Иногда жизнь подбрасывает такие сюжеты, что куда там сценаристам кинофильмов! Один из них — история семьи уроженца Салтыковой Девицы Куликовского района Владимира Швидуна. Он и сам о ней узнал не так давно. И попросил свою тетю, знающую эту семейную тайну лучше всех, поделиться ею с «Гартом».
Анна Тарасенко (в девичестве Денисенко) сейчас живет на Киевщине, а свою Салтыкову Девицу вспоминает с ностальгией. Там прошли ее детство, юность, молодость, там остались родственники и могилы уже усопших родных. Частенько (и не только на 9 Мая или другие связанные с войной даты) всплывает в памяти и эта удивительная семейная история. О том, благодаря кому и чему ее родное село уцелело во время вторжения фашистов, Анна Петровна повествует в деталях:
— Когда я оканчивала школу, однажды пришла домой с предэкзаменационной консультации, а мама плачет. Обидел кто-то, что ли? Она и не выдержала: «Как мне это надоело! Соседка все обзывает нас «хандеры» да «хандеры». А я не знаю, что это значит!» Это было явно немецкое слово. Но как наша семья связана с Германией? Мама прорыдала:
«Я никому этого не рассказывала, наконец тебе признаюсь. Может, скоро умру, так хочу, чтобы ты знала». И поведала.
...Было это в 1942 году. Моего отца Петра и дядю Ивана забрали на войну еще в 41-м (оба вернулись, только дядя — без ног). Их отец — мой дед Федор Андреевич Денисенко — услышал, что в Салтыкову заехали эсэсовцы. Мотоциклами, танкетками. Пошли слухи, что они собираются сжечь село за то, что местные помогали партизанам продуктами. Дед с кем-то переговорил и решил: «Пойду. Я знаю немецкий, даст бог, упрошу смилостивиться». Попрощался с женой, невестками, внучками (я тогда еще не родилась, сестре Любе было 6 лет, а Варваре — маме Володи — всего годик). Не знал, вернется ли, ведь могли и расстрелять...
У комендатуры стояли немцы с автоматами: «Куда?» А он по-немецки: «Кто тут у вас старший? Мне надо к нему». — «Откуда ты знаешь немецкий?» — «Я был в Германии в плену». (И действительно, есть документы, что он с 1914 до 1918 года находился в плену, только вот не помню, в каком городе.) Впустили его, внутри снова стали расспрашивать — а вдруг это подосланный разведчик. Дед рассказал, у каких хозяев служил. Один из немцев оживился:«Помните фамилию тех людей?» А дед о них всегда хорошо отзывался. Хоть и был там пленником, но хозяева его не обижали, не ходил ни голый, ни босый, ни голодный. Выполнял у них разную работу: лошадей на пастбище водил, виноград собирал, детей глядел.
Немец стал придирчиво расспрашивать: какие у того хозяина были помещения, сколько он имел детей. Дед все рассказал: где стояли конюшни, винный погреб, назвал по именам девочку и мальчиков. «А как самого маленького звали?» — «Рихард». Тут этот немец велел, чтобы все вышли. Остались они с дедом один на один. Тогда он встал из-за стола, подошел к деду, обнял и сказал: «Здравствуйте, Федор. Я — Рихард».
...Этоже надо - через 20 с лишним лет, за тысячи километров, еще и при таких обстоятельствах встретиться! Рихард, как оказалось, был в этом отряде эсэсовцев главным.
Сели, стали беседовать. Рихард рассказал деду об отце, о матери, о сестре, которая уже вышла замуж и родила детей.
Наконец дед отважился и попросил: «Пожалуйста, не сжигайте село! У меня двое внучат, а сколько еще здесь детей... Вы военный — мои сыновья тоже пошли воевать. Вас послали — и их послали. Вы не по своей воле — и они так же. А за что пострадают невинные детишки?» Немец сказал: «Ступайте домой и никому о нашей встрече не рассказывайте! Завтра мы отсюда уедем».
Дед вернулся на нервах, весь потом изошел (у него было больное сердце). Но принес хорошую весть. Рихард еще дал ему с собой мыла, белого сахара в комках и даже шоколада — большие плитки, мы такого не видели.
Дед велел всем родным никому не рассказывать эту историю, чтобы семью не заподозрили в связях с немцами. Он умер в 1946-м (дождался сыновей с войны и им все поведал с точно таким же наказом молчать). Мама столько лет берегла эту тайну, только вот тогда мне ее открыла. Лишь несколько человек знали, что именно благодаря деду Федору фашисты не сожгли село А теперь пусть знают все...
Алина Ковалева, «Гарт» №11 (3023) от 11 марта 2021
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Салтыкова_Девиа, Куликовский_район, Швидун, Ковалева, Гарт