ПРОТОКОЛ ЗАСІДАННЯ КОМІСІЇ ОБСТЕЖЕННЯ МОЩЕЙ СВ. ФЕОДОСІЯ 18 лютого 1921 р.
Присутствуют: предгубисполкома Любченко, губвоенком Филатов, секретарь губпаркома Одинцов, предгубчека Биксон, предгубинспекции Глодовский, секретарь губисполкома Птуха и представители от уездов: Конотопского – Забеляк, Новгород-Северского –Омельченко, Борзнянского – Балабаенко, Городнянского – Бугай, Черниговского – Мазур, Сосницкого – Сахута, Остёрского – Тимановский, Козелецкого – Воловко, Кролевецкого – Супрун, Глуховского – Ничмонт, Шосткинского – Кустов.
Представители от духовенства: епископ Пахомий Кедров, епископ Николай Могилевский, протоиерей собора Александр Короткевич.
Врачи: Тарковский, Дехан, Смирнов, Долгилевич.
Предгубисполкома тов. Любченко информирует о целях собравшейся комиссии, указывая, что V губернский съезд советов Черниговщины выразил волю осмотреть мощи Феодосия, для чего и выделена комиссия. В дальнейшем тов. Любченко спрашивает представителей духовенства, приходилось ли им видеть мощи Феодосия.
Последние отвечают, что переодевания не происходили со дня открытия, кое произошло в 1896 г.; приходилось видеть только правую руку. Умер Феодосий в 1696г.
Представители врачей задают вопрос, в каком году от роду умер Феодосий.
Ответ дает духовенство: умер приблизительно на 66 жизни, похоронен был в пещере, в соборе, под спудом. Затем последующему архиепископу Иоанну было чудо исцеления от Феодосия, почему тело и было вынуто и положено в специальную пещеру. При открытии мощей специалисты-врачи приглашены не были; акты открытия сохраняются в Петрограде. Гроб, в котором был похоронен Феодосий, сохраняется и сейчас, он деревянный. Был ли он похоронен в склепе, неизвестно. Место, где он был похоронен, представители духовенства указать не могут. Тов. Любченко говорит, что Феодосий помещён в соборе в 1896 г. Когда же он помещён в пещеру, и был ли он при помещении в пещеру объявлен святым?
Епископ Пахомий отвечает, что когда он перенесён в пещеру –неизвестно. Вероятно, он совсем не был погребён в могилу и что он был объявлен святым только в 1899 г. Епископ Пахомий в дальнейшем говорит, что похоронен был в пещере под собором, ход в него проделан был только впоследствии.
Протоиерей Николай говорит, что гробов имеется несколько, которые приписываются Феодосию.
Тов. Любченко объявляет перерыв для следования в собор на осмотр.
В одной глухой деревушке жила-была одна очень религиозная женщина. И однажды она попросила своего сына, который по торговым делам иногда ездил в Индию: "Привези мне, пожалуйста, какую-нибудь реликвию, связанную с Буддой".
"Конечно, мама"- немедленно сказал сын. И, конечно же,забыл. Через год он опять поехал в Индию, и снова мама попросила его привезти ей святыню; сын снова заверил ее, что обязательно привезет ей святыню - и снова забыл; видно слишком занят был делами. Когда через пару лет сын снова пустился в Индию, мать сказала ему так: " Сынок! Два раза я просила тебя привезти мне то, чему я смогу поклоняться, и два раза ты забывал об этом. Имей в виду, что если ты и в этот раз забудешь, то я на твоих глазах покончу жизнь самоубийством".
И вот после удачной поездки возвращается забывчивый сын в деревню и вдруг вспоминает свое обещание - и покрывается холодным потом, потому что и в этот раз он забыл просьбу матери. Вот это незадача! Он выскочил из повозки и вдруг увидел у обочины скелет собаки, лежавший у обочины. Он взял собачий зуб, завернул его в лоскут самой драгоценной ткани и по приезде вручил матери:"Мама, я привез тебе зуб самого Будды".
