Черниговский Украинско-Российский институт: "Вперёд и прямо!"
10 Сентября 2013 20:04
Просмотров: 9364
Метки: Черниговский украинско-российский институт, а.в. железняк, в.с. Черномырдин
Метки: Черниговский украинско-российский институт, а.в. железняк, в.с. Черномырдин
Центральный корпус Украинско-Российского института в г. Чернигове
В Чернигове помимо «традиционных» педагогического и технологического университетов, действует более 10-ти филиалов различных государственных и коммерческих вузов Украины. Все они имеют 3-4 уровень аккредитации и предоставляют «образовательные услуги» на платной основе. Вузов много, выпускникам черниговских школ предоставлен большой выбор, в котором из них учиться и получить диплом бакалавра или магистра.
Особое место среди черниговских вузов занимает Украинско-Российский институт (УРИ), являющийся филиалом Московского государственного открытого университета (МГОУ) им. В.С. Черномырдина. УРИ осуществляет свою деятельность на основе лицензий Министерства образования и науки России и Министерства образования и науки Украины, в рамках устава МГОУ и положения об Украинско-Российском институте (филиале) МГОУ в городе Чернигове.
Институт арендует учебные корпуса коллегиума № 11 и расположен по адресу: г. Чернигов, проспект Мира, 137.
После распада СССР отношения между суверенными государствами Украиной и Россией наступили довольно прохладные, не минули они и сферу образования. Из-за чрезмерной политизации общественной жизни на Украине русский язык был вытеснен из вузов, и получить на нём русскоязычному населению образование стало практически невозможно.
Украина начала строить свою систему образования с оглядкой на Европу (в мае 2005 года страна присоединилась к так званому «Болонскому процессу»). У выпускников российских вузов, желающих найти работу на Украине, стали возникать проблемы с трудоустройством из-за нежелания работодателей признавать их дипломы, и в России с дипломами выпускников украинских вузов проблемы возникли аналогичные. Все эти сложности формально разрешились, когда на межгосударственном уровне были подписаны соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях (2000) и соглашение о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (2002, 2012 гг.).
Черниговская область является самой северной на Украине и граничит с Российской Федерацией и Беларусью. Проживает в ней 1 млн. 100 тыс. человек, и в силу давно сложившихся традиций 70 % населения области общаются между собой на русском языке, для многих он является родным.
И вот следуя духу развития и укрепления украинско-российских отношений, в соответствии с нормативными документами Правительства Российской Федерации, Верховного Совета Украины, Министерства образования и науки Украины, а также руководства Черниговской области, в Чернигове был открыт Учебный центр МГОУ (1996). А через три года он был преобразован в Украинско-Российский институт (филиал) МГОУ. Этот шаг был направлен в поддержку Указа Президента России от 11.08.1994 года «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» и вышедшего следом Постановления Правительства РФ «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом».
Активное участие в реализации проекта по созданию института и его бессменным директором стал профессор, академик Украинской академии наук, член-корреспондент Международной академии минеральных ресурсов Александр Васильевич Железняк. В своё время он окончил Харьковский институт инженеров коммунального транспорта, проходил службу в советской армии в ракетных войсках стратегического назначения, работал мастером цеха на Смоленском электроламповом заводе. Именно его неустанными заботами Черниговский Украинско-Российский институт стал уникальным учебным заведением в своём регионе. Здесь на основе современных образовательных программ высшего и послевузовского образования русскоязычная молодёжь Черниговской и соседних областей Украины, Российской Федерации и Беларуси получает высшее образование, позволяющее успешно реализовать им знания в условиях рыночной экономики своих стран.
А. В. железняк, директор Украинско-Российского института (филиала) МГОУ в Чернигове.
На Украине действует всего семь российских вузов, пять из них находятся в Автономной Республике Крым в городе Севастополе и один в Киеве. И только УРИ представляет Российскую Федерацию в Полесском регионе Украины. В институте дают качественное образование по российским учебным планам и программам, здесь готовят специалистов со знанием особенностей и специфики законодательств Украины и России, что крайне важно для развития интеграционных связей в приграничной полосе, где стыкуются земли Черниговской и Брянской областей. Большая заслуга в этом принадлежит преподавателям УРИ, внёсшим в учебную программу свои предложения, согласованные украинской и российской сторонами на уровне Министерств образования.
Поясним это на конкретных примерах. В институте преподавание ведётся на русском языке, но все без исключения студенты изучают украинский, на украинском языке ведётся и предмет «деловая этика». Особо стоит сказать о преподавания истории Украины, которая изучается в контексте становление государственности на украинских землях. Изучается объективно, без всякой политической подоплёки, столь свойственной преподаванию истории Украины в украинских школах и вузах в настоящее время. Свои отличительные черты имеет весьма престижный юридический факультет, здесь студенты изучают право Украины и России, в сравнительном анализе отмечают положительные и отрицательные стороны правовой базы двух стран.
