«Добрый день, редакция «Гарта»! На днях знакомый увидел в новостях в Интернете такое сообщение: Верховный суд Украины в одном из своих постановлений разъяснил, что периодическая поверка счетчиков проводится за счет тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. А с нас же в «Черниговводоканале» берут за это деньги. Разве это законно? Может, и нам добиваться своих прав? Заранее благодарен за ответ.
Михаил Коломиец, г. Чернигов».
В последнее время никаких изменений в законодательстве, которые касались бы поверки счетчиков воды, не было, заявлений относительно этого вопроса от власти также, поэтому поиски ответа мы начали с Интернета. И сразу же нашли нужное постановление — его Верховный суд принял 15 июля этого года. Суть дела №235/499/17, о котором говорит Михаил Альбинович, такова: истец — потребитель услуг по водоснабжению и водоотводу в квартире дома, который обслуживает КП «Покров-скводоканал» (Донецкая область), в начале 2010 года за собственные средства установил в своем помещении прибор учета холодной воды. Этот счетчик был взят в эксплуатацию и опломбирован. По договору потребитель обязался в установленные сроки проводить его поверку. Сроки очередных поверок приходились на 3 июня 2013 года и 3 июля 2016 года. Первую поверку счетчик прошел без проблем, поэтому плата за водоснабжение и водоотвод потребителю, как и раньше, насчитывалась по объемам потребленного ресурса. А вот с июля 2016-го начались недоразумения — жильцы квартиры получили квитанцию, в которой плата насчитывалась... по нормам. Поставщик услуг объяснил это просто: счетчик не был вовремя поверен. Как оказалось, 4 июля потребитель обратился к поставщику услуг по поводу поверки, но ему сообщили, что сделать ее он должен за свой счет. Обращения относительно бесплатной поверки (она на то время уже входила в тариф) были поставщиком услуг проигнорированы. До конца года потребитель принципиально продолжал платить за воду по показаниям своего счетчика, в итоге из-за разницы этих показаний и начислений по нормам, которые осуществляло КП, образовался долг почти в полторы тысячи гривен. Тогда потребитель и обратился в суд с просьбой списать долг, обязать КП провести бесплатную поверку и выплатить ему компенсацию за моральный ущерб. В суде первой инстанции исковые требования были частично удовлетворены — долг списали, а КП обязали за свой счет осуществить поверку. Потом были рассмотрения в апелляционном, Высшем специализированном и, в конце концов, в Верховном судах. Последний и вынес постановление, в котором говорилось, что «согласно Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений!) предусмотрено, что квартирные средства учета воды и тепловой энергии берутся исполнителем на абонентский учет, а их периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) проводятся за счет исполнителя, в обязанности которого входит контроль межповерочных интервалов, поверка квартирных средств учета, их обслуживание и ремонт, в то время как обязанностью потоебиателя является своевременная оплата предоставленных услуг по ценам и тарифам, установленным требованиям законодательства».
„ Ключевая фраза в этом постановлении — «в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений», — отмечает специалист по информационной деятельности КП «Черниговводоканал» Игорь Грищенко. — В тариф по водоснабжению и водоотводу поверка счетчиков была внесена с 1 января 2016 года. С 29 ноября 2017 года для жильцов многоквартирных домов, а с 17 декабря того же года для жильцов частных обслуживание и поверка приборов учета холодной воды стали платными—абоненты должны платить за поверку счетчиков по договорным ценам предприятиям, предоставляющим такие услуги (НКРЭКУ исключила из структуры тарифа на водоснабжение и водоотвод расходы, связанные с поверкой счетчиков холодной и горячей воды. — Авт.).
В последнее время мы наблюдаем, как в СМИ активно распространяется это постановление Верховного суда, принятое еще в июле. Потребители, которые его читают, в нюансы почему-то не вникают, вот и выходит, что сами себя вводят в заблуждение. Поэтому большая просьба ко всем: если видите такие публикации, внимательно вчитывайтесь, чтобы потом не чувствовать себя обманутыми.
Екатерина Дроздова, «Гарт» №45 (2953) от 7 ноября 2019
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Черниговводоканал, поверка счетчиков, Дроздова, Гарт