GOROD.cn.ua

Он жил небом. Теперь в небе... навсегда

08.01.2020 год, рейс PS 752 сообщением Тегеран — Киев.



На борту «боинга» Международных авиалиний Украины (МАУ) было 167 пассажиров и 9 членов экипажа, среди них — старший бортпроводник, 34-летний Игорь Матьков родом из Козельца. 82 человека из Ирана, 63 — из Канады, 11 -из Украины (весь экипаж и двое пассажиров), 10 — из Швеции, 4 — из Афганистана, по 3 — из Германии и Великой Британии. В 6.12 по местному времени (в 4.42 по Киеву) «боинг» взлетел из Международного аэропорта им. Имама Хомейни, но уже через 3 минуты упал и взорвался. Из 176 человек не выжил никто...

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

После рождестве некая трагедия в столице Ирана шокировала мир. Сначала иранцы настаивали на том, что причина катастрофы в технической неисправности двигателя авиалайнера или в ошибке экипажа. Однако обе версии в МАУ исключили, ведь «Воеіng-737-800» был нестарым (2016 года выпуска) и исправным (последнее техническое обслуживание проходил 6 января 2020-го), а экипаж — одним из самых опытных.

11 января Иран официально признал, что наш пассажирский самолет сбила их ракета «земля-воздух». Вроде бы «неумышленно». За несколько часов до авиакатастрофы иранские военные обстреляли две военные базы США на территории Ирака в ответ на убийство американцами иранского генерала Касема Сулеймани. Поэтому они ожидали удара теперь от США, были в состоянии наивысшей боевой готовности и якобы приняли украинский «боинг» за вражеский объект.



Материнское сердце не ошибалось — мама нашего погибшего земляка Ольга Матькова сразу была убеждена, что самолет с ее сыном взорвали изнутри или сбили.

— Игорек был здесь перед Новым годом. И на Рождество приехал. Предупредил: «Я туда и обратно, потому что лечу в Тегеран». Поспал. Проснулся, быстренько собрался. Сел в машину, отъехал. И все оборачивался и оборачивался, махал мне. Как никогда. Я еще и кивнула ему, мол, смотри прямо, ты же за рулем. А он будто прощался...

— Последним из нас его видел я, — присоединяется к разговору друг и сосед Игоря Евгений Рубан. Он приехал к родителям друга 9 января — в день скорби по всем погибшим. — Мы встретились 7-го, в день его вылета из Киева, у подъезда (живем в одном доме). Игорь вышел в белой рубашке, в галстуке. Помахал: «Пока, брат». — «Бывай, братан. Вернешься - набери». И все...

— И нет братана, — Ольга Ивановна раз за разом начинает рыдать. Отец, Валерий Владимирович (обоим по 66 лет), старается держаться, хотя и на нем лица нет. Они одними из первых узнали о трагедии и примчались в аэропорт Борисполь.



— Нам в 6.15 позвонила дочь из Америки (Лариса живеттамуже 18 лет). Спросила, куда полетел Игорь. И сказала, что в Тегеране разбился украинский самолет. В США об этом узнали первыми. В Борисполе, когда мы приехали, достоверной информации еще не было. Только в полдесятого стало известно, что в этом рейсе погибли все. В Интернете уже гуляло видео. Из него было ясно, что выжить там никто не мог.

Вместе с Евгением к убитым горем родителям приехала и любимая девушка Игоря — Ирина Ромашкина.

— Он о ней рассказывал, но она у нас еще не была, — говорит Ольга Ивановна. Не так должно было состояться это знакомство, ой не так!..

Ира также родом из нашей области — из Ко-бижчи Бобровицкого района.

— Игорь шутил, что мы из одного огорода, — улыбается сквозь слезы. — Мы с ним коллеги, я тоже бортпроводник в МАУ. Встречались полтора года.

В связи с неспокойной ситуацией в Иране лететь туда Игорь не хотел. Но и отказаться не мог. У нас такая работа. Все летают. И я месяц назад летала. В последний раз он мне звонил во время отдыха в гостинице в час ночи

— В МАУ говорили, что на борту был усиленный экипаж, так как рейс тяжелый. А почему?

— Во-первых, ночной. Во-вторых, три с половиной часа полета в Тегеран, столько же назад. Отдыха — всего несколько часов, чаще в самолете.

— Интернет облетело последнее фото экипажа.

— Раньше наши в этой гостинице не останавливались, это было впервые. Иногда на новом месте экипажи фотографируют. Хотя вчера мне коллега рассказал, что это плохая традиция - фотографироваться экипажем перед полетом.

Игорь Матьков проработал стюардом,, потом старшим бортпроводником почти 12 лет.

— Он эту должность давно перерос. Мечтал стать пилотом. И уже прошел отбор в МАУ, однако стоял в резерве, поскольку новые пилоты пока не были нужны, — говорит Ирина.

Ольга Ивановна добавляет:

— Он бредил небом с детства. Говорил: «Мама, я хочу и БУДУ летчиком!» Окончил Институт восточных языков, арабский факультет. Прошел собеседование на стюарда. Когда начал летать, сообщал: «Мама, я улетаю. Я прилетел». Я страшно нервничала. Тогда он стал сообщать только о прилете. Лишь после я узнавала, где он был. Он столько стран облетел — пол мира!

