Как журналисты к черниговцам в гости на Пасху ходили
Доводилось ли вам когда-нибудь опробовать на себе традицию и отведать в праздничные дни 12 пасочек? Если нет — не расстраивайтесь! Наши журналисты взяли на себя эту ношу и погостили у известных хозяюшек и хозяев нашего города. Все счастье и здоровье, которые мы, согласно поверью, должны будем получить на весь следующий год, мы с большой радостью разделим с нашими читателями!
Олег Бойко, музыкант: «Перед Пасхой у нас во всем была умеренность»
— Для меня Пасха — это, конечно же, праздник веры, а не желудка. Для нашей семьи она символизирует надежду, свет и покой. Эти дни мы проводим дома или в гостях у родственников, общаемся, едим, к сожалению, много... Сами мы куличи — так сложилось — не печем, но у нас есть бабушки, которые в полной мере обеспечивают нас своими вкусностями.
Хотя я довольно много ездил по разным странам, но так сложилось, что именно на Пасху я никогда никуда не попадал. Поэтому и не могу сказать, что чьи-то традиции по-особенному повлияли на меня.
В этом году Светлое воскресенье как раз совпало с днем рождения моей жены. Не знаю, как ей, но мне очень понравилось, — смеется Олег. — А вот Великий пост мы, увы, не соблюдали, но умеренность перед праздником чувствовали во всем... Страстная неделя вообще тяжелой выдалась. Но мы верим, что все будет хорошо.
Что пробовали: кулич. Без сомнения, вкусный! Мамин же!
Татьяна Логвиненко, администратор ресторана «Колыба»: «У нас дух праздника, а не дух питейного заведения!»
— На Пасху в нашем ресторане было много посетителей. Выступал народный ансамбль «Будьмо», пел народные песни, веснянки, поздравляли всех с праздником. У нас вообще принято на разные праздники готовить какие-то мероприятия — наши посетители к этому привыкли и всегда ждут новинок. Мы и стол праздничный, само собой, готовили, на нем стояли куличики — как подарок гостям, испеченные специально для «Колыбы» по старым «бабушкиным» рецептам, на кухне повара готовили домашнюю колбаску, буженинку...
Праздник у нас чувствовался очень сильно! Я сама на Пасху была тут, в «Колыбе», но в качестве гостя — на дне рождения. И я видела, какие все были радостные! Даже когда именинника поздравляли с рождением, то прежде всего говорили о Пасхе, а уже потом о нем... Многие приходили со своими пасочками, угощали официанток, между столами обменивались... Здесь был дух не питейного заведения, как обычно бывает, а дух Праздника!
Чем угощали: девятью разными куличами, один другого вкуснее, — и теми, которые испекли для посетителей, и теми, которые работники из дому принесли... К угощению подавали травяной чай — из мяты, лаванды и чебреца. Рассказали, что травы эти не на базаре покупают, а их в «Колыбу» приносит «особенный дедушка».
Отец Роман, священник Украинской Православной Церкви Киевского патриархата: «Мы, земные люди, всегда ищем чудеса, а они ведь всегда рядом...»
— Все празднование Пасхи у священника начинается в церкви: сначала похороны Плащаницы, потом Пасхальная утренняя, литургия... Самым главным моментом считается время перед утренней, когда свет в храмах гасится, а все прихожане выходят на улицу со свечками, с хоругвями, и торжественно поют. А потом уже можно и по яичку скушать, похристосоваться, поздравить друг друга...
Разница между Пасхой сегодня и лет 15 назад заметная: многие из тех, кто не были воцерковлены тогда, сейчас уже ходят в храмы. Но в те годы в церковь ходили только те люди, которые чувствовали, что идти туда нужно, а сейчас это, возможно, дань моде или действие по принципу «Баба Маша сказала, что надо пойти посвятить пасху, ну, я и пойду». Вот что для американцев, например, Рождество? Это индейка и подарки. Может быть, что и некоторые наши люди Пасху воспринимают похоже...
Пасхальными куличами нас, священников, конечно же, много угощают, но и здесь, в епархии, мы свои печем. А чтобы они удавались, как говорят матушки, главное не рецептам следовать, а делать все с благословения.
Иногда меня спрашивают о пасхальных чудесах... Я отвечаю, что нужно помнить одно: самое большое чудо — это превращение хлеба и воды в Тело и Кровь Христа. Еще у Православной церкви есть пасхальное чудо — пришествие Благодатного огня с неба. А каких-то земных чудес, до которых можно дотронуться... что-то я и не припомню. Но могу рассказать о чудесах за прошедший год, свидетелем которых я стал: в нашу домовую церковь в епархии была привезена часть мощей Иоанна Тобольского — и пять человек получили исцеление от этих мощей. А перед Великим постом в этой же церкви мироточили иконы... Хотя они не старые, написаны года четыре назад.
