Щедра черниговская земля на праздничные концерты и фестивали в конце лета! В области сложилась замечательная традиция в преддверии дня города, который празднуется в день освобождения Чернигова от немецко-фашистских захватчиков и совпадает с большим церковным праздником Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября), проводить различные праздничные мероприятия.
Вот и фестиваль в древнем Любече вписывается в эту канву. Проводится он по инициативе Черниговской областной государственной администрации и областного совета, при активной поддержке районных властей и пропагандирует историческое прошлое Сиверского края, его культурные достижения, знакомит гостей с народными художественными промыслами, способствует развитию туризма в регионе, популяризирует традиционные виды боевых славянских единоборств. В это году VΙ фестиваль славянской культуры и боевых единоборств «Киевская Русь» проводился 17 августа, как и прежние годы, прошёл он зрелищно, оставил по себе тёплые воспоминания.
В июле Русская Православная Церковь широко отмечала 1025-летие Крещения Руси, а потому любечский фестиваль проходил под знаком этого памятного события. Это вполне естественно, ведь древнерусская крепость Любеч, стоявшая на большом торговом пути «из варяг в греки», имеет к этому юбилею непосредственное отношение. Именно здесь родился мальчик Антипа, свято уверовавший в христианского Бога, а дабы истово молиться в уединении, он ископал себе в крутом днепровском склоне пещеру. А когда мальчик Антипа возмужал, отправился на Афон, там принял схиму и стал монахом Антонием, и уже по благословению афонских старцев вернулся на Русь, чтобы крепить новую русскую веру. Монах Антоний стал основателем аскетического монашества на Руси и основал Киево-Печерский монастырь, ставший через века лаврой, сыгравшей выдающуюся роль в распространении Православия на восточнославянских землях.
Вход в пещеру, которую ископал себе мальчик Антипа.
Антониев колодец в Любече
И в Чернигове Антония помнят, здесь он основал подземный Богородичный монастырь. Пережив перипетии последующих веков, пещеры, ископанные Антонием и его последователями, сохранились до нашего времени. Теперь они находятся в составе Черниговского национального историко-архитектурного заповедника и открыты для посетителей, среди которых немало паломников из разных мест Украины, России и Беларуси, гостей дальнего зарубежья.
***
Официальную делегацию, возглавляемую заместителем председателя черниговской областной государственной администрации Ю.В. Музыкой (в её составе были народный депутат от партии Регионов М.В Чечетов и гости из Беларуси), встречали представители местной власти и настоятель Спасо-Преображенской церкви отец Иоанн.
В церкви состоялся чин почитания чудотворной иконы Любечской Божьей Матери, провёл его архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий (Поликопа).
Список чудотворной иконы Любечской Божьей Матери встречает гостей фестиваля.
Спасо-Преображенский храм Любеча.
Как и в предыдущие годы, фестиваль не обошёлся без памятного события. Ещё во времена Киевской Руси в Любече на высокой днепровской круче, откуда открывается захватывающий вид на днепровскую пойму, стоял мужской Антониев монастырь. Просуществовал он до середины XΙΙΙ ст., разграбили и разрушили его монголо-татары. И только через века по благословению первого черниговского архиепископа Лазаря Барановича он был восстановлен (1693). В возрождении монашеской обители деятельное участие принимал монах Иннокентий, в миру Иван Щирский, известный малороссийский гравёр по меди. Монастырь с тремя церквами: деревянной Антониевой, каменной Воскресенской и деревянной трапезной Иоакима и Анны просуществовал почти сто лет, пока не был закрыт при императрице Екатерине ΙΙ в результате секуляризации церковных земель (1886). Любечский Антониев монастырь известен учёному миру, здесь хранился синодик (помянник), из которого можно было узнать о родословной многих черниговских князей.
Память о монастыре постепенно слабела и место, где он стоял, по остаткам церковного кладбища стали называть цвинтером или же урочищем «Монастырище». И вот в торжественной обстановке в Монастырищи состоялось открытие памятного знака — Креста. Ректор черниговского института истории, этнологии и правоведения им. А.М. Лазаревского А.Б. Коваленко в своём выступлении заметил, что это первый памятный знак, открытый на территории Украины в память монастыря.
Выступает А.Б. Коваленко, ректор Черниговского института истории, этнологии и правоведения им. А.М. Лазаревского
Владыка Амвросий совершает чин освящения Креста.
В последние годы в Черниговской области делается немало для превращения её в привлекательный для туристов край. Ярким наглядным тому подтверждением является Любеч. В 1997 году на горе, где стоял замок (отсюда — Замковая гора), построенный Владимиром Мономахом, установили памятник князьям знаменитого в истории Руси Любечского съезда князей. И уже в фестивальные годы стало хорошей традицией открывать новые памятники, напоминающие о славном историческом прошлом города. Так был открыт памятник князю Олегу Вещему и малолетнему Игорю (Олег Вещий, спускаясь вниз по Днепру к Киеву вместе с малолетним Игорем, захватил Любеч в 882 году); памятник Малуше и её сыну Владимиру (Малуша — мать князя Владимира Крестителя Руси); памятник Антонию Печерскому.
Замковая гора. Памятник князьям знаменитого в истории Руси Любечского съезда князей (1097).
