С тремя горожанами — 26-летним помощником гранатометчика 13 батальона территориальной самообороны Владимиром Близнюком (жил на Еськова), 23-летним солдатом Первой танковой бригады Владимиром Ющенко (жил на Волковича), 33-летним старшим сержантом Первой танковой бригады Александром Шиком (жил на 1 Мая) — попрощался Чернигов. Парни погибли в АТО. 10 сентября в районной больнице города Счастье Луганской области скончался от ран военнослужащий-контрактник Первой танковой бригады 25-летний черниговец Виталий Рябой. Жил на Горького. Мама в Крыму. Боец был ранен 7 сентября. Когда верстался номер, тело Виталия Рябого в Чернигов еще не доставили.
Владимира Близнюка похоронили 9 сентября на Яцево. Отпели в Свято-Николаевской церкви напротив областной больницы. Тело парня доставили в Чернигов 9 сентября, в два часа ночи, в морг на Пирогова.
Володя погиб 6 сентября.
— Мина, — кратко говорит сослуживец Александр Развин.
— Саша был вместе с ним под этим обстрелом, — добавляет жена Александра Развина. — Вову — насмерть, Сашу — ранило.
— Володя погиб близ села Теплое Станично-Луганского района, — говорит Оксана Рубан, волонтер Черниговской женской сотни самообороны. Она видела, как тело Владимира Близнюка загружали в машину «скорой помощи». — В субботу объявили перемирие, а в воскресенье были обстрелы из минометов, гранатометов.
Владимиру Близнюку исполнилось 26. Закончил Черниговский коллегиум №11, вторую музыкальную школу по классу гитары, изучал также баян. Отслужил срочную службу в Харькове. Вернулся в Чернигов, пошел служить по контракту в черниговскую часть МВД. Заочно учился. Был женат, в разводе, детей нет.
Папа Владимир Близнюк — подполковник в отставке. Мама Елена Белеванцева работает в городской организации Красного Креста. Есть младший брат Алексей, ему 9 лет.
Последний раз мама общалась с сыном 1 сентября.
— Я отправила ему вместе с гуманитарным грузом письмо с красными печатями, вызов на учебу, у него дипломный курс, просила, чтобы его вернули домой, — говорит мама Елена Владимировна.
— Сказал: «Мама, я письмо получил. Я не могу сейчас разговаривать.
Начинает свистеть. Я тебе попозже перезвоню, скажу, отпускают меня, не отпускают». Больше связи не было. Я решила, что его приезд — это будет сюрприз. Он любил так — удивить. Я чувствовала, что скоро он сюда придет. Он пришел... Сегодня первый день сессии. Последний курс. Сколько денег выплачено, сколько трудов, какие были планы...
— Вы не хотели, чтобы он шел на войну?
— Не хотела, он сам решил. Когда Крым забрали, не мог успокоиться: «Как это так, как это так — забрать!». Хотя он и не щирый украинец, мы из Беларуси. Папа военный, переехали, остались. Володя тут родился. Они с папой вместе решили воевать. Отца не взяли.
Я пошла работать в Красный Крест, думала, благодать Божья будет на дитяти. Пожертвования собирала, отправляла беженцам, помогала, чем могла, — плачет.
— Стояла на улице с ящиком, просила: «Пожертвуйте». За три месяца почти три тысячи насобирали на счет Красного Креста. Бежала быстренько в банк, переводила, для меня это такая радость была. Думала, и моему дитенку Бог зачтет все, чем я занимаюсь.
Посылки каждые десять дней отправляла. Форму купили дорогую, за 700 с лишним гривен. Позвонил такой расстроенный: «Мама, что вы купили? Верх я буду носить, а брюки мне большие». Он же так исхудал. Постоянно, как зайцы, перебегали с места на место, без выходных, с ожиданием, что могут убить.
— Володя что-то рассказывал о службе?
— Он мне говорил: «Мама, я столько всего сделал, но нас награждают посмертно или по ранению». Он мне врать не будет. «Мама, — говорил, — если б ты знала, что такое «Град»...
