На столе передо мной стоит жестяная коробочка с надписью «Перец». Сверху крышка, основательно перемотанная черной изолентой. Внутри практически ничего нет, кроме выкрашенных черной краской стенок. Какое же практическое применение у этой жестянки? В нее заряжается старинная фотопленка, и в руках умелого фотографа появляется инструмент для создания настоящих произведений искусства. Пинхол-камера, также известная как камера-обскура, — прародитель всех фотоаппаратов, забытый способ получения фотоснимков. Несмотря на то, что о ней подзабыли, пинхол-камера обладает неповторимыми возможностями, которые не под силу даже современным цифровым фотокамерам.
Фотокамера из перечницы
Молодой черниговский фотограф Роман Саченко собрал более шестидесяти разных фотокамер. Его коллекция занимает целый сервант — столько фотоаппаратов, собранных в одном месте, мне видеть еще не приходилось. Но коллекционирование — не основное хобби Романа. Главное его увлечение — пинхол-фото.
— Этот вид фотоискусства заинтересовал меня после того, как в Интернете я случайно наткнулся на статью о Дне пинхола, который отмечают ежегодно в последнее воскресенье апреля,— рассказывает Роман. В статье было несколько поразительных фотографий, сделанных спичечным коробком. Тогда мне это показалось очень необычным.
В то время для меня было проблематично найти обширную информацию про пинхол. Поэтому я отыскал несколько схем, которые объясняли, как из подручных материалов сделать пинхол-камеру.
Первая схема показывала, как переделать обычный пленочный фотоаппарат. Я взял старенький «Зенит», выкрутил объектив, заменив его на пластмассовую крышку, в которой проделал отверстие. И внутрь заправил старую пленку. Первые снимки получились размытыми. Все из-за того, что я не знал, какой величины должно быть отверстие в пластине.
Немного позже нашел информацию про Игоря Брякилева, которого считают очень авторитетным специалистом в области пинхол-фото. Начал с ним общаться через Интернет, многое узнал о его методах и позже своими руками собрал несколько фотокамер.
«На белый свет сквозь дырочку…»
Изображение, которое формируется с помощью пинхола, отличается от полученного линзовой камерой. На пинхол-фотографии понятия «далеко» и «близко» исчезают. Передний и задний план существуют в кадре на равных правах. Такое изображение соответствует тому, как мы смотрим на мир глазами.
На столе у Романа, рядом с обычными фотоаппаратами, лежит несколько пинхол-камер. Здесь есть камеры, сделанные из кофейных банок, спичечных коробков и даже из футляров для очков. Все они изготовлены по одному несложному принципу. Берется емкость, предварительно покрашенная изнутри черной краской. В ней прорезается отверстие, куда вставляется тонкая металлическая пластина. В пластине прокалывается отверстие, которое служит объективом. И заправляется фотопленка. Таким образом можно без особых усилий собрать собственный фотоаппарат.
Фотограф говорит, что самое сложное в изготовлении камеры — точно и аккуратно проделать отверстие, которое служит объективом.
— На первый взгляд, здесь нет ничего сложного. Но отверстие должно быть идеально гладким, ведь от этого зависит качество будущей фотографии. Идеальный размер для такого отверстия — две десятых миллиметра. Если оно больше миллиметра, на снимке исчезает резкость, и изображение становится размытым. Если же отверстие меньше двух десятых миллиметра, то происходит дифракция, после которой фотография покрывается разводами.
Роман рассказывает и о других трудностях, с которыми сталкиваются новички в пинхол-фото. Почти у всех начинающих пинхол-фотографов возникают проблемы с выдержкой. Другими словами, они не знают, сколько времени объектив камеры должен быть открытым. Самая маленькая выдержка в пинхол-фотографии — одна минута. В фотоискусстве существует такое направление, как солография, когда фотокамера находится в одном и том же положении и продолжает снимать на протяжении от суток до нескольких месяцев. В результате можно получить фотографии, на которых видно динамику движения солнца и луны, а также изменения погоды. Самое интересное, что после такой выдержки не нужно проявлять негатив. Изображение на нем появляется само по себе.
