За свою жизнь Валентине Лишафай из Чернигова не раз приходилось держать удары судьбы. Из-за безденежья она сразу после школы пошла работать, пережила измену мужа, одна растила двух дочерей — Ирину и Аллу. Под давлением руководства ушла с любимой работы. Чтобы прокормить детей в трудные 90-е, моталась торговать в соседнюю Беларусь. Казалось, поживет для себя хоть на старости лет, но 2015 год перевернул все с ног на голову — старшая дочь Ирина погибла на заработках. Трое ее детей остались без мамы. И ее им заменила бабушка.
Родом 70-летняя Валентина Лишафай из Чернигова.
— Когда я родилась, папе было 59 лет, а маме 43. Солидная разница в возрасте не бросалась в глаза, ведь папа был очень красивый, подтянутый. Он работал пожарным, мама была домохозяйкой, — рассказывает Валентина Владимировна. — Жили мы бедно, поэтому после школы я сразу пошла работать — в вычислительный центр на камвольно-суконный комбинат. Отработала там 9 лет, затем, окончив наш пединститут, устроилась воспитателем в детский сад. Когда в 1976 году мы с моим парнем Иваном решили пожениться, очередь в ЗАГСе была огромная. Поэтому мы с ним стали жить, как теперь говорят, гражданским браком. В 1977 году у нас родилась дочь Ира, а в 1983-м — Алла.
С Иваном Валентина прожила 9 лет.
— В декабре 1985 года я по путевке поехала на отдых в Ворзель Киевской области. Там младшей дочери купила шубку. Думала, отвезу домой, порадую и вернусь в Ворзель. Приезжаю, а Иван привел домой женщину. Сейчас зла на него я не держу, хотя после расставания он на детей и копейки не дал. А растить дочерей одной было очень трудно. Я часто подменяла других воспитателей, чтобы дополнительно заработать. А Ира в это время ухаживала за Аллой, забирала ее из детсада, а когда она пошла в школу, помогала с уроками.
Воспитателем Валентина Владимировна проработала до 1990 года. Говорит, охотно трудилась бы и дальше, но...
— Начались перебои с финансированием. Нас просили уйти в отпуск за свой счет. Я так и сделала. Взяла отпуск и уехала в Москву к своей двоюродной племяннице, Элеоноре Костенецкой. В 1972-1982 годах Лора работала администратором в ювелирном магазине «Самоцветы» на Арбате, она хорошо знала Владимира Высоцкого, Юрия Антонова, Галину Брежневу и других известных людей.
В Москве я устроилась работать консьержкой. Поработала месяц, пока не позвонила Ира и не сказала, что меня могут уволить из детсада. Вернулась в Украину. Оказалось, дочь заведующей окончила пединститут, надо было освободить ей место. Выбора не было — пришлось написать заявление об увольнении.
В 90-х, чтобы как-то прожить, Валентина Лишафай ездила торговать в Гомель.
— Возила туалетную бумагу. Еду, а детям оставляю деньги на четвертинку хлеба, потому что больше нет. Так и жили. До 5-го класса Алла занималась бальными танцами, а когда занятия стали платными, перестала — платить было нечем. Говорит: «Запишусь туда, где бесплатно». Приходит домой: «Мама, на баскетбол не взяли (из-за роста. — Авт.), буду заниматься футболом».
С выбором Алла не прогадала, и уже в 9-м классе ее забрали в черниговский футбольный клуб «Легенда». Там она быстро стала одной из лучших в составе. Вместе с командой выиграла чемпионат Украины, выступала в еврокубках, попала в женскую сборную Украины. Впоследствии выступала за титулованные российские клубы, получила звание мастера спорта международного класса. А в 2009-м в составе футбольного клуба «Звезда-2005» стала вице-чемпионкой Европы (в финале Кубка УЕФА наша команда уступила немкам).
— А вот Ирочка со спортом не очень дружила. Мне все говорили, что она красивая. Красивая, но несчастная, — вздыхает Валентина Владимировна. — В школе она училась хорошо, однако поступить на бюджет в институт не смогла. Платить, конечно, было не по карману. Где только она не работала. И в роддоме, и в пекарне кондитером. В конце 90-х встречалась с парнем Сергеем. Уже дошло до свадьбы. Вдруг Ира приходит вся в слезах и говорит: «Свадьбы не будет. Я забыла выбросить фотографию бывшего парня из кошелька, а Сергей ее нашел». Вмешалась и мама Сергея, которая давила на сына, чтобы не женился. А Ирочка уже была беременна. Говорит: «Сделаю аборт, если скажешь». Но я была против. В 1999-м родился Вова. Надеялись, что с рождением сына Сергей одумается, но он Иру даже из роддома не забрал. За все время сыну ничем не помог.
