С известным черниговским художником Олегом Синельником знаком уже давно и всегда с интересом слежу за его творчеством. Даже как-то попросил сделать иллюстрации к моей книги «Таємниці Болдиних гір». На просьбу он откликнулся охотно, иллюстрации получились удачными. Но как всегда бывает в случаях, зависящих не только от воли автора, книга вышла в иной обложке. Тем не менее, рисунки Олега остались и украсили мой опус, за что я премного ему благодарен.
Художник он самобытный, неординарный, манера его письма сразу бросается в глаза, заставляет подолгу с интересом рассматривать его творения, будь то портрет или политплакат на злобу дня. Кому-то его работы нравятся, а кому-то – нет, что впрочем, вполне естественно для художника, обладающего столь саркастическим даром. Можно с ним и поспорить, как иной раз он трактует некоторые свои образы. Но несомненно только одно – его творчество не оставляет никого равнодушным. Чтобы убедиться в справедливости моих слов, достаточно зайти на блог Олега Синельника на городском портале «Gorod.cn.ua» и почитать отзывы. Там он один их самых читаемых.
И вот в газете «Гарт» прочел статью об итогах конкурса на лучший туристический логотип города. Ба-а! Оказывается, Олег Синельник принимал в нём участие, его работа отмечена среди лучших! Но что удивило, конкурс выиграл человек, который никогда не бывал в нашем городе и разработал свой логотип, знакомясь с Черниговом только по интернету!
Статья разочаровала: как могло случиться, что серый клубок ниток, предложенный симферопольцем, вдруг покорил членов жюри, а яркая и нарядная буквица «Ч» (так удачно названая одним из её сторонников), такая узнаваемая и получившая одобрение многих черниговцев, откатилась на второе место? И захотелось подробнее разобраться в этом вопросе.
В последние годы стало модно, чтобы город помимо официального герба имел ещё и свой легкоузнаваемый бренд с присущими только ему отличительными чертами, несущими оригинальную информацию. Попросту говоря, имел свой товарный знак или торговую марку. Характерные черты товарного знака наглядно отображаются в логотипе. А логотип, если следовать буквальному переводу с греческого, является словесным отпечатком, полным или сокращённым начертанием бренда.
И конечно, следуя новым веяниям, Чернигов должен иметь свою оригинальную торговую марку, которая бы привлекала в наш город туристов. Нужно полагать, именно такую задачу и ставили перед собой организаторы конкурса.
И глубокая признательность неравнодушным людям, загоревшимся такой благородной идеей. Весьма своевременной в преддверии европейского чемпионата по футболу. «Евро – 2012» привлечёт в нашу страну много туристов, они не минут стороною Чернигов. А древней столице Сиверского края есть чем гордиться, есть, что показать иностранцам.
Поэтому неудивительно, что конкурс на лучший туристический логотип вызвал интерес профессионалов не только Чернигова, а Киева, Львова и Симферополя, что очень отрадно, говорит о популярности черниговского конкурса в Украине.
Представленные девятью участниками работы были далеко не однозначными, не все соответствовали конкурсным требованиям. Во второй тур вышли пять наилучших, среди них отобрали две: Антона Сторожева и Олега Синельника. В конечном счете, победу одержал бренд симферопольца Антона Сторожева.
Его работа, по мнению большинства членов жюри, отвечает требованиям конкурса и созвучна девизу «Чернигов – город легенд». Этакий «клубок легенд», разматываемый гидом по туристической карте города, должен прийтись по сердцу туристам. Но и яркую буквицу «Ч» Олега Синельника, посчитало жюри, нельзя игнорировать.
Так чем же таким особенным работа Антона Сторожева покорила сердца членов жюри, неужели только простотой исполнения, лаконичностью и выразительностью? И невольно возникает вопрос: «А не было ли тут некоей предвзятости по отношению к нашему художнику? Известно, что не нужно искать пророка в своём доме, он всегда найдётся на стороне. Вот и нашли «на стороне» Антона Сторожева с его товарным знаком. Оказывается, он хорошо смотрится на различных носителях и достойно может представлять наш город.
Одной из функций логотипа является
фатическая. Это малопонятное слово из лексики социальной психологии, в обыденной жизни на уровне нашего житейского сознания можно характеризовать термином "
беспредметный разговор". Вот такая получается закавыка - одним из критериев логотипа является выраженное художественными средствами «
бессодержательное» начало.
Может быть, сказано заумно, но это как раз та самая заумь, которую интуитивно почувствовали многие черниговцы. И разочарованные логотипом Антона Сторожева, отвергли его как бренд нашего города.
Бесспорное «академическое» достоинство логотипа Антона Стороженко стало серьёзным недостатком. Он так «упростился» что его обобщённая, абстрактная символика непонятна. Выразить это можно словами: «Давайте поговорим обо всём и ни о чём конкретно». «Волшебный клубок» симферопольца применим к любому городу Украины: Киеву, Львову, Дрогобычу, Луцку… Да мало ли древних православных городов на нашей земле, обильной легендами!
А ведь существует непреложное условие для товарного знака, а значит, для логотипа. Он «
должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение». В нашем случае заблуждение разительное: запуталось в своей оценке жюри и ввело в заблуждение администрацию и жителей Чернигова.
Что касается логотипа Олега, тут хочется говорить возвышенно. Он эстетичен, потому что наряден, как яркое кружево, словно многослойный фольклорный костюм, будто красочная скоморошья шапка. Он увлекает воображение и радует глаз, рассматривая его, поднимается настроение, будто бы в ожидании праздника, который невозможен без сказки.
Каждый виток буквицы «Ч» - красочная цветовая гамма, узорочное шитьё в колоритном венке черниговских преданий.
Эта витиеватая буквица «Ч» уж очень сродни сказочному кренделю (на рождественской ёлке могут висеть такие). Так и хочется зайти в магазин и купить несколько вот таких кренделей. Не думаю, что будет сложно наладить их производство. В «пряничном, съедобном формате» сувенир, безусловно, будет привлекателен черниговцам и гостям города своей необычной формой.
А если немного фантазии, можно представить буквицу «Ч» на украинских рубашках (вышиванках), хороший эксклюзивный сувенир для иностранных туристов!
А логотип Антона Стороженко помимо того, что имеет весьма натянутое отношение к нашему городу, очень уж тускл и сер, как жизнь нашего «пересічного громадянина».
Если хотите, логотип - это код! Проча серый клубок ниток в логотип нашего города, мы кодируем существование и развитие Чернигова в весьма невнятном формате бесцветной обыденности. Грустно, весьма грустно, но объяснимо. Может, члены жюри, прагматичные бизнес-люди, «приняли к производству» абстрактный, более простой в исполнении логотип потому, что затрат на него меньше!?
А как же тогда с патриотизмом, что, это слово ныне не в моде? Весьма прискорбно, что среди членов жюри не нашлось патриотов своего города, которые сумели бы отстоять истинно черниговский бренд, а преобладала отвлечённая якобы «профессиональная» точка зрения, хотя очевидно, что это далеко не так.
Как бы ни было, ситуация, возникшая по поводу результатов прошедшего конкурса глубоко конфликтна. Разрешить её могло бы народное голосование. Поэтому поздравлять черниговцев с удачным завершением конкурса на лучший туристический бренд города ещё рано.