В тот апрельский вечер никто из собравшихся не предполагал, что с невероятным человеком и художником Владимиром Кочергой мы видимся в последний раз. Откуда нам было знать, что вскоре он исчезнет отовсюду, где его знали и ждали, уйдёт налегке, бросив нехитрый скарб и картины, покинет наш город, не оставив ни следа, ни намёка на свой дальнейший путь.
Мрачная символика места (мы сидели в сумраке его будки-мастерской, в двух шагах от кургана Чёрная Могила) провоцировала в собеседниках какой-то нездоровый азарт пития, взаимную неприязнь, приводившую к неожиданно вспыхивавшим перепалкам, а наши раздражённые речи так или иначе сводились к теме смерти.
– Вот объясни! Объясни мне, раз такой умный! – ярился лоснистый и раскрасневшийся от водки артист местного театра, тыча грязным пальцем в грудь Кочерги. – Почему идущий на казнь никогда не портит сценарий, не казнит экзекутора? Хотя бы от отчаяния! От желания жить!
– Вадюша, – примирительно загудел церковный хорист Штукатурман, известный в маргинальных кругах под кличкой Штурман, – ты фонтанчик-то прикрути. А то какой-нибудь самый слабенький сосудик, изношенный напряжённой жизнью в искусстве, лопнет – и прощайте подмостки, чеховские чайки, орлы, куропатки и прочие рогатые олени...
– Штурман, не лезь! – оборвал его артист и, спохватившись, сменил интонацию, заговорил елейно, страдальчески играя складками кожи на лбу. – Ты пойми, дружище, я же разобраться хочу. Мне интересен психологический механизм, который движет жертвой. Мотивацию хочу понять, смысл и вообще…
– Скоро поймёшь, мразь, – тихо процедил хозяин кузнечного цеха Панкрат и залпом осушил свой стакан.
Присутствовавшая за столом единственная женщина – Габриэлла, подрабатывавшая певицей в кафе "Грот", – быстро перекрестила себя в районе живота и скороговоркой прошептала что-то вроде "оспади-оспади, жи-ши-ча-ща".
– Когда Смерть выцеливает жертву, та впадает в особое состояние, типа трансового, – начал Кочерга. – Нужно сделать так, чтобы Смерть отстала. А отстанет она тогда, когда перестанет видеть свою цель. Самый быстрый способ – изо всех сил засандалить ей в глаз. Он у неё один, не промажешь. Ударом может стать поступок. Неожиданный, странный, абсурдный. Поступок с большой буквы Пэ...
Внезапно он перескочил на другую тему.
– Кстати, я тут на днях допытывался у ваших краеведов, а они озадаченно морщили лбы и пожимали плечами. Речь шла о загадках, связаных с "чёртовым колесом" из Горсада. А следовало поставить вопрос шире: в чём заключается главная тайна всех "чёртовых колёс"?..
Вы ведь, надеюсь, в курсе, что эпоха Великой Магии началась в 1892 году, когда Сэмюэль Мазерс объявил, что связь с "Тайными владыками" установлена, и создал Орден Золотой Зари, который впоследствии стал источником представлений о магии, ритуалах, алхимии, Таро и многом другом для таких направлений, как Нью Эйдж, Викка и Телема, идеи которых существенно повлияли на положение, в котором находится современный мир. Но вы, конечно, можете спросить: причём же здесь "чёртовы колёса" из наших парков развлечений?
Всё началось с того, что в 1893 году инженер Джордж Феррис, один из участников американского отделения Золотой Зари, строит для Всемирной выставки в Чикаго первое в мире колесо обозрения. После выставки "колёса Ферриса" (так их до сих пор называют в западной индустрии аттракционов), вдруг начинают сотнями возникать по всему миру в качестве главной достопримечательности увеселительных парков. Интересная деталь: если раньше развлекательные аттракционы были частью бродячих цирков, то теперь для них создают стационарные парки… на месте старых кладбищ.
Поинтересуйтесь на досуге у наиболее пожилых местных краеведов: что раньше было там, где в советское время возводили качели-карусели, так называемые "комнаты смеха" и прочие источники странного веселья. В подавляющем большинстве случаев, под аттракционами либо древние погребения, либо захоронения периода Второй мировой, либо чумные ямы, либо рвы, в которых сжигали больной скот. Реже – языческие капища или рощи, считавшиеся у наших предков священными. Чем обусловлен столь необычный выбор мест? Ответ начну издалека.
В средние века пристанищами потусторонних сил и точками, в которых перекрещивались пути путешествующих по мирам и измерениям, служили мельницы. Для успешного выполнения таким объектом его мистических функций, при начале строительства под фундамент могли зарыть живого черного петуха. Бывало, брали корову или свинью, на которых налагали словесное клеймо – "зарок". Число жертв сообразовывалось с размерами мельницы. Поэтому иногда приходилось класть "зарок" сразу на нескольких животных. Ходили слухи, что мельники, желая задобрить духов, "зарекали" неугодных им людей. В специфических случаях вместо живого существа использовали лошадиный череп, что позднее нашло отражение в жутковатой народной сказке про кобылью голову, исполняющую желания.
Части мельниц (колёса, жернова, коньки, камни и прочее) в силу своих специфических функций использовались в различных магических ритуалах и обрядах.
С наступлением эпохи технического прогресса и появлением мощных паровых двигателей процесс помола муки вышел на более высокий технологический уровень, что сначала привело к невозможности использовать мельницы в интересах магии, а затем и вовсе к упразднению мельничного производства в его прежнем виде.
Надеюсь, все уже догадались, что за изобретение пришло на смену устаревшим мельницам.
Нам же остаётся размышлять о наиболее странных историях, связанных с этими сооружениями. Например, почему Сталин в ночное время посещал данный аттракцион в Измайловском парке? Почему, вскоре после смерти вождя, в 1957 году там установили второе по величине колесо обозрения в Москве? Зачем в Дубае ведётся строительство гигантского колеса обозрения, ради которого был создан целый остров с городом? Кто стоит за таинственным исчезновением огромного колеса обозрения в туркменском городе Семее? Там конструкция величиной с 9-этажный дом бесследно исчезла в течение одной ночи.
К слову, текст одноимённой песни, посвящённой указанному объекту и исполняемой магичным Магомаевым, далеко не так прост, как кажется.
А теперь главный вопрос: сейчас, в XXI веке, когда "чёртовы колёса" перестали быть популярной народной забавой и утратили роль эффективных инструментов незримого влияния – что придёт им на смену?..
– Да это всё понятно! – нетерпеливо перебил его артист. – Вовка, как выйти из того состояния, о котором ты говорил? Ну, когда Смерть находит свою жертву!
– А очень просто.
Кочерга поднялся и вышел за дверь. Это было в апреле 2010 года. С тех пор никто из нас его не видел.
Если я однажды встречу Володю, то спрошу: плачет ли всевидящее око Смерти, когда его бьют Кочергой?
.
На фото: трансформаторная будка возле ДК строителей, бывшее прибежище Кочерги.
.