В Сосницкой громаде из-за сломанного парома люди переходят речку пешком по льду
Паромная переправа между сёлами Пекарев, Кнуты, Косты рев, Синютин и центром общины — Сосницей — не работает уже больше месяца. 23 декабря лопнул трос, который удерживал паром, и он поплыл по течению. И хотя в скором времени плавсредство вернули на место, возобновить переправу до сих пор не удалось. Сначала не могли прополонить Десну (прорезать во льду дорогу для движения парома), потому что на середине реки лед был тонким, а потом резко снизилась температура — паром обмёрз...
Добираться до Сосницы жителям Пекаревского старости некого округа сейчас наиболее безопасно через Короп. Но это — 100 км пути. Автобусного сообщения нет. Можно нанять частную машину — самое меньшее за 300 грн. Однако такое не каждому по карману.
И люди на свой страх и риск — ведь погода постоянно меняется — переходят Десну по льду. Одним надо в больницу, другим — в магазин. В своих не всегда есть необходимое, ведь предпринимателям из Сосницы сейчас тоже проблематично доставлять товары в сёла за Десной. Чтобы не ехать 100 км, переносят на другой берег по льду в основном те, на которые самый большой спрос. Да и магазинов на четыре села всего два.
Отчаянные переезжают Десну на легковых автомобилях. К реке и через неё ведёт проторенная в снегу дорога. Остальные — пешком. Поэтому самая ценная информация, которой обмениваются между собой местные жители при потеплении, — о том, нет ли заберегов (покрытый водой лед у берегов). Хотя и они, по словам селян, останавливают не всех — кладут сверху доски, хворост и по ним идут.
— Врачи из Сосницы тоже ходят к вам напрямик? — спрашиваю своих собеседников.
— Врачи не ходят, — отвечают. — Говорят, многие из них сейчас сами болеют. Поэтому те из пациентов, кому нужно на приём или на очередную прививку от ковида, добираются самостоятельно.
— К счастью, наш фельдшер — Лидия Горбач - живёт в Шабалинове. Это уже Коропщина, но от нас всего 11 км. Добраться можно по суходолу. По этой же дороге и школьников возят в Шабалинов на учёбу, — говорит староста Пекаревского округа Тамара Степаненко. — Лида и лекарства из аптеки привезёт, если нужно. Приезжает в любую погоду. Собственной машиной — сама за рулём.
Тамара Степаненко
Чтобы люди долго не оставались без медицинской помощи, она вышла на работу из декретного отпуска, когда ребёнку было всего 8 месяцев. У нас её все очень любят.
С благодарностью отзываются селяне и об Андрее Дудко и Юрии Притыке, благодаря которым и существует переправа. Рассказывают: парни (каждому около 30 лет) взяли паром в аренду и обеспечили перевозку во все времена года:
— Раньше, когда Десна замерзала, паром не работал. А оплатой — ещё с колхозных времён — была бутылка. О таком порядке, как сейчас, даже не мечтали.
Между берегами — немногим более 100 метров. Переправа занимает от 10 минут до получаса — в зависимости от погоды, времени ожидания, пока на паром загонят машины, и т. п. С иногородних автомобилистов берут по 60 грн, с местных— наполовину меньше. Своих пешеходов и велосипедистов перевозят бесплатно.
Но от ситуаций, подобных той, что возникла 23 декабря, переправа не застрахована. К тому же поставить паром на прикол могут и десятки других причин Поэтому мечта всех селян — мост. Пусть даже не основательный, дорогой, а простой — подвесной.
— Такой, как в Батурине, — говорит Тамара Михайловна. Она уже несколько раз ездила на Бахматчину, чтобы рассмотреть, как сделан мост, на чём держится, благодаря чему безопасен. Теперь знает о нём всё. Потому что не только рассмотрела его, но и испытала.
— Сначала идти было немного непривычно и даже страшновато, но это быстро прошло. Особенно когда при мне по мосту промаршировала группа людей, занимающихся скандинавской ходьбой.
Там по обе стороны по всей длине натянута сетка-рабица: не выпадешь, даже если потеряешь равновесие, — смеётся.
Батуринский подвесной мост (через Сейм) закончили строить в 2020 году. Он соединил центр общины с одним из её сёл — Матвеевкой. В результате отпала необходимость с риском для жизни переходить реку по льду, а расстояние между этими населёнными пунктами стало короче более чем на 8 км.
Соорудили мост без использования бюджетных средств — на деньги спонсоров и жителей об шины! Согласно информации, полученной из разных источников, потратили от 200 тысяч до полумиллиона гривен.
— Нам нужен почти такой же длины. Но средств понадобится больше, ведь строительные материалы, как и всё остальное, выросли в цене, — говорит староста. Она уже готовит обращения к депутатам и предпринимателям с просьбой о помощи. Многие селяне тоже готовы по мере возможности поппеп-жать проект.
В ТЕМУ
Согласно информации Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, для того чтобы один человек мог безопасно пройти по льду, минимальная его толщина должна быть 7-10 см. Для массовой пешеходной переправы — не менее 15 см. Безопасная толщина льда для проезда автомобиля — 30 и более см.
Важно учитывать цвет льда — он должен быть светло-серым. Если лёд матовый (как вода с молоком), это значит, что он многослойный, со снегом. Он может быть плотным сверху, а в середине рыхлым, некрепким.
«Гарт» №4 (3069) от 27 января 2022, Мария Исаченко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Пекарев, Соснитчина, мост