Памятник Малуше и малолетнему князю Владимиру Крестителю Руси.
Ко всем этим памятникам возложили цветы, а на Замковой горе началось театрализованное представление, его участники выступали в ярких древнерусских костюмах. Ведущий помянул Владимира Мономаха (в этом году исполнилось 900 лет, как он стал великим киевским князем), его горячий призыв на Любечском съезде ко всем русским князьям жить в мире и согласии, не отдавать Русскую землю на разорение врагу. Вспомнил его «Поучение» к детям, в котором он призывал своих сыновей любить людей и делать им добро, ибо «не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния». Представление завершилось, и над днепровскими кручами зазвучали колокола, открылся ΙΙΙ фестиваль–конкурс звонарей «Любечский перезвон».
Гудят-звенят колокола фестиваля на Замковой горе.
***
Официальная часть закончилась, и на стадионе состоялось открытие фестиваля. Зазвучали торжественные речи о славянском единстве, что вот хотя мы и живём теперь каждый своим домом, но должны помнить о нашем общем доме, которым является Киевская Русь, именно там лежат истоки нашей совместной истории и культуры, именно потому так схожи менталитеты наших народов.
Прогромыхали пушки, высоко взвился над стадионом разноцветный салют, началась зрелищная программа фестиваля. Юноши в белых древнерусских долгополых рубашках вынесли на поле большую икону «Собор святых земли Черниговской». Вслед за ней несли лики черниговских святых: преподобного Антония Печерского, страстотерпцев князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора, святого князя Игоря Черниговского, архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Феодосия Угличского, митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича, преподобного Лаврентия Черниговского и других. Торжественное шествие замыкали хоругви с изображением чудотворных икон Божьей Матери, находящихся в храмах и монастырях черниговской епархии.
Святые земли Черниговской, молите Пресвятую Богородицу о нас!
После столь красочного и впечатляющего представления «открыли» сцену белорусские гости из ансамбля народной песни «Живица» (г. Лоев Гомельской области), их выступление на фестивале стало уже традиционным. Сменялись на сцене профессиональные и любительские коллективы Черниговщины, звучали украинские, русские и белорусские народные песни, в весёлом хороводе кружились танцоры, свою сноровку показывали парни из черниговского клуба боевого мастерства «Белый ветер» и прилуцкого казачьего куреня им. Ивана Серка. Задушевно пели пожилые участники любительского хора «Дети войны». Ярко заявили о себе юные гости из вокальных коллективов «Арника» и «Пой душа» (г. Славутич). Колоритно выступил впервые присутствовавший на фестивале голландско-российский фольклорный ансамбль «Зарянка».
Участники голландско-российского фольклорного ансамбля «Зарянка», рук. Ирина Распопова.
А на территории стадиона и за его пределами шла бойкая торговля. Народ прогуливался по «Городку мастеров», приценивался к товару, а купив понравившуюся ему вещь, отдыхал за столиками с прохладительными и горячительными напитками в тени деревьев. Тут и там дымились жаровни, пахло шашлыками и сочно нарезанными арбузами. Между прочим, сравнительно дешево и вкусно можно было пообедать, выпить и закусить в павильонах представителей различных сельских общин. А вот в запрудивших фестиваль лотках и точках всевозможных коммерческих предприятий это удовольствие стоило гораздо дороже.
Салон "Православная книга" на ярмарке в Любече.
Здесь гостям рады всегда: и накормят, и напоят, и под ручки белые выведут!
А после вечернего перерыва началась эстрадная программа, сменившаяся с наступлением темноты огненным шоу, разнообразные трюки с огнём умело показывали юные парни и девушки черниговского фаер-клуба. И уже поздно вечером фестиваль закончился большим фейерверком.
***
VΙ фестиваль славянской культуры и боевых единоборств «Киевская Русь» удался на славу, и пусть он был по масштабам скромнее, чем прошлые годы (видимо, сказался кризис, охвативший страну), оставил по себе хорошее впечатление.
Три года назад представители Беларуси, России и Украины посадили на Замковой горе Дерево славянского единства. Дерево прижилось, подросло и радует взор своей свежестью. Вот так и фестиваль в древнем Любече: окреп, уверенно встал на ноги и теперь открыто смотрит на мир. Да, теперь каждый живёт в своём доме, а в отношениях между Украиной, Россией и Беларусью существуют немало нерешённых, порой надуманных проблем. Однако искренне хочется верить, что всё наносное неизменно схлынет, а останется только весомое, вечное, что всегда существовало в отношениях между тремя равновеликими ветвями единого славянского древа.
Владыка Амвросий при освящении Креста сказал: «Крест напоминает всем нам, что жизнь не завершается смертью, жизнь — это призыв вечности!». Вот так и дружба народов Украины, России и Беларуси, она выдержала проверку временем, а потому вечна. Думается, в этом и заключается главный итог фестиваля в древнем Любече.
P.S. Статью можно прочитать здесь: //rusedin.ru/lyubech-2013-priglasil-pomeritsya-talantami-i-bogatyrskoj-silushkoj///rusedin.ru/lyubech-2013-priglasil-pomeritsya-talantami-i-bogatyrskoj-silushkoj/