А всего в институте на дневной и заочной форме обучения около 2000 тысяч студентов. Россиян на данный момент обучается 20 человек, что составляет всего лишь один процент от общего их числа. Граждан Беларуси, Азербайджана, Грузии, Армении, Приднестровья процентов 35. Остальной процент приходится на украинских студентов. Все студенты обучаются на платной основе. Бюджетные места и стипендии могли бы выделяться по квоте Министерства образования и науки России для российских студентов, изъявивших желание учиться в УРИ, однако на данный момент этот вопрос находится в стадии рассмотрения.
Преподавательский коллектив ВУЗа — это свыше 100 высококвалифицированных педагогов, среди них 38 докторов и кандидатов наук из Московского университета и штатные сотрудники. Все они преподают на факультетах: юридическом, компьютерных и информационных технологий, менеджмента и экономической политики, экономики, иностранных языков и переводоведения.
С технической стороны институтский учебный процесс должным образом обеспечен. Четыре хорошо оснащённых компьютерных класса с выходом в Интернет позволяют студентам получать необходимую учебную информацию. Этой же цели служит спутниковый образовательный канал МГОУ. Существует в институте и библиотека с компьютеризированным читальным залом. Одним словом, условия для занятий студентам созданы весьма неплохие, и свой досуг они проводят довольно активно. Для них при институте работают различные творческие и спортивные кружки, студия КВН.
Поэтому не удивительно, что институт является престижным, и желающих поступить в него всегда было немало. Много лет подряд их количество составляло от 300 до 340 человек, потом из-за демографических проблем в странах СНГ количество абитуриентов стало уменьшаться. Самым «неуютным» в этом плане был год 2011, всего 160 человек стали студентами УРИ. В этом году количество абитуриентов опять возросло и прогнозируется, что студентами ВУЗа станут не менее 250 человек. Из общего числа поступающих, больше всего, собственно, как и все годы, будет украинцев (до 70 %), потом белорусов, азербайджанцев, армян и молодых людей других национальностей (до 35 %) а вот россиян ожидается всего 8-10 процентов.
В общем, институт прочно встал на ноги и, несмотря на многие сложности в своей деятельности, довольно успешно развивается. И в этом большая заслуга В.С. Черномырдина. В бытность свою Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации на Украине, он принял деятельное участие в становлении и развитии УРИ, а его слова «Вперёд и прямо!» стали девизом института.
Фото 2. Уголок В.С. Черномырдина в кабинете директора института.
В.С. Черномырдин восемь лет возглавлял попечительский совет института, был почётным заведующим кафедрой «экономики и права». По его инициативе была учреждена именная стипендия Чрезвычайного и Полномочного Посла России на Украине, которую Виктор Степанович вручал лично. Сегодня 100 лауреатов именной стипендии, а это белорусы, россияне и украинцы, работают в различных отраслях народного хозяйства своих государств, занимают высокие должности, стали успешными хозяйственниками. В.С. Черномырдин не раз встречался со студентами и преподавателями УРИ, здесь хорошо помнят его слова, что «молодёжь должна готовить себя к трудностям и быть готова их преодолевать».
В.С. Черномырдин вручает именную стипендию выпускнице юридического факультета. Справа директор института А.В. Железняк
Директор института А.В. Железняк вот этих самых «трудностей» в своей работе хлебнул достаточно много. Он считает, что УРИ находится в дискриминационном отношении по сравнению с украинскими вузами. А всё потому, что его не признают на Украине государственным. Институт арендует здание, а ставка арендной платы неоправданно завышенная, раз в 10 выше, чем платят украинские вузы. В то же время срок аренды для ВУЗа был бы оптимальным, если бы соответствовал срокам обучения студентов. Однако почти ежегодно договора аренды меняются не в лучшую для института сторону. А чтобы построить свой институтский корпус, нужны соответствующие решения украинских властей и серьёзные капиталовложения. По этому поводу были инициированы десятки обращений ко всем ветвям власти Украины, в том числе и к премьер-министру Н.Я. Азарову, но воз и ныне там. Постоянно держат институт в напряжении и частые проверки. Вроде институт лицензированный, а проверяют и образовательные Министерства РФ и Украины, и силовые структуры: сотрудники МВД, пограничники, пожарники, иммиграционные службы и другие.
Широкий круг весьма существенных проблем затрудняют работу УРИ уже не один год. И все они в той или иной мере связаны с сотрудничеством Украины и России в сфере образования и науки. Уже отмечалось, что Украина и Россия подписали соглашения о взаимном признании и эквивалентности дипломов и учёных званий, а также обязались сотрудничать в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Однако Украине потребовалось целых пять лет, чтобы последнее соглашение вступило в силу. В прошлом году с некоторыми изменениями и дополнениями его пролонгировали ещё на пять лет. Но с сожалением нужно констатировать, что даже сейчас эти соглашения работают не в полной мере, далеко не всех обладателей российских дипломов и научных степеней спасают от неприятных бюрократических процедур на Украине.