Старушка-мать ничего не сказала, поставила его на алтарь и ежедневно молилась на этот зуб. И так велика была сила ее веры, что через некоторое время этот зуб потихоньку начал светиться, а вскоре от него пошли исцеления. Благодаря устремленной на него силе веры, собачий зуб действительно стал святыней.
ТЕЛЕГРАМА ЧЕРНІГІВСЬКОЇ ГУБЕРНСЬКОЇ ВІЙСЬКОВОЇ НАРАДИ ДО ПОЛІТСЕКЦІЇ ПРАВОБЕРЕЖНОЇ УКРАЇНИ ПРО ОБСТЕЖЕННЯ МОЩЕЙ СВ. ФЕОДОСІЯ
Не раніше 18 лютого 1921 р.a Военно-срочная
По постановлению губернского съезда советов 18 февраля были вскрыты в Чернигове мощи Святого Феодосия. Вскрытие оказалось крайне неудачным:
тело было цело и затверделое. Настроение масс напряжённое. Врачебная экспертная комиссия вынесла тенденциозное постановление. Губисполком запросил Харьков о высылке профессоров-археологов – последним надо установить почвенный состав Черниговщины. Если есть в Киеве требуемые люди, то сообщите и вышлите в Чернигов. Ведём успешную агитацию,объявлена антирелигиозная неделя. Подробности – лично.Протокол вскрытия пришлю.
Секретарь губсовещания (вы не поверите) Соколов
Один царь пожаловался знакомому мудрецу:
- Раньше я тоже все время занимался духовными поисками, искал высшую истину; но теперь как-то уже давно не до этого - ежедневные дела, заботы, интриги: Да, собственно, и интерес к этому совсем пропал. Как ты думаешь, почему?
- Посмотри на вершины той горы - сказал мудрец, - Не правда ли, она прекрасна?
- Да, она великолепна.
- Так давай зайдем за этот валун и полюбуемся на нее хорошенько?
- Ты с ума сошел? Если мы зайдем за тот валун, мы из-за него не увидим никакой горы.
- Вот это и происходит с твоей жизнью, - сказал мудрец. - Ты зашел туда, где не только не видно истины, но даже нет желания ее искать.
Бог начинается там, где кончаются наши представления о нем.
ЗВЕРНЕННЯ ЄПИСКОПА ЧЕРНІГІВСЬКОГО ПАХОМІЯ ДО ГУБВИКОНКОМУ ПРО ОБУРЕННЯ ПАРАФІЯН У ЗВ’ЯЗКУ З ОГЛЯДОМ МОЩЕЙ СВ. ФЕОДОСІЯ
23 лютого 1921 р.
Почитаю своим долгом сообщить Черниговскому губернскому исполнительному комитету следующее.
Совершившееся по определению V съезда советов губернии 18 февраля освидетельствование мощей Святителя Феодосия глубоко затронуло религиозное чувство верующих православных граждан Чернигова и всей Черниговщины, видящей в мощах Святителя свою родную неотъемлемую и неприкосновенную народную святыню, а в посягновении на прикосновение к ним недопустимое оскорбление веры народа.
Ко мне обращаются верующие православные граждане и Чернигова, и прибывающие из губернии, часто только безмолвно обливаясь горькими слезами душевной скорби и негодования по поводу случившегося.
Веря в чуткость советской власти к народным требованиям и желаниям, не допуская сначала даже мысли о возможности совершённого посягновения рабоче-крестьянского правительства на эту народную святыню, я сдерживаю доселе свой собственный внутренний душевный вопль и стараюсь со спокойным лицом разъяснять обращающимся неизбежность случившегося во исполнение желания съезда воочию увидеть эту святыню.
Но вот перед сознанием верующих возникает страшный для души верующего вопрос об окончательной судьбе сей народной святыни. Этот вопрос волнует, лишает возможности сосредотачиваться на каком-либо труде всех преданных вере своих отцов православных граждан Черниговщины; он лишает многих сна, он обесценивает в их глазах все радости, все интересы, даже самую жизнь.