— В создании пинхол-камеры не обходится без забавных моментов. Становится очень смешно, когда целых два часа подряд стачиваешь наждачной бумагой металлическую пластину, которая в последствии будет выполнять функцию объектива. Под микроскопом просматриваешь все неровности. А потом дотираешь ее до такого состояния, что она просто мнется и превращается в кусочек фольги. В такие моменты я просто сижу и смеюсь, потому что руки по локоть в металлической стружке и приходится начинать все сначала. Иногда это немного загоняет в отчаянное состояние — к счастью, очень редко.
«Пространство в динамике»
Я предлагаю Роману, чтобы он на практике продемонстрировал, как работает пинхол-камера. Мы собираем в сумку несколько самодельных фотоаппаратов и идем на Болдину гору. Здесь нам остается только расставить камеры, открыть объективы и ждать результата.
— Я стараюсь, чтобы пинхол-камера всегда лежала заряженной у меня в сумке, — говорит Роман. — Самого интересного кадра я обычно не ищу, он находит меня сам. В любой момент что-нибудь может привлечь взгляд, и так получаются интересные снимки. Однажды меня заинтересовал вид из окна моей квартиры. Я поставил камеру на всю ночь, и после проявки на снимке можно было увидеть движение луны по небосводу, а также плавный переход ночи в рассвет. В целом, фотография для меня — это отображение моего взгляда на мир. Кто-то, фотографируя, видит лепесток, кто-то — целый цветок. А я вижу пространство в динамике.
***
Прохожие с удивлением наблюдают за нашим занятием. Одни подходят и интересуются, другие долго вертят в руках жестяные банки. Так и не поверив в то, что с помощью этого можно делать снимки, уходят. Любопытный молодой человек снимает нас на цифровой фотоаппарат.
— А как ты относишься к современным фотокамерам? — интересуюсь я у Романа.
— На мой взгляд, с появлением цифровых фотокамер люди перестали наслаждаться процессом фотосъемки и поиском интересных кадров. Некоторые превращаются в бездумных пользователей. Отправляясь фотографировать, они делают сотни кадров, из которых потом выбирают несколько самых лучших. Я считаю, что это то же самое, что снять видео, а потом вырезать из него один кадр и сказать, что я поймал интересный момент. С пинхол-камерой все совсем по-другому. Это просто непередаваемое ощущение, когда ты что-то создаешь собственными руками. При этом можно даже не подозревать, что получится в конечном результате.
Ты заряжаешь всего лишь один кадр и ждешь своего момента. Когда проявляешь пинхол-снимки и на бумаге появляются первые силуэты и цвета, понимаешь, что с помощью подручных материалов смог создать настоящее произведение искусства. С цифровой камерой подобные чувства ощутить невозможно. Цифровые снимки кажутся мне несколько холодными.
Как поймать молнию?
Внезапно подымается сильный ветер и начинается дождь. Мы закрываем объективы, собираем камеры в сумку и отправляемся домой. Роман говорит, что иногда ему приходится снимать в самых неожиданных погодных условиях.
— Был последний день лета, все небо сверкало от грозы. Я полночи сидел на крыше дома и пытался снять на цифровой фотоаппарат молнию. Вымок до нитки, но все же сделал около десяти удачных снимков. Получил экстремальный, но очень интересный опыт. В общем-то, забраться на крышу и ждать разряда молнии не составляет большой трудности. Но когда ловишь таким образом молнию, нужно успеть сделать это за доли секунды. Было немного страшновато этим заниматься — полученный заряд адреналина действовал на меня всю ночь.
***
Вернувшись домой, мы с Романом приступили к проявке свежих кадров. И я на собственном опыте убедился, что сквозь булавочное отверстие (pin hole) мир видится совсем иначе. Маленькое чудо?
На фото видно, как стрелка отсчитала 5 секунд
Здесь можно увидеть динамику движения людей и транспорта по отношению к листку
Предметы на столе
Пинхол-камера
Одно из первых пинхол фото автора
Разряды молнии, снятые с крыши дома
Коллекция Романа
Михаил Тимошенко, еженедельник "Взгляд", №46 (127)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Роман Саченко, фотограф, Михаил Тимошенко