Но это же мы, земные люди, всегда ищем чудеса, а искать их не надо — они всегда нас сопровождают.
Чем угощали: несколькими сортами кулича. И с изюмом, и с ванилью, и рассыпчатыми, и пухленькими...
Оксана Туник-Фриз, заместитель мэра Чернигова: «Мой сын правильно отвечает на приветствие «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес! Воскреснет и Украина!»
— Пасха для меня — важный праздник еще с самого детства. Раньше мы очень часто ездили на родину моего папы, на Западную Украину, и там праздновали Пасху всей семьей. Да и не только на Западной Украине — моя бабушка из Репок, и о тамошних традициях я тоже помню. У бабушки всегда пекли куличи, красили яйца и очень ответственно готовились к Празднику — убирали в хате, белили стены, и я еще ребенком всегда принимала в этом участие.
Я не могу сказать, что наша семья как-то особенно религиозна, но христианских принципов мы стараемся придерживаться. Мы уважаем все праздники, у нас есть духовный отец, это отец Мирон, и я знаю свою церковь — это Пятницкая церковь. Я с уважением отношусь ко всем религиям, ко всем конфессиям, но у меня есть свое личное видение, свое понятие духовности, своя церковь.
Моему сыну сейчас четыре года, но он все понимает и все знает — и историю праздника, и кто такой Христос... Только он все время путает и говорит вместо «евреи» — «еврейцы», — смеется Оксана Владимировна. — Но на пасхальное приветствие Вова правильно отвечает. «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес! Воскреснет и Украина!»
Он у нас вообще очень интересный. Недавно рассказал, что получил письмо от президента — и «читает»: «Здравствуй, Вова! Пишет тебе президент. Как твои дела? У меня не очень, опять поругался с Юлькой». В нашей семье он такого услышать не мог... Наверное, это из новостей.
Поста я, к сожалению, не придерживаюсь... Возможно, я до этого еще не дошла. Надеюсь, что когда-то я достигну такого уровня, когда возьмусь за это.
Чем угощали: куличами трех сортов. От «Нашей булочки», от фирмы «Пава» и куличом, который испекли Вова с бабушкой. Вкусные и сочные куличи были у Оксаны Владимировны.
Отец Виталий, священник греко-католической церкви: «На Пасху мы приглашаем к себе в церковь обездоленных людей, навещаем дома немощных людей, старых и больных»
— Паства у греко-католической церкви Чернигова не очень большая — около 80 человек, но на праздники приходит больше — и те, которые каждое воскресенье на службу не ходят. А постоянных прихожан (отец Виталий красиво называет их «вірними». — Ред.) человек 40 — это и дети, которых мы крестили, и люди постарше. Кроме пасок и куличей у нас есть еще и пасхальный ягненок — его испекла наша прихожанка пани Дара. Ягненок, которого закололи в жертву, — это символ Иисуса Христа, который принес себя в жертву за спасение наших душ. А пасхи и куличи мы и сами пекли, и верующие приносили, угощали...
Кроме религиозного празднования у греко-католиков есть еще традиция — устраивать пасхальные «гаївки». Мы собираем и молодежь, и желающих постарше или у нас во дворе, или на природе — и там играем в подвижные игры, празднуем Пасху. Также на Пасху мы приглашаем к себе в церковь обездоленных людей, угощаем их, готовим им программу, навещаем дома немощных людей, старых и больных — их адреса нам дают в государственных учреждениях. В этом году мы еще и в СИЗО ходили, и в тюрьму — чтобы радостью воскрешенного Христа поделиться со всеми людьми.
Чем угощали: так мы заговорились с отцом Виталием, что об угощении и забыли. Но это не страшно: свои двенадцать сортов мы попробовали, ведь почти каждый, кто нас принимал, предлагал по 2-—3 варианта выпечки.
Владимир Ступак, глава областной организации УНП: «Мама рано утром выводила нас на улицу смотреть, как солнце «играет»
— Пасху мы встречаем за столом, в семейном кругу — вот возле меня мой брат Виктор, моя крестница Оля, ее сын, подруга нашей семьи Татьяна Федоровна... Такая традиция у нас еще с детства. Мы с братом родом из Коропского района, и в нашем селе долгое время не было церкви — единственную, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, уничтожили в 1963 году, сделали из нее клуб, а возле него, на территории всего майдана перед церковью — футбольное поле, вот такая большая была церковь. В те времена верующих сильно преследовали — помню, во втором классе меня вызывал к себе директор школы, когда узнал, что моя мама ходила на сборы религиозной общины, и у меня тогда были неприятности... Ну а когда я был уже старше и работал учителем географии в чемерской школе, нас, учителей, заставляли дежурить в пасхальную ночь около церкви и записывать, кто из учеников идет святить пасхи... Это было, конечно же, неприятно, но приходилось. И мы с коллегами тогда договаривались, что караулить-то мы пойдем, но ни на кого доносить не будем. И свое задание принимали как возможность наблюдать за службой в храме...