Весь свой заработок тратил на налеты (они очень дорогие). Учился в Кировоградском летном училище, получил лицензию на управление гражданскими судами. Налетал свыше 300 часов.

Ни один человек не скажет о нашем сыне плохого слова. Он был хорошим, мягким по характеру. Не знаю, в кого такой удался. Я резкая, могу крикнуть (наверное, закалили 49 лет работы операционной медсестрой). И гулять не пускала, и наказать могла. Была строгой матерью и к дочери, и к сыну. А он, бывало, подсунется, поцелует — и мама уже растает. Любимый ребенок!

«ИГОРЕК-СЫНОК»

— так о нем вспоминает и классная руководительница, 67-летняя Екатерина Пась.

— Я вела этих детей с 9-го класса. Игорь у нас был неповторимым! Аккуратный, элегантный, стильный. Очень справедливый, добродушный, дисциплинированный, никогда ни с кем не конфликтовал. Родители его воспитали очень хорошо! И он их уважал, у него был культ мамы — настолько ее любил.

Он поставил перед собой цель знать иностранный язык — и изучал английский. Увлекался танцами, особенно брейк-дансом. А еще любил кошек и собак. Помню, у него был песик пекинес, и Игорь в школе постоянно рассказывал, как он его кормит, как ухаживает за ним.

О милосердии Игоря мне говорили и его мама, и Ирина:

— Когда видел в беде котиков, всегда спасал их, лечил, кормил. Несколько дней назад мы смотрели видео о пожарах в Австралии и гибели животных, и у Игоря были слезы. Он был очень добрым, жалостливым. Не то что человека - муху никогда не обидел.

Игорь приезжал на все встречи одноклассников. В последний раз — в 2017-м. Екатерина Васильевна с грустью раскрывает выпускной альбом 2002 года.

— Из этого класса уже четверо ушли на небеса. Первой - наша отличница Наташа Галай. Через два месяца после нее тоже внезапно умер Валентин Шуляк. Третий — Дима Остапенко. И вот теперь Игорь...

«ПОЗНАКОМИЛИСЬ В НЕБЕ»

Слова соболезнования в соцсетях пишут одноклассники, одногруппники, земляки. Игорь Матьков оставил след в памяти и сердцах всех, кто его знал. Даже тех, с кем расстался. Его бывшая девушка Кристина Александрович (она живет в Киеве, общаемся по телефону) говорит:

— Какое счастье, что этот человек был в моей жизни! Мы познакомились 12 января 2010 года. Встретились в небе - в самолете. Я летела из Рима. Он был на этом рейсе бортпроводником. Познакомились, обменялись номерами. Уже на следующий день пошли вместе в кино. Стали встречаться, а примерно через год и жить вместе. Игорь сразу сошелся с моим сыном (Алеше тогда было 3 года), уделял ему внимания больше, чем родной отец. Алеша во всем Игорю подражал, в том числе и в желании быть пилотом.



Даже расставшись, мы продолжали близко общаться. В последний раз виделись

5 января. Так хорошо побеседовали! И тогда он мне сказал об этом рейсе: «Представляешь, там уже готовы к обстрелам, практически нацелены ракеты, а я туда послезавтра лечу». Причем в его расписании стояла Барселона, потом почему-то ее заменили на Тегеран.

Мы в основном переписывались, а 7-го вечером, незадолго до вылета из Киева, он позвонил. И мне, и Алеше. Дал ему напутствие, чтобы хорошо учился и слушался маму (у меня сын очень хороший, но 13 лет — непростой возраст). Позже Игорь снова перезвонил, уже из самолета. На мой вопрос ответил, что туда летит пассажиров немного, а назад — полный самолет. Я чувствовала, что ему тревожно. А утром зашла на сайт Борисполя и увидела, что рейс из Тегерана отменен. Все поняла. Я до сих пор не верю, что Игорь погиб...

— Мы не знаем, что нам сейчас делать, — родители безутешны. — Эта неизвестность убивает. Когда привезут тело? Ждем. Сегодня у нас взяли пробы ДНК.

Единственная утеха супругов Матьковых — и та за океаном. Ольга Ивановна показывает видео с внуком.

— Наша дочь Лариса старше Игоря на 8 лет. Она тоже выучила иностранный язык, уехала в Америку. Там вышла замуж, у нее уже есть сынок Джеймис, ему год и два месяца. Она хотела и Игоря забрать к себе, но он жил небом. И улетел на небо... навсегда. Видно, такова его судьба... Женя, — обратилась Ольга Ивановна к другу сына, — я хочу, чтобы ему дали звание пилота. Хотя бы посмертно. Я ни на что не претендую, мне никаких привилегий или денег не нужно (хотя родителям должны выплатить страховку, также Украина потребует от Ирана компенсаций родным погибших. — Авт.). Просто хочу, чтобы его мечта исполнилась.

— Я постараюсь, — пообещал Евгений.

Алина Ковалева, «Гарт» №3 (2963) от 16 января 2020

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: пгт Козелец, Игорь Матьков, «Воеіng-737-800», Ковалева, Гарт