Пять лет учёбы пропали недаром, вот он, заветный диплом и книга В.С. Черномырдина на память!
Не единичны случаи, когда выпускнику УРИ с российским дипломом государственного образца приходится проходить процедуру нострификации (признания диплома), которую проводит Министерство образования и науки Украины. Это предполагает перевод диплома на украинский язык и ряд других довольно ощутимых в финансовом отношении бюрократических процедур, которые могут тянуться несколько месяцев. Такая же самая история случается и с обладателями учёных степеней. Кандидат социологических наук УРИ (фамилию по этическим причинам опускаем) защитил диссертацию в России, а на Украине ему пришлось доказывать актуальность своей диссертации и защищать её снова. Получается, что для украинского бюрократа межправительственные соглашения о признании образовательных документов не указ. Собственно, для этого есть объективные причины, связанные с непоследовательными шагами Украины в вопросах гуманитарного сотрудничества со странами СНГ. И только лишь в июле 2012 года в договор девятилетней давности были внесены изменения и дополнения (протокол от 12.07.2012), которые окончательно внесли ясность в этот вопрос.
А вот российские работодатели, по замечанию директора института, настроены более прогрессивно и ценят знания, навыки, умения и профессионализм, что сказывается на конечном результате профессиональной деятельности работника. И только потом в случае необходимости могут потребовать соответствие документов об образовании.
В настоящее время украинская сторона проводит процедуру лицензирования, которой занимается Министерство образования и науки Украины. Институт имеет две лицензии — украинскую и российскую, но признать полномочия российской лицензии на право осуществлять образовательную деятельность на своей территории Украина явно не желает. Необходимо в рамках Закона о высшем образовании, чтобы российское учебное заведение имело ещё и украинскую лицензию. А зачем, когда государства уже давно договорились о взаимном признании школьных и вузовских дипломов, документов о получении учёных степеней кандидатов и докторов наук? Чтобы решить этот вопрос, нужна добрая политическая воля, а ею украинские политики как раз не грешат.
Проблем у черниговского украинско-российского института немало, но всё же его руководство с оптимизмом смотрит в будущее и главную свою задачу видит в том, чтобы учебный процесс поднять на качественно новый уровень, превосходящий мировые стандарты. А чтобы её успешно решить, необходимо внимательнее присматриваться к зарубежному опыту и брать из него лучшее.
Но это, как говорится, в «мировом масштабе», а сегодня институт озабочен трудоустройством своих выпускников, потому что гарантированное предоставление первого рабочего места и карьерного роста сейчас решаются весьма слабо. Высшая школа стала оторванной от работодателя. В Советском Союзе для студентов после получения дипломов существовала система распределения, и им была обеспечено рабочее место. Теперь этого уже нет, зато процветает формализм, когда от института требуют показатели трудоустройства выпускников. Чтобы исправить это положение, институт перспективным направлением своей деятельности видит гарантированное трудоустройство, когда первое рабочее место каждый дипломированный выпускник обязательно должен получать по специальности.
Выпускники института.
И вот ещё один немаловажный факт из жизни института. С 12 декабря прошлого года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации за № 1074 он стал официально именоваться Украинско-Российский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» в г. Чернигове Украины.
***
Деятельность черниговского УРИ, являющегося единственным проводником российских «образовательных услуг» в северном регионе Украины, ярко высвечивает проблемы украинско-российских отношений в сфере образования. Они далеки от современных требований, когда мир глобализуется, а государства стремятся к интеграции своих экономик, сближению национальных культур.
Дух прагматизма затронул и такую, казалось бы, далёкую от утилитарных интересов высшую школу. Во многих странах стал развиваться рынок образовательных услуг. Лидером тут являются США, где доходы от экспорта «образовательного продукта» составляют порядка 18 млрд. долларов. Всё больше стран (по данным Международного бюро ЮНЕСКО — 129) включаются в борьбу за передел этого доходного рынка, стараются грантами и посулами хорошей жизни привлекать к себе на учёбу иностранцев. Тут можно сослаться на пример Польши, которая прилагает немало усилий, чтобы привлечь молодых украинцев в свои ВУЗы.
И это при всём том, что высшие школы Украины и России ориентированы на вхождение в современное европейское образовательное пространство. Одним из механизмов такой интеграции является Болонский процесс. Он даёт возможность готовить современных специалистов на основе европейских стандартов. Это открывает дорогу для признания украинских дипломов о высшем образовании на территории Европейского Союза. Прошло уже восемь лет, как Болонский процесс проторил себе дорогу на Украине (в России на два года раньше). И уже можно задаться вопросом, а что же за это время он принёс положительного, что кардинально изменилось в системе украинского высшего образования, кроме записи в дипломах выпускников «бакалавр» и «магистр»?