В нашей семье был культ Пасхи. Мама всегда пекла куличи, делала крашенки и писанки — красиво воском рисовала. Ближайшие церкви были километров за 15 от нас, и если кто-то из родственников или друзей приносил освященные в соседних селах яйца или пасху, это был настоящий праздник! Еще была у нас традиция: на каждую Пасху мама рано утром выводила нас на улицу смотреть, как солнце «играет», — считалось, что в этот день оно по-особенному встает. И до сих пор я каждый год наблюдаю за этим явлением, и до сих пор пасхальное солнце кажется мне особенным. А потом уже, после разговения, мы, дети, выходили на улицу, а там все праздновали, песни пели... Дети играли в «битки» — у кого крашенка крепче.
Сейчас для меня Пасха — это праздник, который всех объединяет. Кто ходил в церковь, кто нет, кто постился, кто нет, но в этот день все — и друзья, и недруги, и коллеги, и оппоненты — обязательно поздравляют друг друга, обнимаются, христосуются.
Чем угощали: куличами и пасхой. Отдельно отметим — творожная пасха Татьяны Федоровны была невероятно нежной и вкусной!
Татьяна Руденок, руководитель агентства «Погода в доме»: «Когда стучишь — тебе всегда откроют!»
— Прежде чем говорить о празднике, я хотела бы передать через «Взгляд» благодарность. Я ведь уже несколько лет занимаюсь уборкой территории неподалеку от «Сиверянки» — там улица, лес, остановка... Потому что, знаете, ну, «некому» там убрать. А в этом году я никак не успевала. Обратилась к командиру соседней воинской части, попросила его помочь — солдаты ведь все равно уборкой занимаются, а в роще они сок берут... Военные согласились. Потом я пошла к Свидетелям Иеговы — у них храм на моей «подшефной» улице стоит — и их попросила. И они согласились! Военные убрали в рощице, а «свидетели» — как раз в субботу перед православной Пасхой — до неузнаваемости, очень добросовестно вычистили улицу! И вот им я хочу сказать очень большое «спасибо!». Теперь я на сто процентов уверена: когда стучишь — тебе всегда откроют! Этот случай даже можно назвать своеобразным пасхальным чудом.
А если вернуться к Пасхе, то этот праздник для меня лично существовал всю жизнь, не было такого, чтоб нет-нет, а потом раз — и появился. Говорят, что раньше его запрещали, но на моей памяти такого не было. Я в детстве жила на окраине Чернигова, наша улочка была как свой отдельный мир. И там всегда и пасхи пекли, и крашенки делали... И никто ничего не запрещал.
Сейчас я куличи пеку редко — в основном этим дочка занимается. Но раз уж мне сказали, что ко мне придут гости есть именно мой кулич — то я уж взялась за дело. Основа рецепта — из книжки свекрови, еще 50-х годов, но все остальное я додумала сама. Печем мы всегда куличи вместе с соседями (мы даже шутим, что у нас — одна шестикомнатная квартира с двумя кухнями). Соседи просыпаются раньше, ставят опару, она подходит — и выпечку делают как раз в двух духовках. Они испекли — а там уже и наше тесто подошло, тоже на две духовки...
Святить куличи хожу в Спасо-Преображенский собор — мне там уютнее всего, близок он моей душе.
Чем угощали: не зря Татьяне Викторовне присвоили титул «Черниговская хозяюшка-2008»! Кроме куличей с макушками из безе, на столе нас ждали котлетки, картошка-«вулкан», рыба с лимончиком во рту и множество других аппетитных блюд.
Свеженький рецепт от Татьяны Руденок: кружочек лимона, сверху немножко сахара, тертый на мелкую терку сыр, майонезная «сеточка» и дробленые грецкие орешки сверху. Закуска изумительная!
Лилия Ибрагимова, руководитель арт-студии «Колибри»: «Понятие доброты универсально для всех религий»
— Пасха для нас — это очень большой семейный праздник. И не только из-за своей важности для христиан он большой, но и из-за того, что семья у нас большая. По традиции, в этот праздник у нас в доме собираются все-все родственники, все крестники и племянники. Но мы не только едим пасхи и куличи, мы всегда стараемся сопроводить наши гулянья культурной программой. То дети играют на музыкальных инструментах, то показывают представления или то, что они сделали своими руками... Это не только интересно для всех, но и полезно: кого-то из ребят похвалят за успехи, а кому-то будет стимул подтянуться, поработать над собой...
