GOROD.cn.ua

Фельдшер в свои 70 лет все еще служит людям

Фельдшер в свои 70 лет все еще служит людям

Много лет назад Валентина Афанасьевна Бурая - фельдшер Греблевского ФАП Николаевского сельсовета Менского района - услышала от врача-наставника такой совет: «Отправляясь ночью на вызов, никогда не сердитесь. Подумайте о том, что на месте этого человека могут быть ваш отец, мать, сестра или ребенок. Спешите им помочь». Этому правилу она следует всю жизнь. Трудовой стаж Валентины  Афанасьевны - более пятидесяти лет, а в феврале отметит свой семидесятилетний юбилей. Но она до сих пор — и днем, и ночью — спешит на помощь людям. Были, правда, моменты, когда чувствовалась усталость, хотелось уйти... Но оставить своих односельчан без медицинской помощи она не может, а замены пока нет: молодежь не очень-то хочет ехать в глубинку.
Поэтому Валентина Афанасьевна в Гребле - незаменимый человек и в прямом, и в переносном смысле. Случается оказывать помощь и приезжим. Как-то один из них спросил: «Что я Вам должен?». «Ваше выздоровление и «спасибо», -ответила Валентина Афанасьевна.

Работа сельского медика - не из легких, ведь приходится быть специалистом «широкого профиля» - и роды принимать, и с зубной болью бороться, и прививки делать, и... лечить человеческие души добрым словом, приветливой улыбкой, искренним сочувствием. Валентине Афанасьевне столько всего удалось повидать за полвека! Но в последнее время особенно тепло вспоминает свою учебу в Новгород-Северском медицинском училище. Поступила туда после семилетки. Тогда и закончилось ее детство. Голодное и холодное, сиротское послевоенное... Когда и страна, и люди залечивали раны, нанесенные Великой Отечественной. Маленькая Валя тоже узнала горечь потерь: сначала не стало отца, потом увезли в больницу маму, опухшую от голода. Она так и не вернулась... Девочка жила с женщиной, которую называла бабушкой, хотя та была для нее не родной.
В четырнадцать лет пришлось не просто стать взрослой, а и научиться выживать. Ранним утром спешила в больницу на практику, а оттуда - в другой конец города на занятия. И некому было спросить: «Ты обедала?», «Не замерзла?», «Как живешь на 14 рублей стипендии в месяц?». В выходные она шла в родное село - пятнадцать километров пешком. И босиком - обувь берегла, новую купить было не на что...

В 1957 году Валентина поехала по распределению на работу в село Лески Менского района - большой населенный пункт, к тому времени уже электрифицированный. К молодому медику здесь относились с большим уважением, которое, впрочем, она честно заслужила. А было так. Как-то вечером у председателя сельского совета заболел зуб, и председатель колхоза посоветовал обратиться к молодой фельдшерице. «Да эта козявка и глаз не закапает!», - в сердцах воскликнул страдающий от боли. И два председателя поспорили: сумеет или не сумеет Валентина удалить зуб, и отправились в медпункт. Когда маленькая и тоненькая девушка с легкостью справилась, председатель сельсовета только улыбнулся. С тех пор старался помогать во всем, даже бухгалтеру отдал устное распоряжение: что бы фельдшер ни попросила для медпункта - всем обеспечивать. Много позже девушка узнала об этом «тесте на профпригодность». Хотя работа сельского медика - это серия испытаний «на прочность», и большинство из них куда серьезнее предмета председательского спора.
Спустя два месяца Валентина помимо своих прямых обязанностей начала выполнять работу сельской акушерки, которая ушла в отпуск. Семнадцатилетнюю девушку пугала не работа в колхозном родильном доме, а ответственность за маленьких пациентов. А чего больше всего боишься, то с тобой и случается...

На всю жизнь запомнилось, как принимала первые роды. Женщину не успели довезти до роддома, и разродилась она на возу, под проливным дождем, под раскатистые удары грома. Врач акушер-гинеколог, прибывшая по вызову фельдшера, похвалила молоденькую коллегу, ведь, не имея опыта работы, в трудных условиях она не растерялась.
Не сосчитать, сколько раз приходилось Валентине Афанасьевна помогать появиться на свет новому человеку. И на печи принимала роды, и в поле... Некоторые женщины во время схваток искали колосящуюся рожь или пшеницу и лежали там, пока не родится малыш. Говорили, что так рожать легче, нет сильной боли...
Работы хватало - и по вызовам ходить, и принимать больных в медпункте, делать инъекции, прививки... И диагност она хороший.

«Мне кажется, что это было не со мной, - говорит сегодня Валентина Афанасьевна. - Тогда я была молода, хотелось творить, служить людям. Да и по-другому все было вокруг, даже солнце светило не так, а очень ласково».
Когда вышла замуж, переехала жить к мужу на хутор Гребля тоже Менского района и стала работать в фельдшерско-акушерском пункте, который тогда находился в х. Подино. Обслуживала шесть хуторов, разбросанных в радиусе пяти километров. На вызовы добиралась велосипедом по грунтовой дороге, которая весной и осенью превращалась в топь. Тогда приходилось идти пешком. Очень редко удавалось подъехать попутным транспортом.

Расстояние между ее домом и медпунктом было три километра по лесной дороге. Фельдшер вспоминает, как много живности было тогда: встречала и косуль, и диких кабанов, и лосей. А сейчас, к сожалению, вряд ли их увидишь.
Ныне Валентина Афанасьевна живет одна, муж умер, дети разъехались: старшая дочь Раиса живет в Березном, младшая Тамара — в поселке Гончаровское Черниговского района. Любят и гордятся бабушкой внуки Роман, Володя и Настя.
Фельдшер призналась, что очень скучает о прошедших годах. Часто вспоминает людей, с которыми работала и которым оказывала помощь: «Слышу их. голоса, вижу их улыбки, чувствую душевное тепло, которое они мне дарили. Жаль, что многих из них уже нет...».

Наталия Бушай, еженедельник «Черниговская неделя» № 4 (962)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: фельдшер, юбилей, Наталия Бушай