GOROD.cn.ua

В 93 года прооперировали сердце

"Мы решили, что батя должен жить". На фото Иван Шолох с сыном Григорием
В Черниговской горбольнице №2 Ивану Шолоху в конце мая сделали стентирование коронарной артерии. Это самый старый пациент, прооперированный в области. У человека был инфаркт. Стент, который поставили в месте сужения артерии, восстановил кровоток.

Ввели стент через отверстие в районе паха. Такие операции называются малоинвазивными, то есть с минимальным проникновением. Они возможны благодаря ангиографу — аппарату, позволяющему видеть ход операции на экране.

Иван Шолох уже две недели дома.

— Первую неделю почти все время лежал, — говорит. — Теперь уже встаю, на кухню выхожу, в сад (живет в частном доме).

Каждый день по графику приходится принимать таблетки. Они лежат на столе, время приема строго расписано.

Иван Григорьевич рассказывает, что ему сделали срочную операцию. Привезли во вторую горбольницу из областной в полусознательном состоянии.

В областной больнице лежал в ревматологическом отделении.

— Утром, когда врач Николай Теодорович (Бищак) сделал кардиограмму увидел аварийное состояние, — рассказывает. — Срочно сын Григорий подъехал, повезли в горбольницу №2.

Когда оформлялся во второй больнице, называл свои данные, потерял сознание, — продолжает. — В операционной помню — много оборудования и слова врача: «Осталось две минуты».

Очнулся уже в реанимации.

Выхаживала Ивана Шолоха заведующая отделением для больных после малоинвазивного хирургического вмешательства Людмила Борисенко, медсестры.

Через 12 дней деда выписали. Шел на выход по коридору вместе с невесткой Натальей, женой Григория. Лавочки вдоль стены стояли.

— Вдруг Наташа говорит: «Давайте остановимся, посидите»,— вспоминает Иван Григорьевич. — Она увидела, что мне плохо. Я сел на лавочку и потерял сознание, остановилось сердце. Через секунду рядом оказались врачи, сделали непрямой массаж сердца. Так мяли, что долго ребра болели, — проводит по груди, — но ничего, это, сказали, пройдет.

Пришлось еще на 10 дней задержаться в отделении. Когда выписывался, Гриша говорит: «Никаких хождений», в палату заехали с каталкой, посадили, каталку в машину — и домой. Врачи сказали, как можно меньше движений, чтобы не открылось кровотечение.

93-летнему Ивану Григорьевичу, признается, нелегко выполнять такую простую рекомендацию.

— В жизни не привык сидеть, — говорит. — Мне тяжело не работать.

35 лет преподавал в Черниговской школе №2, когда школа еще была на Валу, училось 2000 детей. Был завучем по производственному обучению. До этого работал в военном училище, в «летке». Участвовал во Второй мировой войне, с 1940 по 1945 год воевал на разных фронтах.

Пришел домой, женился. Вырастил двух сыновей — Григория и Василия. Григорий — инженер телеканала «Интер». Василий — пенсионер, работал заместителем начальника ДОСААФ. Оба сына — мастера спорта по автогонкам.

—Дети сыграли большую роль, что больного взяли на операцию, — отмечает заведующий отделением малоинвазивного хирургического вмешательства Сергей Стратилат.

Оперировал 93-летнего пациента Александр Бараненко (он же удачно прооперировал в феврале этого гоода  экс-секретаря горсовета Олега Шеремета. — Авт.).

— Операция длилась, как обычно, минут 30, — говорит Александр Васильевич.

— Возраст — не противопоказание, мы спасаем не только юных.

Операции стентирования выполняют Вячеслав Рыбачук, Александр Бараненко, Николай Шульга, Александр Падий, Сергей Стратилат.

— Больной лежит на кушетке, которая поднимается, двигается, — показывает Сергей Стратилат. — Анестезия внутривенная, но человек обычно находится в сознании. Чтобы мы с ним общались, чтобы понимали, что с ним происходит. Иногда больные и сами смотрят на экран, видят, что мы делаем.

Ангиограф в горбольнице №2 с 2011 года. Такой аппарат в области один.

— Это, по сути, рентген-аппарат с очень хорошим разрешением, — объясняет Сергей Стратилат. — Потому что сердце сокращается, это подвижный орган. Для того чтобы видеть в режиме реального времени, нужна дорогая качественная аппаратура. Ангиограф — это установка, которая позволяет видеть сердце или другой нужный участок в разных проекциях, вертится, крутится вокруг больного.

Оперируем пациентов и с города, и с области, — продолжает. — Стентов поставили больше 700. Еще больше сделали коронографий — исследований с использованием контрастного вещества.

На этом аппарате мы можем смотреть сосуды любого бассейна, — продолжает Сергей Владимирович.

— Сердце, головной мозг, руки, ноги, матку (у женщин). Можно ставить стенты в любые артерии.

— Сколько стоит стент?

— Если человек к нам поступает по экстренным показаниям, с инфарктом, оперируем за бюджетные средства. Больной покупает только те медпрепараты, которые он покупал бы в любой больнице.

— Если не по экстренным показаниям, а плановая операция?

— Если плановая, тогда все уже надо покупать. Стентирование — это современное лечение, используются дорогие материалы. Стент стоит от шести-семи тысяч гривен и выше.

Тамара Кравченко, "Весть", №26 (598) от 26 июня 2014 г.

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Иван Шолох, стентирование, горбольница №2, Сергей Стратилат, Тамара Кравченко, "Весть"