В 2001 году Ира как-то пошла к подруге в гости и познакомилась с Павлом. Стали встречаться. Его родители были против свадьбы, но он настоял. Поженились. В 2002-м у них родилась Лиза. Паша работал на радиозаводе. Зарплату тогда выдавали продукцией, поэтому мы жили на Ирины декретные и на то, что зарабатывала я.
В том же году, рассказывает Валентина Лишафай, они с Аллой решили взять кредит и приобрести ей квартиру.
— У Аллы была небольшая зарплата, поэтому кредит ей давать не хотели. Менеджер банка пошел навстречу и попросил написать в справке о доходах, что дочь подрабатывает, дополнительно тренирует детей. Кредит дали, но проблема в том, что в договор мы особо не вчитывались. А зря. Оказалось, что ежемесячно нужно платить огромные комиссионные.
Чтобы помочь дочери расплатиться с непосильным кредитом, в октябре 2002-го Валентина Лишафай поехала на заработки в Москву.
— Я опять жила у Лоры. Она ко мне очень хорошо относилась. Кормила, одевала, отправляла посылки детям. Сначала я устроилась консьержкой, позже работала в аптеке (принимала товар, убирала. — Авт.), мыла людям окна, подрабатывала няней. Бывало, еду в метро и засыпаю от усталости.
Немного освоившись в Москве, Валентина предложила Ирине с мужем тоже приехать поработать.
— Сначала приехала Ира, а месяца через 3 и Паша. Но в Москве ему не понравилось, он вернулся в Чернигов, и вскоре они расстались. Паша взял Лизоньку и переехал к своим родителям. А Вова остался с Аллой. Но она постоянно то на тренировках, то на играх. За Вовой просила присмотреть соседей, а иногда даже игры пропускала, если не с кем было его оставить. В 2006-м, когда я приехала в Чернигов, Алла сказала, что и футбол, и уход за племянником она не потянет, поскольку может потерять место в команде.
Поэтому Валентина Владимировна осталась дома с внуком. А вот Алла, наоборот, поехала в Россию. Ее пригласили в пермский футбольный клуб «Звезда-2005».
— В 2007 году мы все же выплатили кредит. Ира все это время работала в Москве. В 2009 году там у нее родилась дочь Даша. Но совместная жизнь с отцом ребенка не сложилась, потому что его депортировали в Таджикистан. С тех пор о нем ничего не слышно. Ире надо было работать, поэтому, когда Даше был всего месяц, она привезла дочь в Чернигов. Так с малых лет я Дашу и Вовчика растила. Ира старалась как можно чаще навещать детей.
16 июня 2015 года она в очередной раз приехала в Чернигов. Сказала: «Мама, на твой день рождения (19 июля. — Авт.) я приехать не смогу, буду в августе. Отпрошусь на месяц и сама буду водить Дашку в первый класс». Ирочка заверила меня, что все будет хорошо, и я отпустила ее. Думала, что в августе заберу паспорт и уже точно никуда не отпущу. А через неделю моей дочери не стало... Ночью 23 июня зазвонил телефон — знакомая Иры сообщила, что дочь погибла. Ее сбил поезд... Хозяйка, у которой Ира тогда работала, нам очень помогла. Оплатила мне номер в гостинице, все расходы на похороны взяла на себя и еще дала тысячу евро.
Трагедия подкосила Валентину Владимировну — вскоре у нее случился инсульт, появились проблемы с ногами. До сих пор женщина в трауре по дочери и не снимает черный платок.
— Опекунство над детьми оформила Алла, но они остались со мной. Сейчас Вова учится на 4-м курсе Львовского университета им. И. Франко на юриста. Приезжает на каникулы. А Лизонька в этом году поступила в Киевский университет имени Шевченко. Будет археологом. Со мной только Дашенька. Она ходит в школу, помогает мне по дому. Начиная с 2017-го Даша каждое лето ездит в испанскую приемную семью (по программе сиротского фонда). Они очень хорошие люди. Научили Дашу и плавать, и на велосипеде ездить. Накупили разной одежды. Одних только курток 7 штук. Наведывается ко мне и Аллочка. После травмы ноги, в 2015-м, она завершила карьеру футболистки и вернулась в Чернигов. Сейчас живет в гражданском браке. У них с мужем подрастает сын Артем, ему 3 годика.
Вынести все трудности и жить дальше Валентине Лишафай всегда помогала любовь к родным. Сейчас она мечтает о двух вещах: поставить внуков на ноги и сделать дома «стену фотографий», собрав вместе фото всех своих родных. Первые фотографии будущей экспозиции уже красуются на стене. Их Валентина Владимировна охотно показывает гостям.
Алексей Прищепа, «Гарт» №43 (2951) от 24 октября 2019
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Валентина Лишафай, судьба, Прищепа, Гарт