Директор Черниговского украинско-российского института, когда говорил о проблемах своего вуза, которые во многом надуманны по вине украинской стороны, обронил такую фразу: «Фактически чувствуем себя второсортным учебным заведением. Точно также чувствуют себя выпускники Украины и России при трудоустройстве в Европе». Лучше не скажешь! Украинские и российские дипломы о высшем образовании Европа не спешит признавать, и нужно ещё пройти повторную пересдачу целого ряда предметов, чтобы получить «истинное» европейское образование, а потом уж получить работу. О каком уж тут доверии друг к другу участников Болонского процесса можно вести речь!
И ещё одна немаловажная сторона такой евроинтеграции, о которой не очень-то любят распространяться её сторонники. Проучившись пять лет и получив диплом магистра, лучшие выпускники украинских вузов спешат на вольные хлеба Европы, потому что получить работу по специальности в родных пенатах весьма и весьма проблематично. Фактически происходит «утечка умов», а когда из страны «вымывается» интеллект, она обречена на второсортное существование, становится этаким «объектом», которым легко управлять извне.
Российская Федерация и Украина декларируют, что продвижение образовательных услуг в другие страны является прерогативой их внешней политики. А потому акцент по линии Министерств образования двух стран делается на взаимный обмен студентами. Так в результате договорённостей 2010 года впервые украинские студенты получили возможность обучаться на бюджетной основе в российских вузах, а российские студенты — в украинских, но это касалось всего лишь нескольких сотен студентов-бюджетников (на коммерческой основе в вузах двух стран ещё до этих договорённостей обучалось и сейчас обучается на порядок больше студентов).
Однако начало обмену было положено и внушало оптимизм, что с каждым годом число студентов-бюджетников будет только увеличиваться. Но весьма скромные цифры, озвученные в интервью руководителя «Россотрудничества» К. Косачёва еженедельнику «2000» («Россотрудничество: лимузин без бензина», 30.О5.2013), заставляют думать о декларативном подходе в столь важном аспекте сотрудничества.
Всего 41 украинца официально готова принять в свои ВУЗы российская сторона в этом году. И даже поправка К. Косачёва, что ещё 55 мест выделено для Крыма, не спасает неприглядного положения. Не лучше обстоят дела и с украинскими квотами для россиян, они на том же уровне. Вот и получается, что доброе начало забуксовало, как уже не раз случалось в отношениях между двумя странами. И как тут опять не вспомнить Виктора Степановича Черномырдина, его ставшей крылатой фразу «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Летом прошлого года институт Горшенина провёл среди детей «Артека» социологическое исследование «Мы украинцы». Среди многих вопросов был и такой: «Где бы ты хотел получить высшее образование?». Большинство детей (66,7 %) желали бы учиться дома, более 42 % — за границей (в Европе и США), и только около 9 % не прочь были бы получить образование в России. Тут есть серьёзный повод для размышления, как для российской, так и для украинской стороны. Если Россия всерьёз стремится к экспорту образовательных услуг на территорию Украины, и наоборот, если Украина не на словах, а на деле стремится к развитию взаимовыгодных отношений со своим восточным соседом в сфере образования.
Ещё при президенте В. Ющенко Украина подписала «Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств», а через пять лет он был подтверждён, но вот статьи третью и пятую украинская сторона из этого документа исключила. А они гласят о реализации совместных проектов в области образования; взаимодействии в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров; согласовании государственных стандартов образования; взаимодействии в области признания документов об образовании, учёных степеней и званий на основе двухсторонних и многосторонних договоров, а также о формировании общего информационного пространства. Получается, что Украина во всём этом абсолютно не заинтересована. Вот это как раз та «ложка «дёгтя», которая портит все положительные достижения, а их всё-таки немало, двухстороннего сотрудничества в сфере образования между Украиной и Россией.
Но это чисто практичный взгляд на проблему взаимоотношений двух стран в сфере образования. Нужно помнить, что у народов Украины и России во многом схожий менталитет, обусловленный единым духовным и социокультурным развитием, у русского и украинского народов общие исторические корни и одна православная вера. И вот это даёт надежду, что, несмотря на все сложности межгосударственных отношений, Украина и Россия обязательно сумеют договориться о взаимовыгодном сотрудничестве во всех областях экономики и культуры, в том числе и в сфере образования, что вполне соответствует духу и развитию добрососедских отношений между двумя странами.
Наглядным тому подтверждением является деятельность Черниговского украинско-российского института.
P.S. Статью можно прочитать здесь: //odnarodyna.com.ua/content/chernigovskiy-ukrainsko-rossiyskiy-institut-vperyod-i-pryamo