С Володей прощались родные, сослуживцы по 13 батальону, их жены, одноклассники, соседи, представители военкомата, власти. Губернатор Владимир Ивашко был на отпевании. Самый маленький родной человечек — Володин младший брат — остался дома.
— Алексей не понимает, что произошло, — говорит мама.
— Володя для него живой. Не хотела добивать его, не взяла на кладбище. У него глазки сияют, говорит: «Мама, чего ты плачешь? Ты такая страшная. Мама, не смей, так делать».
«Господи, если ты есть, как ты это допускаешь?..»
Тела Александра Шика и Владимира Ющенко доставили в Чернигов 9 сентября после обеда, самолетом. С Александром Шиком попрощались 10 сентября. С Владимиром Ющенко — 11 сентября.
Александр Шик у мамы был единственным ребенком. Не был женат, но была девушка. Детей нет. Жил в бывшем радиозаводском мужском общежитии. Работал строителем. Учился в строительном техникуме, закончил Черешенскую школу-интернат в Коропском районе.
Мама Саши Любовь Дмитриевна умерла от онкологии в 2006 году, похоронена на Яцево. Папой был отчим Виктор Позняк, за которого мама вышла замуж, когда Саша был маленьким.
Александра Шика призвали в марте, проходил переподготовку в Гончаровском, потом отправили в АТО. Последний раз говорил с отчимом 2 сентября, за два дня до гибели. Погиб Саша в Луганской области, под Дмитровкой.
— Обстреляли их, — говорит жена отчима Мирослава Николаевна. — Они передислоцировались под Дмитровку, окопались, только отдыхать легли, и начался обстрел. Умер не мгновенно. Позвали врача, но не спасли. Легкое пробило. Истек кровью.
— Шустрый, работящий, помогал всем, — вспоминает Сашу подруга мамы Тамара Кравченко. — Никогда не жаловался, хотя жилось ему по-разному. Мамы нету — это сирота самая круглая, — добавляет со слезами Тамара Васильевна.
Только привезли гроб, его тесно обступили, плакали. Одна из соседок, бабушка, стояла поодаль, возле сетки спортивного поля и тихонько причитала: «Господи, Господи, если ты есть, как ты это допускаешь?..»
«Даем задний ход. Утекаем на Харьков»
Владимира Ющенко призвали в марте. Срочную службу служил танкистом.
Володя — единственный сын в семье. Отец Михаил Ющенко — сантехник в областном онкодиспансере. Мама Светлана Ющенко. Володя официально не женат. Работал в гипермаркете «ВЕНА» сборщиком мебели. Окончил училище №6 на Музыкалке, специальность столяр-станочник. Учился в школе №33.
— Про свою службу не рассказывал, — говорит отец Михаил Иванович. — Даже маме не говорил, что он в Луганске. Кроме меня, никто из родных не знал. Общались последний раз в среду, третьего числа. Сказал: «Даем задний ход. Утекаем на Харьков. Только осталось нам проехать блокпост свой, да и все». Расстреляли их из гранатометов. Володю осколками ранило. Был возле второго танка, так сказали.
Вместе с отцом тело Володи ждали двоюродные (по отцовской линии) сестра Наталья Трейтяк и брат Николай Ющенко. Мама лежит во второй горбольнице, после операции.
* * *
За текущую неделю в зоне АТО также погибли старший матрос 33-летний Юрий Хуторный из села Ярославка Бобровицкого района и солдат Первой танковой бригады 25-летний Сергей Безгубченко из села Сухополова Прилукского района. Он неженат. Детей нет. Есть родители и младший брат. Сергей погиб в ночь с 3 на 4 сентября, был ранен в сонную артерию, шею, грудь. Умер мгновенно.
Неделю назад погиб милиционер, младший сержант 20-летний Андрей Есипок. На службу шел из Киева (батальон «Миротворец»), хоронили в селе Новый Быков Бобровицкого района.
Всего с момента АТО погиб 41 военнослужащий Вооруженных сил Украины (по спискам областного военкомата). Учитывая черниговцев, служащих в Нацгвардии и других структурах, погибших будет более 50.
Тамара Кравченко, "Весть" №37 (609) от 11 сентября 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.