный продукт!
Развиваться можно лишь в движении
— Павел, вы вот о себе все время говорите: сомелье. Вы все-таки больше сомелье или больше директор?
— Как-то мне удается совмещать. Директор — это должность, а сомелье — это просто состояние ума.
— Что вы сами любите пить?
— Я употребляю спиртное довольно редко, потому что мне больше нравится букет, аромат. Я люблю односолодовый виски и вообще предпочитаю крепкую группу (бренди, коньяк, виски, граппа), а также белые сухие вина. Мои самые любимые напитки — виски и сухой херес. А еще я люблю старый-старый советский лимонад, которого уже не найти, к сожалению.
— Можно ли говорить, что в Украине хотя бы в определенных кругах, скажем, среди среднего слоя, среди верхнего слоя общества культура употребления вина?
— Конечно. Примерно с 2003-го года растут и продажи вина и культура его потребления. Стало больше информации — и для продавцов, и для наших клиентов. (раньше даже по работе трудно было раздобыть где-то информацию, она была либо на французском, либо на английском). Сейчас и конкуренция среди компаний выше. А конкуренция — это всегда хорошо, она стимулирует повышать качество работы. Стремление задавить конкурента — это просто тупиковый путь развития. Чтобы развиваться, нужно чем-то отличаться от других, быть в чем-то уникальным. Каждый должен думать, как обыграть соперника — это как борьба, война мозгов.
Конкуренция подстегивает, как шпоры для лошади. Жизнь — это движение, остановился — умер. Если ты стоишь на месте, ты деградируешь.
— Похоже, вы человек азартный. Или, скажу иначе, увлекающийся.
— В азартные игры я никогда не играл. Но, конечно, увлекающийся. В первую очередь тем, что я делаю.
— А хобби у вас есть?
— У меня смешное хобби. Я собираю марки.
— Не смешное, но на сегодняшний день, пожалуй, редкое... А давно собираете?
— С четырех лет. У меня очень много марок страны, которой уже нет, Советского Союза. В основной коллекции три альбома — туда я отобрал марки, которые стоят внимания.
Еще — шахматами увлекаюсь, долго ими занимался, был разрядником. Сейчас хожу на сайт сhessmaster, я там зарегистрирован, играю иногда.
Если выдается свободное время (а это нечасто), просто смотрю телевизор. Канал «Дискавери». Меня очень трудно встретить в ночном клубе, в свое время они мне все жутко надоели — а теперь уже и не хочется…
Читаю много. Сейчас — «Иудейскую войну» Фейхтвангера. Люблю историческую литературу. А еще иногда думаю: «Выспаться бы…»
Досье
Руденок Павел Гамлетович, директор и шеф-сомелье виномаркета «Wine Time». Член Украинской и Международной ассоциации сомелье.
Родился 13 августа 1979 года.
Образование высшее: выпускник финансового факультета Киевского национального университета им. Шевченко.
Семейное положение: есть любимая девушка.
Хобби: чтение, филателия, шахматы.
Домашних животных нет.
Справка
Сомелье (фр. sommelier) — работник ресторана, ответственный за приобретение, хранение вин и представление их клиенту. В более широком смысле — знаток вин, умеющий правильно их дегустировать и оценивать.
Обучение сомелье проходит в специальных школах, где помимо теоретических знаний об истории вина и винодельческих регионах будущие сомелье учатся раскладывать ароматы вина на составляющие и интерпретировать полученные букеты. В результате профессиональный сомелье по ароматам вина способен определить качество напитка, сорт винограда, и иногда регион происхождения вина и его возраст. Обоняние тренируется с помощью специальных наборов винных ароматов, с образцами запахов встречающихся в букетах.
Профессию сомелье часто сравнивают с ремеслом актера. При этом имеют в виду не только артистизм и утонченность манер. Мастер-сомелье каждый раз представляет хорошо известные ему вина с той же свежестью эмоций, с какой обычно говорят о недавнем открытии — так же, как хороший актер при каждом исполнении давно заученной роли доходит до откровения.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.