Говорят, наша семья немного необычная: я православная, а мой муж — буддист. Но для нас это никогда не было проблемой, ведь религия должна объединять. И мой муж всегда говорит, что нету разницы, верующий человек или нет, если в жизни он ведет себя толерантно и разумно. Ведь, например, такое понятие, как доброта, — универсально для всех религий, и оно не одно такое...
Чем угощали: и куличами, и двумя видами пасхи, и марципановыми яйцами, и все — вкуснее не бывает!
Мирослава Вытриховская, актриса Молодежного театра: «Каждый должен постепенно прийти в свой храм»
— Салфетка, на которой сейчас стоит наш кулич, была вышита моей мамой в 1949 году, когда ей было 20 лет. У меня было много семейных реликвий — и бабушкиных вышивок, и прабабушкиных — но многие я отдала в музей, а эту оставила себе. У меня с детства осталось очень много светлых воспоминаний об этом празднике...
Я же родом из-под Львова, и там традиции немного другие, нежели тут. Там всегда особенно почиталась Страстная неделя — люди вычищали дом, люди очищались душой... Ведь только подумать: как мы холим свое бренное тело, мы его и кормим, и одеваем... И как мало мы по сравнению с этим думаем о своей душе... Нам, детям, в Страстную неделю полагалось и поститься, и непременно исповедоваться. И хотя в советское время особо следили за прихожанами храмов, мы с семьей никогда не прятались — помню, я всегда открыто шла с мамой и папой в церковь. А в Страстную Пятницу нужно было от порога церкви на коленях проползти до Плащаницы и поцеловать ее... Ну и, конечно же, за праздничным столом тоже было много обрядов: нужно было свяченой воды выпить, отец читал молитву, потом мы все садились за круглый стол, делили одно освященной яйцо на всех, пробовали ароматную пасху...
Я теперь понимаю, что там это был пласт культуры, а когда я приехала сюда, то увидела, что тут это скорее мода.
Я пытаюсь повторить для своей Соломии то, что мне передала мама. Но в то же время в нашей семье никто никого не насилует: моя дочь молится так, как ей нужно, у нее свое понятие Бога... Я уверена: каждый должен постепенно прийти в свой храм.
Куличи я пеку сама. Я очень люблю печь, мне кажется, если бы мне довелось оставить работу актрисы, я бы открыла свое небольшое пекарское дело... Я твердо знаю, что тесто не любит пропорций. Поэтому куличи пеку «на глаз», а главное — чтобы вокруг были тишина и покой.
Раньше иногда получалось, что мы выходили на сцену и в Страстную пятницу, и на Пасху. Но как-то мы на Страстную пятницу показывали «Зачароване коло», и у нас прямо на сцене загорелся киот... А я тогда играла ведьму, и вот я стою вся в шелках, с распущенными волосами... Все очень испугались, — хорошо, что Саша Куковеров быстро сориентировался и загасил огонь. И с того времени мы в Страстные пятницу, субботу и на Пасху ничего не ставим. Да и не нужно оно никому в эти дни...
Чем угощали: вкуснейшим ароматным куличом и не только!
Мария Ермак, официантка кафе «Абажур»: «Мы старались сделать каждый кулич и красивым, и вкусным — а это очень нелегкая работа »
— Ой! А почему же вы на саму Пасху к нам не пришли! У нас были таки-и-ие красивые куличики! Мы каждый отдельно украшали, они очень красивые были! Да мы не только куличики украшали, а и все помещение — мы к каждому празднику стараемся придумать что-то новое. Вот сменили выставку картин — на стенах теперь висят детские, очень жизнерадостные рисунки. А в прошлом году мы, официанты, сидели прямо тут, за столами, и делали эти красивые пасхальные яйца в технике декупаж — они остались с прошлого года и радуют посетителей. Рецептов для выпечки мы пересмотрели большое множество и остановились на одном — рецепте Выдубичского мужского монастыря. Его особенность в том, что в тесто входит вдвое больше дрожжей, а еще ром. Но и сырные пасхи мы тоже готовили.
Посетителей у нас на Пасху было, конечно же, много. Но надо отметить, что большинство были не наши постоянные клиенты, а чаще гости, много было киевлян.
В этом году на Пасху я работала, а обычно езжу к бабушке в Нежин — у нее есть печь, и все женщины нашей семьи собираются, вместе месят тесто и делают куличи. И самое больше пасхальное чудо для меня — это то, что вся семья собирается вместе. Святить кулич я ходила в храм Архистратига Михаила, на Боевой.
Чем угощали: мягкий, сочный, желтенький ромовый кулич — маленькое произведение кулинарного искусства на тарелочке.
Передаем благодарность "Женскому такси" и его директору Юлии Нитченко за помощь в подготовке публикации!
Анна Прейс и Вера Едемская, еженедельник «Взгляд» №17 (098)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Пасха, гости, Анна Прейс, Вера Едемская