— Это не совсем моё изо-бретение: идею подсмотрел у предшественников, — не хочет приписывать себе чужих заслуг 52-летний Владимир Турок из Долинского на Соснитчине. — Дальше все делал сам.
Собранные своими руками усовершенствованные станки, мельницы для зерновых, пилорама, агрегаты для обработки и сбора картофеля и еще много чего другого, облегчающего тяжёлый крестьянский труд, — всё это, говорит, уже вчерашний день.
Захотелось чего-то нового. Так и возникла идея сделать тыквенный комбайн.
Тыкв они с женой сеют каждый год не меньше 10 соток, потому что держат большое хозяйство (корова, свиньи, кроли, птица). Животные едят мякоть за милую душу. Работа же с тыквами не столько трудная, сколько хлопотная и долгая: пока измельчишь. пока выберешь семена...
— Комбайн справится - не успеешь глазом моргнуть. Чтобы переработать весь урожай с наших 10 соток, ему достаточно двух часов. А нынешний ещё быстрее — ведь он не порадовал, так как часть площади пришлось пересеять из-за погодных условий, — рассказывает Владимир Николаевич.
По его словам, тыквенный комбайн может привести в действие любая техника, в которой есть вал отбора мощностей (агрегат, предназначенный для передачи силы вращения с двигателя на гидросистему и прицепные механизмы). Умелец цеплял комбайн к трактору, который тоже собрал сам.
Из физического труда при переработке — забрасывание тыкв в бункер. Там их разбивают мощные вращающиеся измельчители. Далее масса попадает в ёмкость с решётами. В ней специальные скребки (тоже вращающиеся) оїделяют семечки. Они поступают в привязанный к корпусу комбайна мешок, а измельченная тыква — наружу.
Спрашиваю мастера, сколько времени он работал над комбайном и сколько на него потратил.
— Работал, когда случалась свободная минута. Поэтому процесс растянулся почти на год. А денег пошло — по грубым подсчётам - не меньше 15 тысяч гривен. Эю - не считая труда. Всё дорогое, одно только основное решет сюит около 5 тысяч гривен. Поэтому деталями разживался на пунктах приёма металлолома.
Потом переделывал, приспосабливал. И этой осенью наконец испытал комбайн.
— Результатами довольны?
— Комбайном - да. Но использовать ею на маленьких пгюшапях нет смысла, тем более чю мы собирали не весь урожай сразу, а по необходимости - когда нашей живности нужны были корма. Поэюму мыть ёмкости приходилось намного дольше, чем они были в работе.
Не скрывает: планировал расширить площадь под тыквами. А почему бы и нет: на семечках можно неплохо заработать. За неделю они, как правило, сдавали их до 20 кг, а закупочная цена в этом году выросла более чем в 1,5 раза — до 70 грн за кг.
Далее наметил построить мойку для семечек, так как они поступают в мешок не идеально чистыми, сушилку.
— Зачем же тогда продали комбайн?
— Не выделили землю. Просил, как и положено, 2 гектара. Местные депутаты проголосовали «за». Сосницкий земотдел нашёл участок, сделали документы. Направили в Чернигов — в Госгеокадастр, а оттуда ответ: такого участка не существует. Настолько заумно всё объяснили, чтя до сих пор не могу понять, как такое может быть.
— Покупатель наш, с Черниговщины?
— С моей родины - Новгород-Северского района. У него под тыквами больше 3 гектаров.
— А как Вы оказались на Соснитчине?
— Жена переманила. Познакомились, когда ехали на учёбу в Киев. Вместе уже 27 лет. У нас — сын, дочь, маленькая (всего 8 месяцев) внучка Марьянка.
По профессии Владимир Николаевич электрик. Жена — Нина Петровна — инженер-технолог.
— Значит, есть кому профессионально оценивать Ваши изобретения? Может, что-то из них даже дарили ей?
— Дарил картины. В молодости я любил писать маслом пейзажи.
— Наверное, односельчане завидуют, ведь далеко не каждый мужчина—мастер на все руки, как Ваш? —спрашиваю Нину Петровну.
— Кто завидует, тот не знает, сколько из-за этого проблем, — улыбается она. — Всем нужен, все зовут помочь — дома не застанешь...
Мария Исаченко, «Гарт» №51 (3011) от 17 декабря 2020
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Турок, Долинское, Соснитчина, тыквенный_комбайн, Исаченко, Гарт