Речь о двух несовершеннолетних заключенных Черниговского СИЗО — 16-летнем Родионе и 15-летнем Максиме, которые 1 июля около 17 часов набросились на младшего инспектора отдела режима и охраны, когда тот сопровождал их в баню. Отобрав у него ключи, беглецы сумели открыть две двери и выбежать во внутренний дворик СИЗО, где и были задержаны.
Все это произошло в одном из подземных переходов на территории учреждения.
— В следственном изоляторе никто из находящихся под стражей поверху не передвигается. Все объекты здесь соединены между собой подземными переходами, поэтому в баню, на прогулку или в следственные кабинеты заключенных конвоируют исключительно ими, — рассказывает начальник государственного учреждения «Черниговский следственный изолятор» Игорь Дрозд. — В тот день младший инспектор (он имеет право сопровождать одновременно до пяти человек. — Авт.) конвоировал двух несовершеннолетних заключенных в баню на помывку. Они были без наручников, поскольку инструкция этого не предусматривает. Оба шли по коридору впереди конвоира и в руках держали необходимые для бани вещи (мыло, шампунь, мочалку, сменное белье). Вдруг один из заключенных развернулся и схватил младшего инспектора за ноги, а второй повалил его на пол и, обхватив шею рукой, стал душить.
Когда конвоир потерял сознание, нападавшие выхватили у него ключи и побежали по коридору.
— Они открыли две двери. Сначала ту, что ведет из подземного перехода в баню, затем ту, что ведет из бани во внутренней двор. Там их задержала резервная группа, а также младший инспектор, на котрого они напали (он быстро пришел в себя). Никакого сопротивления беглецы не оказали. Наверное, они рассчитывали, что дверь из бани выведет их на улицу, но оттуда выхода из СИЗО вообще нет. К слову, инспектор, получивший легкие травмы (ссадины на плече и локте), погнался за несовершеннолетними почти сразу. Записи с камер видеонаблюдения показали, что интервал между выбежавшими из бани заключенными и догнавшим их конвоиром — всего 18секунл. В целом же с момента нападения и до момента задержания прошло 2 минуты 10 секунд.
— Помимо ключей, беглецы что-то взяли еще?
— Нет. У конвоира были спецсредства — газовый баллончик, наручники и резиновая дубинка, но они их не тронули. А вот огнестрельного оружия у него вообще не было, потому что это запрещено. С оружием заключенных охраняют только снаружи, а внутри учреждения оружие не предусмотрено, чтобы избежать случаев его захвата.
— Что известно о беглецах?
— Они уже несколько месяцев содержатся вдвоем в маломестной камере. Проходят по разным делам (поскольку сообщников запрещено содержать вместе. — Авт.). Один подозревается в убийстве с отягчающими обстоятельствами (это Родион К., которого подозревают в причастности к смерти 24-летнего Александра Клементьева из села Тихоновичи Сновского района. Мы писали об этой трагедии в №6 от 6 Февраля 2020 годя к а другой — в краже и угоне транспортного средства. Теперь за побег каждому грозит от 5 до 8 лет лишения свободы. Сейчас их поместили в карцер на 5 суток (разговариваем 3 июля. — Авт.). Это максимальный срок для несовершеннолетних.
Что касается конвоира, то сейчас идет служебная проверка. Но предварительно можно сказать, что он не нарушал инструкцию, поэтому и наказывать его не за что.
— Он нажал кнопку тревожной сигнализации и лично преследовал беглецов. Если во время проверки подтвердится, что действия младшего инспектора были правильными и умелыми, то, возможно, он даже будет поощрен.
В должности начальника следственного изолятора Игорь Валентинович уже 12 лет. Говорит, за это время это вторая попытка заключенных сбежать.
Первая была несколько лет назад. Тогда тоже пытались убежать двое несовершеннолетних. Они заточенной ложкой ранили младшего инспектора, когда он выводил их на прогулку. Логика была аналогичной: завладеть ключами и попытаться открыть какую-нибуль лверь. Но они так ничего и не смогли открыть — их задержали в подземке.
Алексей Прищепа, «Гарт» №28 (2988) от 9 июля 2020
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: СИЗО, попытка_побега, Прищепа, Гарт