Что я могу ответить верующим на этот вопрос, когда и для меня самого он тёмен, когда и в мою собственную душу как чёрные змеи вползают сомнения относительно неприкосновенности сей нашей общей святыни и в ближайшем будущем: носятся упорные слухи о возможности совершенного отнятия у верующего народа возможности подобающего почитания сей вековой его святыни.
Рассеять этот страшный слух, положить конец этому непосильному для наших слабых душ кошмару может, по моему глубокому убеждению, только одно средство: неотложное снятие печати с гробницы, в которую положено доселе обнажённое тело святителя, и положение его в раку в подобающем одеянии – волнующуюся душу не успокаивают слова – она требует созерцания действительного факта.
Всему бывает предел. Есть предел и терпению. И я страшусь за свою духовную паству – я боюсь, чтобы мера терпения народной души (в этой постигшей её небывалой скорби) не переполнилась и чтобы чтители краткого милостивца Святителя Феодосия не опозорили себя действиями ненависти и злобы, столь чуждыми кроткой душе верующего христианина в спокойном её состоянии.
Епископ Черниговский Пахомий
АКТ ПЕРЕДАВАННЯ ЧЕРНІГІВСЬКИМ ГУБВИКОНКОМОМ СРІБНОЇ РАКИ СВ. ФЕОДОСІЯ ГУБФІНВІДДІЛУ
31 жовтня 1921 р.
Октября 31-го 1921 г. явился в раскасподa Черниговского губфинотдела тов. Коробец и предъявил отношение отдела управления от 7 октября сего года за № 4713 Черниговского губисполкома и представил серебряную раку от мощей Феодосия весом 10 п.19 ф., оценённую в сумму 41 млн 900 тыс. рублей.
Приём производился в присутствии зав. раскаспода А. А. Фрунзы,ст. контролера Г. П. Краснопёрского, кассира Л. Богданова, представителяРКИ Л. Мировича, представителя губисполкома тов. Коробца и ювелира-оценщика Репкина.
Постановлено: раку зачислить в доход казны, поставить на ценностии отослать в центр.
Акт составить в четырёх экземплярах и один из них вручить тов. Коробцу.
ПРОТОКОЛ ЗАСІДАННЯ КОМІСІЇ ЩОДО ПРОВЕДЕННЯ АНТИРЕЛІГІЙНОЇ ПРОПАГАНДИ В ЗАКЛАДАХ НАРОДНОЇ ОСВІТИ
22 березня 1923 р.
С л у ш а л и: информационный доклад тов. Мамина об инструкциях центра и агитпропа губкома по вопросу о проведении антирелигиозной пропаганды в связи с наступающим праздником Пасхи.
П о с т а н о в и л и:
1. Обычного весеннего перерыва занятий в школах, приуроченного к Пасхе, не устраивать. Школьные занятия не производить в дни календарних праздников 7, 8 и 9 апреля, причём в эти дни школы должны быть открыты для учащихся, если бы они пожелали заниматься в кружках.
2. Устроить в школах антирелигиозные вечера и утренники, связанные с антирелигиозной пропагандой.
3. В детучреждениях организовать праздник весны (проведение первой борозды) и спектакли.
4. Просить фотокиноуправление устроить кинематографические сеансы в субботу и воскресенье 7 и 8 апреля для учащихся и детей; желательна постановка картины антирелигиозного содержания.
5. Если будут организованы демонстрации, шествия на улицах города, привлечь учащихся и детей к участию в них.
6. В профшколах поставить доклады на антирелигиозные темы и организовать силами учащих и учащихся суд над Христом – основателем христианства.
Рассказывают, что одной старушке во сне явился Бог. Она рассказала об этом батюшке. Ну, мало ли кому что снится -подумал батюшка, и сказал ей:
- Если тебе еще раз явится Бог, попроси Его рассказать тебе о моих грехах, которые лишь Ему одному известны. Если скажет - значит и правда Бог, а не кто-нибудь.
Через месяц старушка опять прибежала к священнику:
- Батюшка, опять Бог приходил.
- Ты его спросила про мои грехи?
- Спросила, батюшка!
- Ну, и что Он сказал?
- Он сказал: "Скажи своему священнику, что Я забыл его грехи".
- Значит, и правда - Бог - сказал священник